Урок во 2-м классе по русскому языку на тему "Синонимы"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  • познакомить с синонимами;
  • наблюдать сходство и различие слов - синонимов.

ОБОРУДОВАНИЕ: наглядные пособия (таблицы, алгоритмы), карточки для работы по группам, обратная связь (вееры гласных), мультимедийная установка, магнитофон.

ХОД УРОКА

1. Организация детей на урок - Ребята! Готовы вы к уроку?

- Да!

На вас надеюсь я друзья!

Мы веселый дружный класс!

Всё получится у нас!

Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы все вместе повторили и закрепили то, что знаем и постарались открыть новые секреты русского языка.

2. Минутка чистописания Ребус! (дорога)

Дайте лексическое значение слова.

Дорога - полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения.

Если мы затрудняемся дать лексическое значение слова, то какой словарь нам может помочь? (толковый словарь)

(карточка!) Показ букв.
Работа по кальке! Задание: обвести образец по кальке два раза и записать красиво всю строчку.
3. Словарная работа

(вееры, компьютер, слайды)

Знакомство с новыми словами

Составление предложений с новыми словами

Дети комментируют слово и показывают безударную гласную (приложение 1).

Запись в тетрадях (комментарий с места).

ребята - мальчики и девочки в раннем возрасте.

Слово "ребята" произошло от слова ребенок. В старину означало "маленький".

одежда - совокупность предметов, которыми покрывают тело.

Произошло от слова "деть", имевшего в старину значение "класть, ставить". Изначально в русском языке было слово "одежа", которое превратилось в одежду.

мороз - погода с низкой температурой воздуха.

Произошло от древнего слова "мерз" (холодный). От него же образовано и слово мёрзнуть.

- Какие слова записали?

(словарные)

- Что общего во всех словах?

(безударные гласные)

- Можно проверить?

(нет, запомнить)

Составьте и запишите предложения (приложение 1).

I - ребята

II - одежда

III - мороз

Форму слов можете менять.

- Что значит форма слова?

(изменение окончания)

ПРОВЕРКА!

К данным словам мы еще вернёмся.

4. Работа по учебнику стр. 39 Сейчас мы прочитаем два текста.

Давайте вспомним, а что такое текст?

(алгоритм)

(чтение текстов)

- Какой текст интереснее?

- Почему?

- Выпишите только те слова, которыми эти тексты различаются.

Самостоятельно!

ПРОВЕРКА!

(выставляется лист со словами синонимами)

кто?

5. Сообщение темы урока.

Чтение правила с. 40.

АЛГОРИТМЫ!

Тема нашего урока - синонимы

в переводе с греческого языка значит "одноименный", т.е. имеет одно имя (приложение 1).

6. Прослушивание песенки ("Радио-няня").

Показ словаря.

"Синонимы"

Слова - синонимы придают нашей речи более яркую выразительность.

7. Работа в парах.

Проблемная ситуация.

стр. 40 упр.1

Правило!

Итог работы

стр. 41

1. Чтение задания.

Будьте внимательны!

Одна пара учеников у доски.

ПРОВЕРКА!

- Что объединяет слова каждой группы?

(слова - синонимы)

объединение слов близких по значению

- А чем различаются?

(не могут одинаково сочетаться с другими словами, т.к. называют только схожие, но не одинаковые действия)

Правило!

- Чья пара подписала слова верно?

Обратная связь

8. Физкультурная минутка Слайды (приложение 1)
9. Самостоятельная работа

Работа по вариантам.

Инструктаж!

Как называются слова в скобках? (синонимы)

Списать и выбрать то слово, которое сочетается с другими словами.

I в. - упр. 2

II в. - упр. 4

2 ученика у доски

ПРОВЕРКА!

Самооценка!

(выполнили верно - зеленый кружок, ошиблись - красный кружок)

10. Итог урока - Что такое синонимы?

(алгоритм)

11. Домашнее задание Инструктаж!

по выбору упр. 3 стр. 42 или упр. 5

12. Оценки!