Задачи:
- Познакомить учащихся с животным миром леса;
- Знать по 5 представителей трех групп: звери, птицы, насекомые; их внешние признаки;
- Научить учащихся определять группу животного по имеющимся признакам.
Оборудование: презентация: животные (еж, заяц, белка, лиса, волк, медведь, лось, кабан, дятел, сойка, сорока, синица, бабочка, жук); картина леса с озвучением голосов птиц, таблицы с надписями: "зоология", "животные", "звери", "насекомые", "птицы", таблица сходства и различия животного и растительного мира"; использование загадок, дети готовят сообщения о животных заранее они тоже сопровождаются рисунками в презентации, сигнальные карточки у детей.
Целесообразность использования медиасредств на уроке: недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, текстов, таблиц).
Эффективность индивидуального подхода к работе учащихся на данном этапе урока(продуктивная самостоятельная творческая деятельность, вовлечение детей в поисковую деятельность).
Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.
Формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации);
Развитие наглядно-образного мышления за счет уровня наглядности.
Ход урока
Организационный момент. (слайд №1)
Введение в тему урока.
Презентация
Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в лесной дом и погостим немного у его жителей. Научимся распознавать их и сравнивать. Сделаем научные выводы. (Слайд №2)
Откройте свои тетради запишите тему урока.
Повторение ярусности леса и знакомство с животным миром.
Театрализованное инсценирование (слайд №3).
Учитель. Как- то на лесной опушке встретила я девочку Настю.
-Что ты тут делаешь? - спросила я.
- Птичку слушаю. А как ее зовут, не знаю.
- А как она выглядит?
- Такая маленькая, серенькая.
- Ну, так не определишь. Вот если бы ты могла поточнее описать ее или хотя бы сказать, на каком этаже, она живет, тогда:
- А разве в лесу есть этажи? - удивилась девочка. - Это же не дом!
- И все-таки у леса есть этажи. Ведь это лесной дом для различных птиц и зверей. И каждый из них живет на своем этаже.
- А много ли этажей в лесном доме?
-А ты разве не знаешь?
-А вот мои ребята знают (ответы детей)
Дети. Самый верхний этаж (третий)- это деревья: сосны, ели, дубы, клены, осины, березы. (слайд №4)
Средний этаж (второй) - это кустарники. А еще этот ярус называют "подлеском" (слайд №4)
Самый нижний этаж (первый)- это травы, цветы, мхи (слайд №4)
Учитель. - А что есть еще в лесном "доме"
Дети. - Что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса (слайд №5)
Учитель. - Ну теперь ты, Настенька, разобралась? На каком этаже домик твоей птички?
- Да. Это подлесок. Кустарник. (слайд №6)
- Тогда это поет соловей. (слайд №7)
Учитель. На каждом из трех этажей леса расположены "квартиры", а в них - свои жильцы. На первом этаже гнездится рябчик, глухарь, тетерев (слайд № 8 на каждом названии птицы щелчок мышки картинка меняется)
- А кто еще? Посмотрим на наш лесной дом (слайд № 8 смена картинок дети угадывают зверей)
Дети. Еж, заяц, косуля, олень, лось и еще много - много других животных живут на первом этаже. А на самом верхнем третьем этаже вьют гнезда большинство певчих птиц. Тут жилье дятла, сойки, сороки, ястреба и других птиц. Каждый живет на том этаже, где ему предназначено природой.
- Кто они, жители лесного дома? (слайд № 9)
Дети. Растения и животные.
Выделение животных по группам.
Учитель. Разных видов животных на Земле так много, что , если составить их список, то получится толстая книга.
Наука, которая занимается изучением животных, называется зоологией. Запишите в тетрадь определение. (слайд № 10)
Ученые зоологи выделяют много групп животных, но сегодня мы поговорим только о тех, которые обитаю в нашем лесу.
Игра "Отгадай, кто я?"
(Дети в рабочих тетрадях записывают отгадки, картинки появляются, когда дети правильно отгадывают загадку).
Кто по елкам скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка) (слайд № 11)
Послушаем сообщение о белке, его подготовила (ф.и. ученика) (слайд № 12)
Зимой беленький,
Летом серенький,
Никого не обижает,
А всех сам боится. (Заяц) (слайд № 13)
Послушаем сообщение о зайце его подготовил(а) (ф.и. ученика)
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь) (слайд № 14)
Послушаем сообщение о медведе его подготовил(а) (ф.и. ученика)
- Как назвать всех этих животных, одним словом? (Звери)
- Это первая и самая многочисленная группа. (слайд № 15)
-А каких зверей вы еще знаете?
