"Животные леса". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Задачи:

  • Познакомить учащихся с животным миром леса;
  • Знать по 5 представителей трех групп: звери, птицы, насекомые; их внешние признаки;
  • Научить учащихся определять группу животного по имеющимся признакам.

Оборудование: презентация: животные (еж, заяц, белка, лиса, волк, медведь, лось, кабан, дятел, сойка, сорока, синица, бабочка, жук); картина леса с озвучением голосов птиц, таблицы с надписями: "зоология", "животные", "звери", "насекомые", "птицы", таблица сходства и различия животного и растительного мира"; использование загадок, дети готовят сообщения о животных заранее они тоже сопровождаются рисунками в презентации, сигнальные карточки у детей.

Целесообразность использования медиасредств на уроке: недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, текстов, таблиц).

Эффективность индивидуального подхода к работе учащихся на данном этапе урока(продуктивная самостоятельная творческая деятельность, вовлечение детей в поисковую деятельность).

Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.

Формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации);

Развитие наглядно-образного мышления за счет уровня наглядности.

Ход урока

Организационный момент. (слайд №1)

Введение в тему урока.

Презентация

Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в лесной дом и погостим немного у его жителей. Научимся распознавать их и сравнивать. Сделаем научные выводы. (Слайд №2)

Откройте свои тетради запишите тему урока.

Повторение ярусности леса и знакомство с животным миром.

Театрализованное инсценирование (слайд №3).

Учитель. Как- то на лесной опушке встретила я девочку Настю.

-Что ты тут делаешь? - спросила я.

- Птичку слушаю. А как ее зовут, не знаю.

- А как она выглядит?

- Такая маленькая, серенькая.

- Ну, так не определишь. Вот если бы ты могла поточнее описать ее или хотя бы сказать, на каком этаже, она живет, тогда:

- А разве в лесу есть этажи? - удивилась девочка. - Это же не дом!

- И все-таки у леса есть этажи. Ведь это лесной дом для различных птиц и зверей. И каждый из них живет на своем этаже.

- А много ли этажей в лесном доме?

-А ты разве не знаешь?

-А вот мои ребята знают (ответы детей)

Дети. Самый верхний этаж (третий)- это деревья: сосны, ели, дубы, клены, осины, березы. (слайд №4)

Средний этаж (второй) - это кустарники. А еще этот ярус называют "подлеском" (слайд №4)

Самый нижний этаж (первый)- это травы, цветы, мхи (слайд №4)

Учитель. - А что есть еще в лесном "доме"

Дети. - Что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса (слайд №5)

Учитель. - Ну теперь ты, Настенька, разобралась? На каком этаже домик твоей птички?

- Да. Это подлесок. Кустарник. (слайд №6)

- Тогда это поет соловей. (слайд №7)

Учитель. На каждом из трех этажей леса расположены "квартиры", а в них - свои жильцы. На первом этаже гнездится рябчик, глухарь, тетерев (слайд № 8 на каждом названии птицы щелчок мышки картинка меняется)

- А кто еще? Посмотрим на наш лесной дом (слайд № 8 смена картинок дети угадывают зверей)

Дети. Еж, заяц, косуля, олень, лось и еще много - много других животных живут на первом этаже. А на самом верхнем третьем этаже вьют гнезда большинство певчих птиц. Тут жилье дятла, сойки, сороки, ястреба и других птиц. Каждый живет на том этаже, где ему предназначено природой.

- Кто они, жители лесного дома? (слайд № 9)

Дети. Растения и животные.

Выделение животных по группам.

Учитель. Разных видов животных на Земле так много, что , если составить их список, то получится толстая книга.

Наука, которая занимается изучением животных, называется зоологией. Запишите в тетрадь определение. (слайд № 10)

Ученые зоологи выделяют много групп животных, но сегодня мы поговорим только о тех, которые обитаю в нашем лесу.

Игра "Отгадай, кто я?"

(Дети в рабочих тетрадях записывают отгадки, картинки появляются, когда дети правильно отгадывают загадку).

Кто по елкам скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка) (слайд № 11)

Послушаем сообщение о белке, его подготовила (ф.и. ученика) (слайд № 12)

Зимой беленький,
Летом серенький,
Никого не обижает,
А всех сам боится. (Заяц) (слайд № 13)

Послушаем сообщение о зайце его подготовил(а) (ф.и. ученика)

Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь) (слайд № 14)

Послушаем сообщение о медведе его подготовил(а) (ф.и. ученика)

- Как назвать всех этих животных, одним словом? (Звери)

- Это первая и самая многочисленная группа. (слайд № 15)

-А каких зверей вы еще знаете?

