ЦЕЛИ:
- познакомить с синонимами;
- наблюдать сходство и различие слов - синонимов.
ОБОРУДОВАНИЕ: наглядные пособия (таблицы, алгоритмы), карточки для работы по группам, обратная связь (вееры гласных), мультимедийная установка, магнитофон.
ХОД УРОКА
1. Организация детей на урок | - Ребята! Готовы вы к уроку? - Да! На вас надеюсь я друзья! Мы веселый дружный класс! Всё получится у нас! Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы все вместе повторили и закрепили то, что знаем и постарались открыть новые секреты русского языка. |
2. Минутка чистописания | Ребус! (дорога) Дайте лексическое значение слова. Дорога - полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. Если мы затрудняемся дать лексическое значение слова, то какой словарь нам может помочь? (толковый словарь) |
(карточка!) | Показ букв. |
Работа по кальке! | Задание: обвести образец по кальке два раза и записать красиво всю строчку. |
3. Словарная работа (вееры, компьютер, слайды) Знакомство с новыми словами Составление предложений с новыми словами |
Дети комментируют слово и показывают
безударную гласную (приложение 1). Запись в тетрадях (комментарий с места). ребята - мальчики и девочки в раннем возрасте. Слово "ребята" произошло от слова ребенок. В старину означало "маленький". одежда - совокупность предметов, которыми покрывают тело. Произошло от слова "деть", имевшего в старину значение "класть, ставить". Изначально в русском языке было слово "одежа", которое превратилось в одежду. мороз - погода с низкой температурой воздуха. Произошло от древнего слова "мерз" (холодный). От него же образовано и слово мёрзнуть. - Какие слова записали? (словарные) - Что общего во всех словах? (безударные гласные) - Можно проверить? (нет, запомнить) Составьте и запишите предложения (приложение 1). I - ребята II - одежда III - мороз Форму слов можете менять. - Что значит форма слова? (изменение окончания) ПРОВЕРКА! К данным словам мы еще вернёмся. |
4. Работа по учебнику стр. 39 | Сейчас мы прочитаем два текста. Давайте вспомним, а что такое текст? (алгоритм) (чтение текстов) - Какой текст интереснее? - Почему? - Выпишите только те слова, которыми эти тексты различаются. Самостоятельно! ПРОВЕРКА! (выставляется лист со словами синонимами) кто? |
5. Сообщение темы урока. Чтение правила с. 40. |
АЛГОРИТМЫ! Тема нашего урока - синонимы в переводе с греческого языка значит "одноименный", т.е. имеет одно имя (приложение 1). |
6. Прослушивание песенки
("Радио-няня"). Показ словаря. |
"Синонимы" Слова - синонимы придают нашей речи более яркую выразительность. |
7. Работа в парах. Проблемная ситуация. стр. 40 упр.1 Правило! Итог работы стр. 41 |
1. Чтение задания. Будьте внимательны! Одна пара учеников у доски. ПРОВЕРКА! - Что объединяет слова каждой группы? (слова - синонимы) объединение слов близких по значению - А чем различаются? (не могут одинаково сочетаться с другими словами, т.к. называют только схожие, но не одинаковые действия) Правило! - Чья пара подписала слова верно? Обратная связь |
8. Физкультурная минутка | Слайды (приложение 1) |
9. Самостоятельная работа Работа по вариантам. |
Инструктаж! Как называются слова в скобках? (синонимы) Списать и выбрать то слово, которое сочетается с другими словами. |
I в. - упр. 2 II в. - упр. 4 |
2 ученика у доски ПРОВЕРКА! Самооценка! (выполнили верно - зеленый кружок, ошиблись - красный кружок) |
10. Итог урока | - Что такое синонимы? (алгоритм) |
11. Домашнее задание | Инструктаж! по выбору упр. 3 стр. 42 или упр. 5 |
12. Оценки! |