Дети приводят свои примеры: волк (сообщение о волке) (слайд № 16)
Лиса (сообщение о лисе) (слайд № 17)
Учитель. Внимательно посмотрите на всех этих зверей. Чем покрыто их тело?
(слайд № 18)
Дети. Шерстью.
Запишем вывод: Звери- животные, тело которых покрыто шерстью.(слайд № 18)
Учитель: Продолжим путешествие по нашему лесу.
Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной,
И акробат прекрасный.
(дятел) слайд № 19
На дереве сидит,
"Кар- кар" кричит.
(ворона) слайд № 20
Всю ночь летает-
Мышей добывает,
А станет светло-
Спать летит дупло.
(сова) слайд № 21.
Учитель: Молодцы ребята. А кто подготовил сообщение о птицах?
(ученики заранее подготовили сообщения о сове слайд № 22, об орле слайд № 23)
Учитель: Как называется эта группа животных? Слайд № 24
Дети. Это птицы.
Учитель. Чем покрыто их тело?
Дети. Тело покрыто перьями.
Вывод: птицы - животные, тело которых покрыто перьями, и они имеют крылья.
слайд № 25
Учитель проводит физминутку.
Продолжим нашу прогулку по лесу.
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вволю нажужжусь.
(жук) слайд № 26Погляди на молодцов:
Веселы и бойки,
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжелой ношей,
И спешит на помощь друг,
Тут народ хороший!
Без работы, хоть убей,
Жить не может:(муравей) cлайд № 27Спал цветок и вдруг проснулся -
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(бабочка) слайд №28
Учитель: Сообщение о бабочке нам подготовил (ф.и. ученика)
Слайд № 29
Учитель: Как называется эта группа животных? Слайд № 30
Дети. Это насекомые. Слайд № 31
Учитель: Внимательно посмотрите на них и скажите, сколько ножек у насекомых?
Слайд № 32
Дети. 6 ножек.
Вывод: насекомые- животные, у которых 6 ног ( три пары) и еще могут быть крылья. Слайд № 33
Сходство и различие животного и растительного мира.
Учитель: Чем животные отличаются от растений? Дети высказывают свое мнение.
А теперь давайте обобщим ваши ответы. Работа с таблицей слайд № 34
Адаптация животных. Биологическая сказка.
Слайд № 35 "Бюро добрых медвежьих услуг"
Учитель: В один прекрасный день вывесил медведь на поляне такое объявление.
( учитель зачитывает текст слайда № 35)
Прочитали его лесные жители , почесали лапами в затылках: "А что если, правда поменяться?" Прискакали к косолапому белка пушистый хвост, прилетел дятел, даже крот - бархатная спинка и тот пришел. Слайд № 36
Медведь знай, каждому чужую квартиру расхваливает, всех меняться уговаривает.
Уговорил белку с кротом, и они поменялись. Слайд № 37.
Отправилась белка в новую квартиру, сунулась в норку- батюшки!- темнотища- то какая! Ни побегать в темном коридоре, ни попрыгать. А ползать белка не умеет. Подземные ходы копать не может, лапки для этого не годятся. И белкина гордость - пушистый хвост, оказывается, здесь тоже ни к чему. Да и вообще - что ей делать под землей, когда главный корм белки - шишки да орешки. А крот до беличьего гнезда даже не добрался. Поскреб-поскреб лапками по коре - чуть не заплакал: " Не годятся мои лапки по деревья лазать. Ими только землю хорошо рыть. И солнечный свет мешает - я к темноте привык. Да и корм мой - червячки да личинки под землей! Нет уж, лучше к себе в норку пойду".
Слайд № 38 Так ничего из этих обменов не получилось. Долго еще лесные жители ругали косолапого за его "медвежью" услугу. И поделом.
Учитель: Почему же услуга оказалась "медвежья"?
Дети. Каждому животному есть в лесу свое место, которое определила ему сама природа. Слайд № 39
Итог урока. Диагностика с помощью сигнальных карточек.
(правильно - неправильно) Слайд № 40
- В лесу живут звери, птицы, насекомые.
- Звери-это животные.
- Все насекомые живут в лесу.
- Растения и животные взаимосвязаны.
Сегодня на уроке вы узнали много нового и интересного о мире животных, но это далеко не все. Знакомство мы продолжим на следующих уроках.