Дети приводят свои примеры: волк (сообщение о волке) (слайд № 16)

Лиса (сообщение о лисе) (слайд № 17)

Учитель. Внимательно посмотрите на всех этих зверей. Чем покрыто их тело?

(слайд № 18)

Дети. Шерстью.

Запишем вывод: Звери- животные, тело которых покрыто шерстью.(слайд № 18)

Учитель: Продолжим путешествие по нашему лесу.

Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной,
И акробат прекрасный.
(дятел) слайд № 19
На дереве сидит,
"Кар- кар" кричит.
(ворона) слайд № 20
Всю ночь летает-
Мышей добывает,
А станет светло-
Спать летит дупло.
(сова) слайд № 21.

Учитель: Молодцы ребята. А кто подготовил сообщение о птицах?

(ученики заранее подготовили сообщения о сове слайд № 22, об орле слайд № 23)

Учитель: Как называется эта группа животных? Слайд № 24

Дети. Это птицы.

Учитель. Чем покрыто их тело?

Дети. Тело покрыто перьями.

Вывод: птицы - животные, тело которых покрыто перьями, и они имеют крылья.

слайд № 25

Учитель проводит физминутку.

Продолжим нашу прогулку по лесу.
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вволю нажужжусь.
(жук) слайд № 26

Погляди на молодцов:
Веселы и бойки,
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжелой ношей,
И спешит на помощь друг,
Тут народ хороший!
Без работы, хоть убей,
Жить не может:(муравей) cлайд № 27

Спал цветок и вдруг проснулся -
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(бабочка) слайд №28

Учитель: Сообщение о бабочке нам подготовил (ф.и. ученика)

Слайд № 29

Учитель: Как называется эта группа животных? Слайд № 30

Дети. Это насекомые. Слайд № 31

Учитель: Внимательно посмотрите на них и скажите, сколько ножек у насекомых?

Слайд № 32

Дети. 6 ножек.

Вывод: насекомые- животные, у которых 6 ног ( три пары) и еще могут быть крылья. Слайд № 33

Сходство и различие животного и растительного мира.

Учитель: Чем животные отличаются от растений? Дети высказывают свое мнение.

А теперь давайте обобщим ваши ответы. Работа с таблицей слайд № 34

Адаптация животных. Биологическая сказка.

Слайд № 35 "Бюро добрых медвежьих услуг"

Учитель: В один прекрасный день вывесил медведь на поляне такое объявление.

( учитель зачитывает текст слайда № 35)

Прочитали его лесные жители , почесали лапами в затылках: "А что если, правда поменяться?" Прискакали к косолапому белка пушистый хвост, прилетел дятел, даже крот - бархатная спинка и тот пришел. Слайд № 36

Медведь знай, каждому чужую квартиру расхваливает, всех меняться уговаривает.

Уговорил белку с кротом, и они поменялись. Слайд № 37.

Отправилась белка в новую квартиру, сунулась в норку- батюшки!- темнотища- то какая! Ни побегать в темном коридоре, ни попрыгать. А ползать белка не умеет. Подземные ходы копать не может, лапки для этого не годятся. И белкина гордость - пушистый хвост, оказывается, здесь тоже ни к чему. Да и вообще - что ей делать под землей, когда главный корм белки - шишки да орешки. А крот до беличьего гнезда даже не добрался. Поскреб-поскреб лапками по коре - чуть не заплакал: " Не годятся мои лапки по деревья лазать. Ими только землю хорошо рыть. И солнечный свет мешает - я к темноте привык. Да и корм мой - червячки да личинки под землей! Нет уж, лучше к себе в норку пойду".

Слайд № 38 Так ничего из этих обменов не получилось. Долго еще лесные жители ругали косолапого за его "медвежью" услугу. И поделом.

Учитель: Почему же услуга оказалась "медвежья"?

Дети. Каждому животному есть в лесу свое место, которое определила ему сама природа. Слайд № 39

Итог урока. Диагностика с помощью сигнальных карточек.

(правильно - неправильно) Слайд № 40

  1. В лесу живут звери, птицы, насекомые.
  2. Звери-это животные.
  3. Все насекомые живут в лесу.
  4. Растения и животные взаимосвязаны.

Сегодня на уроке вы узнали много нового и интересного о мире животных, но это далеко не все. Знакомство мы продолжим на следующих уроках.

Приложение.