Цель: углубить и закрепить знания по фонетике, развивать фонематический слух, усовершенствовать навыки постановки ударения, отрабатывать правильное литературное произношение.
Оборудование: плакаты, содержащие высказывания классиков русской литературы о языке и о звуке; магнитофон, кассета с аудиозаписью различных звуков; карточки слов.
Ход праздника
Вступление.
Отгадайте загадку:
Он бывает тихим, громким,
А ещё глухим и звонким.
Может быстро проскочить,
А захочет – будет жить
До тех пор, пока звонок
Не отмерит ему срок.
Он везде всегда дрожит
И по воздуху бежит.
Рот ему, как дом родной,
Из него летит волной.
Любит с эхом подразниться,
В барабане сохраниться.
Если где услышим стук,
Значит, к нам добрался... (звук).
С. Ефремов.
(Звучит фонограмма)
– Прослушайте внимательно запись, назовите услышанные звуки:
а) льётся вода из-под крана;
б) звенит колокольчик;
в) тикают часы;
г) школьная столовая в разгар обеда;
д) птичьи голоса;
е) учащийся читает отрывок из стихотворения «Унылая пора»;
ж) музыкальный отрывок из произведения Чайковского «Времена года»;
з) плач ребенка.
Слово учителя:
«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, неясность сна, шум и тень садов, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».
Звуковую сторону речи изучает фонетика. Само название образовано от греческого phone (фон), что означает «звук».«Слово – одежда всех фактов, а звук – одежда слова».
– А как звуки научились превращаться в буквы, т.е. «одеваться», мы узнаем из сказки:
Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.
Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с её жителями. А когда узнал, что все жители-невидимки, то очень огорчился. Но он всё-таки был волшебником, причём очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видным и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав, или пропев её, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.
– Ребята, а где мы можем увидеть звуки в своих волшебных платьях? (В алфавите)
– В каких случаях своей жизни люди пользуются алфавитом?
Исполняется песня «Алфавит»
Фонетические диалоги
Гласные – согласные.
1-й уч.:
Мы не буквы, мы – звуки речи,
Изучает фонетика нас.
2-й уч.:
Мы не буквы, мы – звуки речи,
Произносят и слышат нас.
1-й уч.:
Дыхание свободно в каждой гласной,
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается гласный.
2-й уч.:
А согласные… Согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Учитель: – На какие две группы делятся звуки?
– (Гласные и согласные).
Сценка «Кто важнее?»
Ведущий: Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее?
Гласные: Конечно, мы важнее. Без нас никто и рта не раскроет!
Согласные: Ну, это мы ещё посмотрим. Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится.
Гласные: А вот и получится! Например, м.
Согласные: Разве только одно м, а больше ничего?
Гласные: И всё же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.
Согласные: Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одного слова не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами.
Гласные: (поют и смущённо умолкают) [..о..е..и..а]
Согласные: Вот видите! А если мы скажем [ф..н..т..к], так всякий догадается, что это фонетика.
Гласные: Ну, допустим. Хотя мы решили, что это фантик. А вот попробуйте без нас произнести такие слова: окно, ёлка, если.
Согласные: (мычат в ответ что-то неразборчивое и тоже умолкают).
Ведущий: А как вы думаете, ребята, кто из них важнее и нужнее: гласные или согласные звуки?
Высказывание (плакат):
Гласные – это река,
А согласные – её берега,
Реки без берегов не бывает.
(Исполняется песня «Гласные-согласные»)
Игра «Один звук, марш!»
Ведущий.
Поиграем в игру, которую назовём так: «Один звук, марш!»
1) Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово, с другим лексическим значением. Вот так: горсть – го[]сть.
всласть – власть | экран – кран | |
краска – каска | полк – пол | |
склон – слон | беда – еда | |
тепло – тело |
2) Теперь, наоборот, я вам даю слово, а вы добавьте к каждому из них один звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Вот так: роза - гроза.
стол – столб | шар – шарф | |
лапа – лапша | рубка – трубка | |
укус – уксус | клад – склад | |
дар – удар | усы – бусы |
З) Сейчас вам следует в данных словах заменить один согласный звук. Вот так: корж – морж.
ногти – когти | зубы – губы | галка – палка | ||||
булка – будка | киска – миска | орел – осёл | ||||
лапка – лавка | песок – лесок | клин – блин | ||||
свет – цвет | тоска – доска | полено – колено | дамочка – мамочка |
Ведущий:
Продолжаем мы играть,
Чтобы многое узнать.
