Цели:
- повторить образные представления о форме и цвете облаков;
- развивать детскую картинную речь и наблюдательность;
- развивать умение строить предложения;
- учить использовать известные детям художественные средства в конкретной ситуации, а именно создавать свои сравнения, эпитеты;
- составлять текст-описание по заданной теме;
- развивать воображение учащихся с опорой на их личный опыт;
- воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование: иллюстрации облаков, модели облачности, ветра, карточки со стихотворением.
Ход урока
1. Организационный момент.
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!
2. Актуализация знаний.
Сколько света, сколько солнца
И синеют небеса.
Это в гости к нам приходит
Долгожданная … (весна).
А. Кочергина
Наступает весна, потому так хочется больше находиться на улице и наблюдать за ручейками, зеленой травкой, первыми цветами. А ещё интересно наблюдать …
Отгадайте загадки, и вы узнаете, за чем мы сегодня будем наблюдать.
В синеве высоко разлилось молоко.
Расползалось ватой бело-синеватой. (Облако)
Без крыльев летят,
Без ног бегут, без паруса плывут. (Облако)
– Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? О чем пойдет речь на уроке?
– Днём и ночью путешествуют в небесном просторе облака. Над лесами и полями, над морями и океанами плывут, подчиняясь ветру, эти вечные странники.
– Что такое облака? Что вы знаете про облака?
– Облака – это вода, которая испарилась - превратилась в пар – из морей, океанов и с поверхности земли. Легкий пар поднялся высоко в небо и превратился в маленькое облачко. Оно плывет над землей, сливается с другими облаками, собирает водяной пар и превращает его в дождевые капли. Пока облако вырастет, ветер унесет его далеко от того места, где оно зародилось.
Облака
Облака, облака, пышные, белые,
Расскажите облака, из чего вас делали?
Может, вас, облака, делали из молока?
Может быть из мела? Может быть из ваты?
Может быть, из белой из бумаги мятой?
«Никогда! Никогда! – отвечали облака, –
Никогда не делали нас из молока,
Никогда из мела, никогда из ваты.
Никогда из белой из бумаги мятой.
Мы – дождевые, мы – снеговые.
Если летом мы плывем,
Мы с собой грозу несем,
Если мы плывем зимою,
Мы пургу несем с собой,
Вот мы какие!» (И. Мазнин)
– Облака – важный природообразующий фактор. Они влияют и на режим осадков, и на температурный режим на Земле.
– Откроем дневник наблюдений в рабочей тетради по окружающему миру и отметим, какая сегодня погода: облачность, осадки, сила ветра, температура. На модели покажите облачность:
Какая ошибка допущена в изображении облачности? (Во втором изображении половинка должна быть черной)
3. Словарная работа.
– Откуда произошло слово облако?
Слово образовано от «обвлако» (то, что обволакивает).
Слово «облако» словарное, необходимо запомнить его написание. Образуйте однокоренные слова и выделите корень.
Облако, облачко, облачный, облачность, заоблачный, безоблачный, подоблачный.
Слова–помощники для запоминания.
-
ЛАсковое облАко звериком пушистым
плавает, играет в небе золотистом. -
Облака плывут по небу,
Облака блестят слегка.
Кто-то, видно, белым лаком
Покрывает облака!
За облаками наблюдай,
Слог -ЛА- писать не забывай.
– Как вы понимаете выражение витать в облаках?
Витать в облаках – предаваться мечтам, фантазиям, не замечая окружающего.
4. Повторение изученного материала на уроках окружающего мира.
– Какие бывают облака? (Облака бывают разные.)
– Какого цвета бывают облака на восходе и на закате? (Облака бывают черные и белые, сизые и голубые, розовые и алые, желтые или золотые, фиолетовые или лиловые, а иногда и бледно-зелёные). Показ фотографий.
– От чего зависит цвет облаков? (Цвет облаков зависит от плотности облаков и их освещенности Солнцем.)
– Почему их называют небесными странниками? (Облака по воле ветров могут плавать по небу то в одну, то в другую сторону, пока не выпадут на землю дождём или снегом).
Облака не похожи друг на друга и называются по-разному. Вспомните, как? (Перистые, слоистые, кучевые). (Рисунки облаков)
Ученик 1. Перистые облака самые высокие и тонкие. Они плывут очень высоко над землей, где всегда холодно. Капельки пара в них превратились в кристаллики льда. Это красивые холодные облака. Сквозь них просвечивает голубое небо. Они имеют самые различные формы: в виде тонких полупрозрачных полос, завитков, узловатых точек, языков пламени, похожи на длинные перья сказочных птиц. Поэтому их называют перистыми. Располагаются они на высоте 6-10 километров.
Иногда вершины облаков достигают высоты 20-125 километров над Землёй. На большой высоте формируются перламутровые и серебристые облака, состоящие только из кристалликов льда.
Ученик 2. Слоистые облака – сплошные, бледно-серые. Они застилают небо однообразным серым покрывалом. Такие облака приносят ненастье: снег, моросящий дождь на несколько дней. Располагаются на высоте от 50 до 2000м.
Ученик 3. Дождевые кучевые облака – большие и тёмные. Они мчатся друг за другом, словно наперегонки. Иногда ветер несет их так низко, что, кажется – облака задевают крыши.
