Цель: повторить, обобщить, систематизировать и углубить учебный материал по теме "Индивидуальное развитие организма" (на примере многоклеточного организма животных).
Задачи:
- Обучающие: закрепить знания основных понятий темы; показать роль гена (генетический контроль) и гормонов в индивидуальной программе развития; установить влияние вредных факторов на развитие организма; содействовать формированию потребностей ведения здорового образа жизни.
- Развивающие: продолжить формирование навыков работы с книгой, с дополнительной научной литературой, немыми таблицами, интерактивной доской; развивать умение готовить сообщения, анализировать рисунки учебника, обобщать и делать выводы, выявлять закономерности.
- Воспитывающие: показать отрицательное влияние алкоголя, никотина, лекарственных препаратов, применяемых без назначения врача на эмбрион.
- Оборудование: таблица "Критерии живых систем"; программа мультимедиа; коллекции насекомых; влажные препараты по развитию животных.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Приветствие и определение готовности к уроку.
2. Вводное слово учителя:
Тема " Программа индивидуального развития организма" одна из наиболее важных тем курса Биологии, так как изучаемые вопросы с одной стороны, хотя и хорошо вам известны по предыдущим курсам, но раскрываются более подробно, с учетом современных научных достижений, кроме того, являются значимыми для каждого человека, поскольку касаются здоровья его самого и его потомков.
Совместное с учениками определение цели и задач урока.
3. Повторение и обобщение по теме
Школьники работают в группах, с использованием коллекций насекомых и влажных препаратов, за которой закрепляется консультант (оказывает помощь одноклассникам, проверяет формулирование выводов в ходе урока (Приложение №1). Каждая группа получает задание в виде алгоритма, выполняет его и после завершения работы всех групп делегирует своего представителя для отчета перед классом. Выступление каждой группы заканчивается формулировкой выводов по выполненному заданию и фиксированием его в тетради обучающихся.
Рубрика "Разминка"
Задания групп.
Группа №1.
Из предложенных терминов отберите те, которые относятся к теме "Онтогенез".
Составьте синквейн к понятию "Онтогенез".
Группа №2. Приложение №2 (слайд №1).
Что такое онтогенез? Дайте определение.
Назовите последовательно периоды онтогенеза.
Какие периоды являются наиболее значимым и почему? (гаметогенез, эмбриогенез).
Группа №3. приложение №2 (слайд №2,3)
Дайте название рисунку ("Дробление оплодотворённого яйца ланцетника и образование зародышевых листков или эмбриогенез ланцетника").
Назовите последовательно этапы эмбриогенеза ланцетника, указав соответствующие цифры в рисунке? (1 - дробление; 2 - бластула; 3 - гаструляция; 4 - нейрула;)
Группа №4. приложение №2(слайд №4)
Дайте название рисунку. ("Эмбрионы животных на ранних стадиях развития").
Сравните развитие эмбрионов разных видов животных.
Сформулируйте биогенетический закон. В чём его значение? Кем он был выдвинут? (Ф. Мюллер, Э. Геккель). Кто внёс важные дополнения в этот закон в чем их ценность? (А.Н. Северцов)
Учитель (задаёт вопрос всему классу)
В чем сходство и отличие эмбриогенеза ланцетника и человека? (сходство - этапы эмбриогенеза: дробления, гаструляции, органогенез; основное отличие - органогенез, т.е закладка органов идёт по индивидуальной генетической программе, отсюда следует формирование индивидуальных признаков).
4. Углубление и систематизация знаний.
Учитель (ставит проблемный вопрос к уроку). В ходе обсуждения, группы заполняют информационный лист в тетради.
Я знаю | Я узнал | Выводы, которые могу сформулировать | Практическое применение знаний |
Каким образом из яйца возникает сложноустроенный живой организм? (запись на доске )
Сообщение учителя:
Одним из сложнейших вопросов стоящих перед биологией, установить принципы управляющие развитием живых организмов (Приложение №2, слайд №5)
По существу можно так сформировать вопрос: как реализуется генетическая программа (запись на доске) в ходе индивидуального развития?
Для ответа на поставленный вопрос мы можем составить программу развития, в ходе которой реализуется генетическая информация (Приложение №2, слайд №6 ).
Объектом программ является живая природа.
Вопрос классу: Назовите основной критерий живой системы, в ходе который может реализоваться генетическая программа индивидуального развития? (репродукция > наследственность - это есть цель живой природы).
Цель реализуется через программу, которая включает направление:
генетическое (генетический контроль) и как следствие гормональная регуляция;
этапы онтогенеза (последовательность действий направленных на реализацию поставленной цели).
Реализацию генетической программы можно проследить на различных примерах.
Отчет творческой группы в форме презентации по теме "Деференциация пола" (Приложение №3,4). В ходе работы обучающиеся заполняют информационный лист.
Физ. минутка
Влияние факторов внешней среды.
Белый лист ватмана - это идеальная модель, отображающая генетическую программу развития. Учитель на чистом листе ватмана делает пятна различной краской и задает классу вопрос: Что эти пятна для вас означают? (учащиеся высказывают свои версии).
Вывод: На ход онтогенез оказывают влияние многие факторы, особенно на ранних стадиях когда происходит закладка органов, тканей и организм в значительной степени беззащитен. К таким факторам относят: алкоголь, никотин, токсичные и наркотические вещества. Они нарушают нормальное развитие, способствуют появлению различных аномалий, могут прервать развитие особи у человека. Также ускорить или замедлить развитие могут факторы: температура, свет, влажность, действия химических соединений. Сообщение ученика (Приложение №3).
5. Обобщение по теме урока и формулирование выводов.
Выводы по уроку (выводы или обобщение делаются учениками или при непосредственном участии детей):
Программа индивидуального развития организма реализуется через последовательность действий и находиться под строгим генетическим контролем .
Индивидуальное развитие - результат точного баланса генов, реагирующего на многочисленные сигналы внешней среды. Нарушение этого баланса (возникновение разнообразных мутаций или существенные изменение условий развития) изменяют нормальный ход онтогенетических процессов.
Урок сегодня хотелось бы закончить словами С.Островского.
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках,
Самая красивая из женщин - женщина с ребенком на
руках,
Пусть ей солнце вечно рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин - женщина с ребенком
на руках.