Цель: знакомство с упражнениями, направленными на развитие памяти.
Задачи:
- Познакомить с видами памяти: зрительной, моторной.
- Развивать память.
- Совершенствовать память при помощи различных приемов запоминания.
Оборудование: слайды, карточки для работы в группах, карточки для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
I. Организационное начало занятия.
- Ребята, давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.
II. Мотивация урока.
-Я знаю, что вы любите мультфильмы и с нетерпением ждете воскресенья, чтобы встретиться с полюбившимися героями. Давайте представим такую ситуацию. Вы и маме помогли, и уроки сделали, поудобнее расположились в кресле для просмотра мультфильма, но взрослые решили смотреть программу по другому каналу. Как бы вы поступили?
- На прошлом уроке мы узнали, что такое темперамент. Назовите четыре типа темперамента. На парте у каждого карточка. Перед вами задача: 1 вариант выбирает высказывания, относящиеся к холерику, 2 вариант - к меланхолику.
- сильно возбудим
- нерешителен
- очень чувствителен
- весь в движении
- часто меняет свое мнение
- легко теряется
- быстро включается в работу
- не уверен в себе
- хорошо схватывает материал
- трудности пытается преодолеть
-Проверим. Смотрим на слайды:
1-вариант: 1,4,7,9,10.
2-вариант: 2,3,5,6,8.
-В этом году исполняется 195 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Я хочу прочитать вам его стихотворение:
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана:
-Ну надо же, забыла. Так хотелось рассказать вам. Памяти нет совсем! Ребята, может кто-нибудь из вас помнит стихотворение. Продолжите. Хорошая у вас память! Кстати, сегодня на уроке мы узнаем, как можно тренировать память.
- А зачем нужна память?
- Часто приходится слышать "у него хорошая память". Знаете ли вы, что великий полководец Александр Македонский знал по именам своих солдат, а у него в подчинении их было несколько тысяч. Легендарный президент США Рузвельт помнил не только своих помощников, но и членов их семей, а также хранил в памяти их имена, проблемы, интересы. Ну а что же делать, если память плохая?
-Вы правы, ребята, память можно тренировать, развивать.
Работа с учебником.
- Прежде чем приступить к практическим заданиям, обратимся к учебнику и узнаем, какие виды памяти выделяют ученые.
-О каких видах памяти вы узнали?
III. Задание на словесную память "Мужской и женский род"
-Я называю имена существительные мужского рода, а вы соответствующие имена женского рода.
Повар-
Купец-
Храбрец-
Портной-
Моряк-
Ученый-
Строитель-
Оператор-
Геолог-
Вахтер-
Танцор-
Лифтер-
- А теперь вспомните названные мною слова по порядку.
-Все не так просто. В данном случае надо подумать имеется ли соответствующее имя существительное женского рода. Если вы воспроизвели больше 7 слов, то это говорит о хорошей памяти.
Задание "Разрезанные предложения"
- Несколько коротких предложений оказались разрезанными на две части. Вот эти предложения:
- Барабан висел на стене.
- Пчела села на цветок.
- Грязь - причина болезней.
- Трусость - низкий поступок.
- Восход солнца в горах.
- На фабрике произошел пожар.
- В комнате очень жарко.
- Лучший отдых - сон.
- Москва - древний город.
- Железо и золото - металлы.
- Мальчик принес книгу.
- Россия-великая держава.
- Сейчас я прочитаю вам части этих предложений:
- Барабан.
- Села на цветок.
- Грязь.
- Трусость.
- В горах.
- Произошел пожар.
- Сон.
- Москва.
- Металлы.
- Россия.
- Принес книгу.
Задание:
- Я зачитываю вам недостающие части этих предложений, а вы постарайтесь вспомнить подходящее слово и зафиксировать все предложения в таком виде, в каком я читала.
- Восход солнца.
- Пчела.
- Лучший отдых.
- На фабрике.
- Висел на стене.
- Древний город.
- Низкий поступок.
- Очень жарко.
- Мальчик.
- Железо и золото.
- Причина болезней.
- Великая держава.
- Проверим. Количество правильно составленных предложений можно считать за приблизительный показатель или объем логической (опосредованной, немеханической, культурной) памяти.
IV. Задание на точность зрительной памяти.
-Сейчас определим, у кого хорошо развита зрительная память. Я показываю на слайдах рисунки, вы смотрите и стараетесь запомнить. Каждый рисунок можно рассматривать не более двух секунд, затем рисуете по памяти у себя на листочке. (приложение 1.)
Слайд 1.
Слайд 2.
Слайд 3.
Слайд 4.
Проверка.
-Расскажите, как вы запоминали.
Задание "Числа"
- Я показываю ряд чисел, их надо запомнить в таком же порядке.
4 8 3 6 5 10 12
-Проверим. Предложите свой способ запоминания чисел.
- Любой материал можно запомнить при помощи следующих приемов:
- группировка
- классификация
- ассоциация
- поиск опорного пункта
- аналогия
-схематизация и другие
V. Работа в группах.
- Предлагаю вам для следующего списка выбрать оптимальный прием для запоминания:
- теорема
- параграф по истории
- ряд чисел
- правило по русскому языку
VI. Проверка.
- Выслушаем каждую группу.
VII. Итог урока.
- Прочитайте слова, записанные на доске:
Хорошей памяти нет у лентяев и людей, равнодушных к жизни, потому что она не подарок судьбы, а награда за ежедневный настойчивый труд.
-Как вы их понимаете?
- Каждый человек, какими бы слабыми способностями он не обладал, может совершенствовать свою память за счет разнообразных приемов запоминания.
VIII. Домашнее задание.
- Подготовьте к следующему уроку свои правила запоминания стихотворения, правила (по выбору)