Урок окружающего мира в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель: знакомство с упражнениями, направленными на развитие памяти.

Задачи:

  • Познакомить с видами памяти: зрительной, моторной.
  • Развивать память.
  • Совершенствовать память при помощи различных приемов запоминания.

Оборудование: слайды, карточки для работы в группах, карточки для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА

I. Организационное начало занятия.

- Ребята, давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

II. Мотивация урока.

-Я знаю, что вы любите мультфильмы и с нетерпением ждете воскресенья, чтобы встретиться с полюбившимися героями. Давайте представим такую ситуацию. Вы и маме помогли, и уроки сделали, поудобнее расположились в кресле для просмотра мультфильма, но взрослые решили смотреть программу по другому каналу. Как бы вы поступили?

- На прошлом уроке мы узнали, что такое темперамент. Назовите четыре типа темперамента. На парте у каждого карточка. Перед вами задача: 1 вариант выбирает высказывания, относящиеся к холерику, 2 вариант - к меланхолику.

  • сильно возбудим
  • нерешителен
  • очень чувствителен
  • весь в движении
  • часто меняет свое мнение
  • легко теряется
  • быстро включается в работу
  • не уверен в себе
  • хорошо схватывает материал
  • трудности пытается преодолеть

-Проверим. Смотрим на слайды:

1-вариант: 1,4,7,9,10.

2-вариант: 2,3,5,6,8.

-В этом году исполняется 195 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Я хочу прочитать вам его стихотворение:

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана:

-Ну надо же, забыла. Так хотелось рассказать вам. Памяти нет совсем! Ребята, может кто-нибудь из вас помнит стихотворение. Продолжите. Хорошая у вас память! Кстати, сегодня на уроке мы узнаем, как можно тренировать память.

- А зачем нужна память?

- Часто приходится слышать "у него хорошая память". Знаете ли вы, что великий полководец Александр Македонский знал по именам своих солдат, а у него в подчинении их было несколько тысяч. Легендарный президент США Рузвельт помнил не только своих помощников, но и членов их семей, а также хранил в памяти их имена, проблемы, интересы. Ну а что же делать, если память плохая?

-Вы правы, ребята, память можно тренировать, развивать.

Работа с учебником.

- Прежде чем приступить к практическим заданиям, обратимся к учебнику и узнаем, какие виды памяти выделяют ученые.

-О каких видах памяти вы узнали?

III. Задание на словесную память "Мужской и женский род"

-Я называю имена существительные мужского рода, а вы соответствующие имена женского рода.

Повар-

Купец-

Храбрец-

Портной-

Моряк-

Ученый-

Строитель-

Оператор-

Геолог-

Вахтер-

Танцор-

Лифтер-

- А теперь вспомните названные мною слова по порядку.

-Все не так просто. В данном случае надо подумать имеется ли соответствующее имя существительное женского рода. Если вы воспроизвели больше 7 слов, то это говорит о хорошей памяти.

Задание "Разрезанные предложения"

- Несколько коротких предложений оказались разрезанными на две части. Вот эти предложения:

  1. Барабан висел на стене.
  2. Пчела села на цветок.
  3. Грязь - причина болезней.
  4. Трусость - низкий поступок.
  5. Восход солнца в горах.
  6. На фабрике произошел пожар.
  7. В комнате очень жарко.
  8. Лучший отдых - сон.
  9. Москва - древний город.
  10. Железо и золото - металлы.
  11. Мальчик принес книгу.
  12. Россия-великая держава.

- Сейчас я прочитаю вам части этих предложений:

  1. Барабан.
  2. Села на цветок.
  3. Грязь.
  4. Трусость.
  5. В горах.
  6. Произошел пожар.
  7. Сон.
  8. Москва.
  9. Металлы.
  10. Россия.
  11. Принес книгу.

Задание:

- Я зачитываю вам недостающие части этих предложений, а вы постарайтесь вспомнить подходящее слово и зафиксировать все предложения в таком виде, в каком я читала.

  1. Восход солнца.
  2. Пчела.
  3. Лучший отдых.
  4. На фабрике.
  5. Висел на стене.
  6. Древний город.
  7. Низкий поступок.
  8. Очень жарко.
  9. Мальчик.
  10. Железо и золото.
  11. Причина болезней.
  12. Великая держава.

- Проверим. Количество правильно составленных предложений можно считать за приблизительный показатель или объем логической (опосредованной, немеханической, культурной) памяти.

IV. Задание на точность зрительной памяти.

-Сейчас определим, у кого хорошо развита зрительная память. Я показываю на слайдах рисунки, вы смотрите и стараетесь запомнить. Каждый рисунок можно рассматривать не более двух секунд, затем рисуете по памяти у себя на листочке. (приложение 1.)

Слайд 1.

Слайд 2.

Слайд 3.

Слайд 4.

Проверка.

-Расскажите, как вы запоминали.

Задание "Числа"

- Я показываю ряд чисел, их надо запомнить в таком же порядке.

4 8 3 6 5 10 12

-Проверим. Предложите свой способ запоминания чисел.

- Любой материал можно запомнить при помощи следующих приемов:

- группировка

- классификация

- ассоциация

- поиск опорного пункта

- аналогия

-схематизация и другие

V. Работа в группах.

- Предлагаю вам для следующего списка выбрать оптимальный прием для запоминания:

- теорема

- параграф по истории

- ряд чисел

- правило по русскому языку

VI. Проверка.

- Выслушаем каждую группу.

VII. Итог урока.

- Прочитайте слова, записанные на доске:

Хорошей памяти нет у лентяев и людей, равнодушных к жизни, потому что она не подарок судьбы, а награда за ежедневный настойчивый труд.

-Как вы их понимаете?

- Каждый человек, какими бы слабыми способностями он не обладал, может совершенствовать свою память за счет разнообразных приемов запоминания.

VIII. Домашнее задание.

- Подготовьте к следующему уроку свои правила запоминания стихотворения, правила (по выбору)