Творчество характеризуется: свободной игрой душевных и духовных сил, открытием реальности, ощущением полноты жизни... И все это - наслаждение.
Ручное вязание - очень давнее искусство, рожденное свойственной людям тягой к красоте, к творчеству. Происхождение его рождено человеком, будет жить вместе с ним вечно, открывая безграничные просторы для фантазии.
Частью этого является и техника вязания. Поэтому на наших занятиях мы попытаемся отразить два мира: 1-прошлый, обогативший своим наследием нашу сегодняшнюю жизнь и 2-мир современный, отражающий в себе опыт и мудрость прошлых поколений и создающий свои новые ценности.
Виды рукоделия способствуют развитию интеллекта детей, содействуют трудовому воспитанию и познавательному интересу к работе, формируют знания о рукоделии в быту и его значении в эстетическом развитии, поощряют усидчивость и аккуратность, воспитывают чувство самоконтроля, помогают развитию эстетического вкуса и логического мышления, творческому подходу к работе.
Я считаю этот предмет особо важным и привлекательным для современной женщины. На "рынке трикотажных товаров" трудно найти изящные, со вкусом и высоким мастерством исполненные изделия. В основном - "ширпотреб" китайского производства - все предметы как близнецы-братья. А если где-то добавлены вставки ручной работы, то цены "взлетают" вверх как межпланетные корабли.
В первую очередь, я обучаю своих учениц выполнять работу с безукоризненным качеством.
Технический прогресс скачет огромными прыжками, но никогда никакая машина не повторит "полета фантазии" человеческих рук и не передаст тепла души любящей женщины. Я убеждена, что существует "магия вязания". И спокон веков женщины "ввязывали" в изделия с помощью молитв пожелания любви и здоровья своим близким. В каждой рукотворной вещи остается "частичка души".
Эстетическое освоение мира школьником происходит, прежде всего, в процессе обучения, а также во внеклассной и внешкольной воспитательной работе. Комплексный подход к осуществлению эстетического воспитания требует объединения и согласования усилий педагогов, семьи и общественности. В повседневной воспитательной работе с учащимися педагогу необходимо видеть место и роль эстетического воспитания в современной идеологической борьбе.
Цель - изготовить эксклюзивный, современный вязаный ансамбль для пляжного отдыха, представленный купальником, зонтиком, сумочкой и чехлом для мобильного телефона.
Задачи:
- Ознакомиться с историей возникновения рукоделия - вязанием крючком.
- Создать эскиз и выбрать технику вязания.
- Применить знания и умения, полученные на уроках трудового обучения.
- Изготовить вязаный ансамбль на летний мотив для пляжного отдыха.
ОБОСНОВАНИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.
Для своего проекта я выбрала тему "Летние фантазии", поставив перед девочками цель - эффектно и неповторимо выглядеть во время летнего отдыха.
Лето радует нас яркими красками, дарит нам незабываемые впечатления. "Мечты сбываются...". Помочь создать такой облик мне должен пляжный костюм.
Вязание крючком для меня всегда было одним из самых интересных занятий. Вещи, связанные крючком отличаются удивительной воздушной красотой и ажурностью. Вязать крючком очень просто, достаточно немного терпения для того, чтобы научиться основным приемам вязания.
Каждая вещь уникальна и не может быть выполнена без участия теплых рук и фантазии. Вязание крючком позволяет мне выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на моду, как в костюме, так и в домашнем интерьере, подарить тепло и любовь родным для меня людям. Вязаные изделия наиболее стабильны, даже в русле капризной моды, подолгу украшают наш гардероб, даже пуловер который носила моя мама, по фасону и структуре узора на сегодняшний день очень актуальный. Поэтому даже старые журналы по вязанию можно использовать для своего творчества. В последнее время интерес к вязанию крючком возродился.
Прошло время, работа закончена, я добилась желаемой цели, чувствую радость, гордость, наслаждение.