«Весёлые рифмы про ударение»
Сценка «Ударение»
(Открывается занавес. Комната. В постели лежит мальчик.)
– Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять.
Берёт бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в день по одной столовой ложке. После приёма пищи».
Начинает пищать.
Вбегает мама:
– Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?
– А я лекарство принял. А здесь написано... (читает).
– Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочёл. Три раза после приёма пищи, а не пищи.
– Ой, мамочка! Нам и в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.
1-й уч.:
Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!
2-й уч.:
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.
Шутник он, невидимка-молоток,
Тук! – и ударил в безударный слог...
И сразу же исчез огромный замок
И появился маленький замок.
3-й уч.:
Послушай, молоток,
Не путай слоги,
Опять, озорничая, не солги!
Мы в слове слог ударный
Найдём э-ле-мен-тар-но!
А когда его найдем,
Громче всех произнесём!
Учитель:
Ошибка в ударении
Граничит с преступлением.
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить
Под удар!
Фонетические головоломки.
1-й уч.:
Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращусь в конфету. (Ирис – ирис)
2-й уч.:
Я – сборник карт: от ударения
Зависят два моих значения.
Хочу – преображусь в название
Блестящей, шелковистой ткани. (Атлас – атлас)
3-й уч.:
Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведёрко руки окуни.
Не бойся, это... (Окуни– окуни).
Учитель:
– Усваивая звуковые «портреты» слов, нужно относиться к звучащему слову, как к некоему живому организму, в котором бьётся его сердце – ударение.
(Исполняется песня «Перепутаница»).
Домашнее задание
«Егоркины скороговорки»
– Скороговорки – это ради забавы придуманные фразы с труднопроизносимым подбором звуков, которые надо произнести быстро, но ясно и отчётливо, не запинаясь. Произнесите скороговорки, четко выговаривая согласные звуки. Повторите задание 2-3 раза, ускоряя темп речи.
Ведущий:
Я сегодня была в восторге
От затейника Егорки,
За его скороговорки
Я поставила б пятерки!
Повторяйте, детвора:
– Посреди двора дрова.
– Жук, над лужею жужжа,
ждал до ужина ужа.
– В переменку перепел
Перепёлку перепел!
– Лилии полили ли
Иль увяли лилии?
– Аня ныне нянина,
Нина няня Анина.
– Мамами любимы мы –
самыми любимыми!
То-то буду я в восторге,
Если вы, как я Егорке
За его скороговорки,
Всем поставите пятерки!
Занимательная минутка
Есть ли твердые согласные звуки в скороговорке «Летели лебеди с лебедятами»?
Скороговорки, которые были даны детям на дом:
- Все бобры добры до своих бобрят.
- Водовоз вез воду из-под водопровода.
- У пенька опять пять опят.
- Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.
- На Ерему напала дрема, от дремы уснул Ерема
- Рыбу ловит рыболов. Весь в реку уплыл улов.
- Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон.
Игра «Найди ошибки».
Учитель читает:
Пришёл из школы Лев Кузьмич,
Стал проверять тетрадки,
И целый вечер Лев Кузьмич.
Отгадывал загадки.
Он долго думал, например,
Раскрыв тетрадку Тани,
Что это значит: «Музыкант
Играет на баране?»
Ах, неужели гвозди
Вбивают... молоком
(Написано у Кости
О чуде таком?)
А кто-то тяпкой вытер стол!
(Ах, неужели тяпкой?)
А кто- то каской красит пол!
(напрасно, лучше шапкой.)
А кто-то пишет: «Наш каток
Такой хороший, гадкий...»
– Ай-ай, – промолвил педагог
и отложил тетрадки...
Учитель: Давайте поможем Льву Кузьмичу исправить ошибки ребят. (карточки)
Учитель: Я думаю, Вы будете со мной согласны, что каждый образованный человек должен соблюдать нормы орфографии и орфоэпии, т. е. быть грамотным.
(Исполняется песня «Грамотей»)
Заключительное слово учителя:
– Добрые, красивые и грамотно написанные слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед.
Язык достался нам от многих поколений живших на Руси людей. И мы должны передать его следующим поколениям таким же чистым, живым, сверкающим и богатым, каким он достался нам!