Цели урока:
- обобщить и закрепить полученные знания об основных классах неорганических веществ и их химических свойствах;
- отработать умения классифицировать неорганические вещества и развить способность легко распознавать формулы неорганических веществ;
- прививать интерес к химии, аккуратность и чёткость при выполнении химического эксперимента.
Оборудование и реактивы:
- персональный компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, (Приложение 2) (при разработке презентации использовались материалы из Интернета);
- коллекции образцов неорганических веществ;
- демонстрационные карточки с формулами солей;
- инструкционные карточки для выполнения эксперимента;
- «чёрный ящик»;
- игровые листы;
- опорные таблицы;
- пробирки в штативе на каждом столе;
- химические стаканчики и стеклянные палочки;
- универсальная индикаторная бумага;
- рабочие карты для работы на уроке;
- растворы: соляной кислоты (1:10), гидроксида натрия, фенолфталеина, метилоранжа.
Тип и вид урока – обобщающий урок с элементами коррекции знаний, умений и навыков.
Методы и методические приемы: демонстрационный, словесный (беседа по вопросам, рассказ), наглядный, исследовательская работа.
Девиз урока: «Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать» (Гёте).
ХОД УРОКА
I. «Химическая разминка» (10-12 мин.)
Беседа с классом по генетической схеме (Приложение 5), показывающей взаимосвязь неорганических веществ. Работа с интерактивной доской (3 ученика по слайдам 1, 2, 3), а класс выполняет задания на игровых листах № 1 (Приложение 1) по вариантам. Листы забираются для последующей проверки. Оценивается работа учащихся у доски.
II. Экспериментальная часть (15 мин)
Беседа при просмотре видеофрагмента «Техника безопасности при работе с растворами кислот и щелочей». Выполнение лабораторных опытов по инструкционным карточкам (Приложение 3).
Комментированное домашнее задание: домашний эксперимент и задание по опорной таблице «Кислоты» (предложить три способа получения соли-хлорида кальция).
III. Занимательная часть (10 мин)
Заранее подготовленное выступление «Хранителей знаний»: сообщение о нитратах с демонстрацией рисунка, показывающего места наибольшей концентрации их в овощах; стихотворение с демонстрацией коллекции и опытов о карбонатах и «черный ящик» (Приложение 6).
IV. Закрепление знаний (8-10 мин)
Упражнения на знание формул и названий солей с демонстрацией карточек. Игра с кубиками по игровому листу № 2 (Приложение 4).