"НЕСТАРЕЮЩЕЕ" РУКОДЕЛИЕ.
Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры. В Египте в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет. А уже в начале нашей эры техника и принципы вязания находились на очень высоком уровне. Например, в районе старого Каира найдено превосходное многоцветное шелковое платье, связанное на металлических спицах. Сохранились экземпляры вязаных вещей, датируемые IX и X веками нашей эры. Найден детский носок, у которого большой палец отделен от остальных, как в современных перчатках, чтобы между пальцами мог проходить ремешок сандалии.
Полагают, что в Европу вязание проникло через коптов - египетских христиан. В миссионерские поездки они брали с собой вязаные вещи, которые привлекали всеобщее внимание, а в XII веке в Европе вязание превратилось в домашнюю работу. В ХIII веке во Франции вязание стало довольно доходной отраслью промышленности. Вязали шляпки, перчатки, фуфайки, чулки. В Шотландии появляется традиционный головной убор - вязаный берет.
Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В 1612 году Пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины! Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься, прежде всего, женщины. И все равно мужчины не потеряли интереса к вязанию. В 1946 году национальный американский конкурс по вязанию крючком выиграл мужчина, а приз - Золотой крючок - ему вручала лично Эсте Лаудер.
В 1589 году помощник приходского священника Уильям Ли из Вулбриджа изобрел вязальный станок. Вместо артелей вязальщиков появились промышленные предприятия, с которыми артельщики уже конкурировать не смогли. Одно время существовало мнение, что машинное вязание вытеснит ручное, однако чем больше выпускалось изделий массового производства, тем более ценными становились вещи, связанные вручную. Особенно это относилось к вязанию крючком. Потому что вязание на спицах очень похоже на машинное, а в вязании крючком всегда очевидна уникальность, единичность изделия. В странах с суровым климатом женщины проводили долгие зимние вечера, вывязывая теплую, красивую и оригинальную одежду для домочадцев. Южанки спасались от солнца шляпами, зонтиками, шалями и перчатками, связанными своими руками, которые не требовали больших затрат на их изготовление - только нитки и крючок. Имея эти принадлежности можно связать все что угодно: скатерти, салфетки, постельное белье, одежда, обувь и игрушки, занавески на окна и полотенца, коврики, сумки, шляпы и перчатки, одеяла, покрывала и подушки, даже некоторые предметы мебели и ювелирные украшения.
ВЫБОР МОДЕЛИ.
Посмотрев журналы мод, нарисовав эскиз, я выбрала купальник, зонтик, сумочку и чехол для мобильного телефона в романтическом стиле.
МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ.
Качество вязаного изделия зависит от правильно подобранной пряжи. Пряжа должна соответствовать назначению изделия, его фасону, стилю и т.д. Сегодня в мире вязаной моды существует огромное количество разнообразной пряжи. Так как мне хотелось, чтобы мое изделие было ажурным, оригинальным, но в то же время очень практичным я использовала хлопчатобумажные и синтетические нити. Для украшения я выбрала аппликацию (2 зонтика и бабочку), разноцветные бусинки, пайетки, атласные ленточки.
Пряжа.
Крючок (1,5).
Схемы вязания.
Ножницы.
Утюг.
Доска гладильная.
Каркас зонтика.
Иглы швейные.
Нитки швейные в тон.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА, ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ.
Прежде чем приступить к изготовлению комплекта, я организовала свое рабочее место так, чтобы все инструменты были под рукой. Освещение слева или спереди, справой стороны ножницы, крючок, вязальные нитки в специальной коробке. Соблюдала правила безопасной работы с колющими, режущими инструментами и электроприборами.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ.
Купальник.
Работу над купальником я начала с того, что на бумаге нарисовала узор и сделала выкройку.
Провязала образец, чтобы рассчитать необходимое количество петель.
