Урок русского языка во 2-м классе "Упражнение в классификации слов и постановке вопросов к словам"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развивать умение распознавать одушевлённые и неодушевлённые предметы, уточнять представление о словах, обозначающих предметы;формировать умение применять на практике правила правописания безударных гласных;учить применять на практике полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе;
  • развивать интерес к русскому языку как учебному материалу на основе изученных правил через игровую форму обучения;закреплять понятие большая буква при написании собственных имён существительных и географических названии;обогащать словарный запас учащихся и работать над развитием их речи;
  • воспитывать чувство коллективизма, сопереживания и дружбы.

Оборудование:

  • таблица "Сиди правильно при письме",
  • слова-опоры: домашние животные, овощи, одежда, инструменты, игрушки, посуда,
  • какографический текст, рисунок Незнайки, двухцветные фишки, словарные слова ворона, февраль.

Ход урока

1. Организационный момент:

- Дорогие ребята! Сегодня в нашей школе необычный день. У нас в гостях учителя из разных школ нашего района. И я надеюсь, что им понравится наш урок, а вы сумеете показать, чему научились за это время.

2. Психогимнастика "Моё лицо":

- На улице холодно. Мёрзнем. Чтобы лицо не замёрзло, мы его растираем, пощипываем, а потом гладим его. Иногда, чтобы было смешно, строим рожицы. Посмотрите на рожицы. Смешно? Вот и улыбнулись. Потеплело.

3. Сообщение цели и задачи урока:

-На уроке будем выполнять задания, давать полные ответы, писать быстро, красиво и грамотно, внимательно слушать мои вопросы и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.

4. Минутка чистописания:

- Скажите, какое время года? (Зима)

-Назовите признаки зимы. (Мороз, снегопад, прилёт зимующих птиц, замерзание рек, озёр, тёплая одежда и т.д.)

-Назовите последний зимний месяц. (Февраль).

-Расскажите о правописании слова февраль. (Это словарное слово. Надо запомнить правописание безударной гласной е в корне слова, непроверяемой ударением).

-Какой вид работы мы выполняем? (Классная работа).

-Что вы знаете о правописании этого словосочетания? (Оно образовано от словарных слов класс, в котором надо запомнить правописание удвоенной согласной в корне слова и работа, в котором надо запомнить правописание безударной гласной а в корне слова).

- Все готовы к работе?
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Сяду прямо, не склонюсь,
За работу я возьмусь.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу!

-Напишите число, классная работа. Пишу быстро, красиво, грамотно.

-Отгадайте загадку:

Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закружила, замела,
Стала улица бела. (Метель).

-Закружила метель снежинки в хороводе, то стелется по земле позёмкой, то взмывает вверх снежной пылью. Так и мы в написании букв должны соблюдать высоту такого элемента, как "петля". Продолжите до конца строки.

- Прочитайте, что написано на доске:

воробей, Аврора, лев, клевер

-Что заметили? (Буква в в первом слове на первом месте, во втором слове на втором месте, в третьем слове на третьем месте, в четвёртом слове на четвёртом месте, значит, будем писать буквы Вв).

Письмо Вв целую строку с прибавлением количества букв: ВвВВввВВВвввВВВВввв.

Письмо слов: ветер, свитер, вьюга, валенки,

Володя, Высокогорский, Владимир Высоцкий, "Восток"

-На первой строке слова, которые относятся к зиме: ветер свищет, вьюга воет, надеваю свитер и валенки.

На второй строке слова, называющие собственные имена существительные: имя, район в республике Татарстан, певец- юбиляр, первый космонавт Юрий Гагарин полетел на космическом корабле "Восток".

Формирование знаний, умений и навыков.

1. Закрепление о словах, называющих предмет:

а) Занимательные рифмовки:

- Поиграем в группы слов. Кто из вас играть готов? Назовите одним словом. На каждой парте есть карточки домашние животные, игрушки, овощи, инструменты, одежда, посуда. Каждая пара пишет названия тех предметов, которые указаны на карточке:

Пёс, петух, корова, кошка,
Кукла, мячик и гармошка,
Лук, редиска, огурцы,
Молоток, топор, щипцы,
Платье, юбка и рубашка,
Бак, стакан, кастрюля, чашка.

(Выборочная проверка.)

-На какой вопрос отвечают? (Кто? Что?).

б) Деление слов на две группы в зависимости от того, что они обозначают: птиц или зверей. На доске написаны слова: тигр, сова, сорока, рысь, медведь, чайка, енот, ласточка, пингвин, тюлень, страус, летучая мышь, дельфин, кит.

Работа по вариантам:

-Учащиеся первого ряда выпишите названия всех зверей, а учащиеся второго ряда - названия птиц.

Фронтальная проверка.

-На какой вопрос отвечают эти слова? (Кто?).

-Что обозначают? (Предмет).

2. Словарно- орфографическая работа.

-Запишите слово ворона. Определите количество слогов, ударение, орфограммы.

Письмо на доске: ворона

- Когда так говорят?

"Считать ворон" (Глазеть по сторонам, отвлекаться).

"Белая ворона" (О человеке, который сильно отличается от других).

-Какая бывает ворона? (Черная, серая, крикливая, молодая, старая, большая, глупая, хитрая, :) .

-Какие действия выполняет ворона? (Живёт, летит, каркает, кричит, строит гнездо, выводит птенцов,:) .

- И воспитывает, кормит, учит своих птенцов-воронят, переживает за них, как ваши родители за вас. Птенцы тоже очень любят своих родителей , как и вы.

-Составьте и запишите предложение со словом ворона. Подчеркните слова, называющие предметы.

3. Работа над распознаванием слов, отвечающих на вопросы кто? Что?:

а)Восстановление деформированного предложения. Упр. 232.

-Сейчас выполним упр.232. Прочитайте задание. Составьте из слов первой строки предложение и т.д..

Письмо упр.. Проверка коллективная.

4. Игра "Поможем Незнайке":

-Что не знает наш Незнайка,

Ну-ка, быстро угадай - ка:

" Жыл у Пульки пёсик булка-
Знаю это точьно я.
А Авоска и Нбоска-
Закадычьные друзья!"

Коллективное исправление ошибок и объяснение правил правописания.

5. Вставить подходящие по смыслу слова:

а) Игра "Сам придумай":

У ______________ высокий рост,

У ______________ пушистый хвост,

У______________ крепкие рожки,

У ______________ тонкие ножки,

А у ____________ острые зубы.

Сам придумай про ежа,
Про ужа и про чижа.

(Слова для справок: слон, лиса, олень, газель, волк).

- Напишите предложения про ежа, про ужа, про чижа по выбору.

Поверка.

Итог урока:

-Что понравилось на уроке?

Домашнее задание:

- Придёте домой, расскажите родителям о сегодняшнем уроке. Выполните задания по индивидуальным карточкам. Прочитайте задание. Задание понятно всем? Урок окончен, спасибо всем, до свидания.