Образец пропарила над чайником, измерила ширину и высоту соответственно выкройки. Выбрала пряжу и цвет ниток. Подобрала соответствующий номер крючка и приступила к вязанию изделия. Верхняя часть - бюстгальтер, нижняя - плавки, завязки.
Бюстгальтер выполнен из разноцветной хлопчатобумажной пряжи "Камелия" (Санкт - Петербург) - розовая, зеленая, желтая. "Лотос" бледно-желтая, голубая. Вискоза - желто-коричневая. "Ирис" хлопчатобумажная. Завязки: цепочка из воздушных петель розового цвета, обвязана с двух сторон малиновым "Ирисом".
Узор выполнен столбиками без накида, обвязан столбиками с накидом двойным, где продеты завязки).
По бокам обвязан столбик без накида и 3 возд. петли в 1 столбик - "зубчиками". Вверху украшен пайетками - и бусинками - чашечки лифчика можно передвигать по завязкам. Каждая чашечка вяжется отдельно.
Для изготовления плавок набрала 55 петель и начала вязание сверху вниз, убавляя петли (4 ряда фантазийного узора, обвязала "металликом", затем столбиками - спереди).
Переднюю часть украсила пайетками вишневого цвета с бусинками и цветком, украшенным пайетками бледно-сереневого цвета. Задняя часть - 65 петель, сверху вниз убавляя петли до 4-х петель. Связала узкую часть и присоединила ее к передней части полустолбиками. Боковые стороны провязала столбиками без накида (1 ряд) и полустолбиками (2-й ряд). Верхние части провязала столбиками с двумя накидами, через них протянула завязки и закрепила с каждой стороны.
Для завязок - набрала 240 воздушных петель розового цвета, обвязала с двух сторон малиновым "Ирисом".
Чехол для мобильного телефона.
Сделала выкройку и связала полоску длиной 25см, шириной 8см. Сложила ее вдвое и обвязала. Отдельно связала ручку длиной 66 см и шириной 1,5 см, закрепила. Чехол для мобильного телефона выполнена из хлопчатобумажной пряжи "Камелия" (Санкт-Петербуржский прядильно-ниточный комбинат) желтого цвета. Узор: столбики без накида.
Обвязала пряжей (скрученной) вискоза + металлическая нить (Турция) в две нити. Украсила цветком из атласной узкой ленточки и бусинками (8 штук) розового цвета и "металликом" (1 штука).
Сумочка.
Сделана выкройка трапециевидной формы с расширением книзу в натуральную величину 33см (низ изделия), высота (23см) - боковая сторона 4 см, передняя и задняя стенки. Низ изделия 5 и 33 см. Начала вязание снизу вверх путем убавления петель. Выкройка ручки 60см длина и 2 см ширина.
Выполнена из 4-х видов пряжи: розовый и желтый цвет - "Камелия", Санкт- Петербург, "металлик"- вискоза = металлическая нить (вирикруд), Турция и кремового цвета - вискоза, Турция.
Узор: столбики с накидом, без накида, фантазийный узор по схеме.
Украшение: пайетками розового цвета - 14 штук, желтого - 14 штук, аппликацией в виде кукольной девочки, пайетками вишневого цвета - 9 штук. Выполнены два цветка вискозной нитью и между лепестками нашиты пайетки меньше чем по контуру и немного другого цвета: розовые 7 штук, желтые - 9 штук. В центре цветка на каждой пайетке пришито по три маленькие бусинки - круглые и продолговатые кремового цвета - это одна сторона сумочки. Вторая сторона: 14 желтых пайеток, 14 розовых. 1 цветок выполнен из атласной узкой ленточки розового цвета, между лепестками нашиты пайетки вишневого цвета - 8 штук, в центре - бусинка розово-кремовая. Второй цветок: 14 желтых пайеток, 14 розовых. 1 цветок выполнен из атласной узкой ленточки розового цвета, между листками нашиты пайетки вишневого цвета - 8 штук, в центре - бусинка розово-кремовая. Второй цветок выполнен вискозной нитью +металлическая нить (выкрашена разными цветами по длине нити: от цвета экрю (грязно-белый) до розового - металлического), между лепестками нашиты желтые пайетки - 9 штук. Низ сумочки и дно - вискоза, бока - металлическая нить с вискозой цвета "металлик". Ручки: центр - вискоза, столбики без накида и обвязаны с двух сторон "металликой" в две нити. Внутри положено "дно" из твердого материала.
Зонтик.
Взяла каркас от зонтика и измерила его диаметр. Сделала чертеж в натуральную величину
Набрала 16 воздушных петель и замкнула их в кружок. Расширение произвела по 8 секторам путем прибавления дополнительных столбиков. Между столбиками сделала 3 воздушные петли. Вверху сетку закрепила дополнительной нитью с иголкой, протянула через отверстие спиц.
Украсила верхнюю часть зонтика цепочкой из бусинок и закрепила их на сетке. Дополнительной ниткой закрепила все 8 секторов на спицах. К нижней части пришила бахрому в виде бусинок нанизанных на нитку №40 в 2 сложения. Украшения: 33 цветочка - связаны из мулине разных цветов и пряжи с добавлением "металлика" (2 цветка), закрепила каждый цветок и лепесток.
Аппликация - два зонтика и бабочка куплены в магазине и наклеены при помощи утюга.
Нитки: "Ирис" (Санкт-Петербуржский прядильно-ниточный комбинат), 100% хлопок розового цвета, "Камелия", "Лотос" цветной, с метанитом (Турция).
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ.
№ п/п |
Наименование материала | Цена (руб.) | Расход | Всего (бел.руб.) |
1 | Пряжа "Камелия" | 100г - 3500 | 120г | 4200 |
2 | Пряжа "Лотос" | 100г - 4900 | 90г | 4410 |
3 | Вискоза | 100г - 6000 | 70г | 4830 |
4 | Металлик | 100г - 12000 | 110г | 13200 |
5 | Пряжа "Ирис" | 100г - 4000 | 100г | 4000 |
5 | Бусинки большие | 1 шт. - 150 | 10г | 1500 |
6 | Пайетки | 100 шт. - 500 | 100г | 500 |
7 | Розовая ленточка | 1м - 100 | 50см | 50 |
8 | Термонаклейки | 1шт. - 1000 | 3 шт. | 3000 |
9 | Бусинки разные | нашла в мамином сундучке | - | - |
10 | Зонтик (каркас) | взяла из старого шкафчика | - | - |
Расчет полной себестоимости.
Производственные затраты | Стоимость (бел.руб.) |
Расход электроэнергии | 1500 |
Расход материалов | 35690 |
Расход на оплату труда | 3000 |
Итого | 40190 |
САМООЦЕНКА ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ.
Я довольна своей работой, так как добилась желаемой цели. При изготовлении пляжного комплекта возникали различные трудности, но я справилась. Кто ищет новые варианты, тот полон новых идей и постоянно стремится к совершенству. Кроме того, связанное мною изделие в 3 раза дешевле чем в магазине. Я чувствую радость, гордость, потому что изделие получилось изящным, соответствующим времени, носит неповторимый отпечаток индивидуальности.
ОЦЕНКА ПРОЕКТА.
Выполненное изделие соответствует определенным требованиям. Комплект получился нарядным, выдержан в романтическом стиле, исполнен качественно.
ЛИТЕРАТУРА:
- Максимова М.В., Кузьмина М.Н. Незабытые ремесла. - Минск: Полымя, 1993.
- Проневич Н.М. Вязание крючком. От увлечения к мастерству. СПб.: Паритет, 2005.
- Стэнли М. Школа вязания /ер. С англ. М Авдониной -М.: Издательство ЭКСМО, 2003.
- Ханашевич Д.Р. Учитесь вязать крючком. - М.: Детская литература, 1987.
- Шарапова В.Е. Уроки вязания крючком. Минск, 2006.