Ученик 4. Редкие кучевые облака – самые красивые. Эти облака располагаются на высоте 3-5км. Они напоминают крутые горы с ослепительно белыми вершинами, освещенными солнцем. За ними интересно наблюдать: бегут по небу веселые кучевые облака, постоянно изменяются. Они похожи на зверей, на людей на каких-то сказочных существ – на все, что подскажет твоя фантазия.
Если внимательно наблюдать за облаками, можно научиться предсказывать погоду. Какие вы знаете приметы про облака?
Приметы.
- Белые облака землю не смачивают.
- Облака плывут высоко – к хорошей погоде.
- Синие вечерние облака – к перемене погоды.
- Перистые облака – к вёдру.
- Кучевые облака – предвестники хорошей погоды.
- Разорванные в лохмотья кучевые облака – к ненастью и ветру.
- Если кучевые облака идут с запада – это к ненастью.
- Слоистые облака, как правило, к ненастью.
- Красные облака до восхода солнца – к ветру.
- На закате облака колечками – к дождю.
- Волнистые облака – к ненастью.
- Облака идут низко – будет стужа.
- Облака идут против ветра к снегу.
– Ответьте на вопрос.
– Облако не может быть, каким? Предлагаются варианты ответов. а) кучевым; б) слоистым; в) кустистым; г) перистым.
5. Формирование новых знаний.
– Обратите внимание на небо, вспомните, каким оно бывает в разное время суток, в разное время года. Пофантазируй!
– Наблюдали ли вы когда-нибудь за облаками? С чем можно сравнить облака или тучки, плывущие по небу.
– Посмотрите, как художники представляют облака.
– Какие облака изобразили художники? (Кучевые)
– Быстро ли изменяется форма облаков? (Чем сильнее дует ветер, тем быстрее изменяют свою форму облака.)
На что похожи облака …
Как ты думаешь, о каком типе облаков говорится в загадке:
Невидимый пастушок белых барашков гоняет.
С чем ещё можно сравнить облака?
Послушайте, как поэты изображают облака. С чем сравнивают?
***
Облака поставили паруса свои,
В зыбь небес свой бег направили белые ладьи.
Тихо, плавно, без усилия
В даль, без берегов
Вышла дружная флотилия
Сказочных пловцов. (В. Брюсов)
– К какой иллюстрации подходит это стихотворение?
***
Надо мною проплывают
Друг за другом облака.
Ну и ну! Как их тут много!
Наплывают, как волна.
Это – вроде носорога,
Это – вроде кабана,
Пять овечек я считаю,
К какой иллюстрации подходит это стихотворение?
Прочитайте стихотворение Якова Акима. Подумайте, какой образ подобрал поэт к небесному чуду. Попробуйте подобрать слова, являющиеся рифмами для последних слов. Почувствуйте себя поэтами, творцами прекрасного.
Облака
Облако за облаком по небу гналось –
За облаком-лодкой облако – __________ (лось).
Лось шагает ходко, не хочет отстать,
Но рогами лодку не может __________ (достать).
А ветер гонит, гонит, торопит облака,
То с налета тронет, то шевельнет __________ (слегка).
Стала меньше лодочка, вытянулся лось…
И от лося облачко вдруг __________ (оторвалось).
Где же лось прыгучий? Позабудь о нем!
Обернулась туча скачущим __________ (конем).
А ветер пуще, пуще поднялся,
И выросли у лодки __________ (паруса).
Я лежу у речки, я гляжу из-под руки,
И бегут надо мной в небе __________ (облака) (Я. Аким)
– Почему автору белоснежные облака показались то одним, то другим предметом. Почему, по вашему мнению, у поэта возникли такие ощущения?
– Прочитайте стихотворение И. Коневского, подчеркните слова, которыми пользуется поэт, чтобы изобразить облака.
Вот, поморьями, морями, островами
Небо, словно мир весь, надо мной
По раздолиям его, над деревами
Носится табун шальной.
Белоснежные развеялись гривы,
Мчатся вплавь по синим озёрам.
Гонит ветер их, погонщик их ретивый,
К отдалённым облачным горам.
А с земли ковыль широкий шум доносит,
Сосен устремляются стволы –
И все в тот же край табун лихой уносит,
В край, где реют белые валы. (И. Коневский)
***
Бегут по небу разные зверушки:
Медведи, волки, зайцы, лисы, хрюшки.
Плывут по небу снежные утесы
И даже корабли, на них – матросы.
А если вы фантазией богаты,
Там свой портрет отыщите, ребята. (Н. Гугняр)
– К какой иллюстрации подходит это стихотворение?
Чтение отрывков из упражнения 535. Представьте несколько картинок, нарисованных писателями.
-
Они медленно плывут по весеннему небу, как стая белоснежных птиц.
-
Весенние облака – как корабли под белыми парусами. Надует их ветер, и поплывут они… (По Г. Скребицкому)
-
Облака, облака –
кучерявые бока,
облака кудрявые,
целые, дырявые,
легкие, воздушные,
ветерку послушные.
По С. Михалкову -
Плыли по небу тучки.
Тучек четыре штучки:
От первой до третьей –
люди,
Четвертая – верблюдик.
По В. Маяковскому
– С кем, с чем сравнивают облака авторы? Найдите слова-сравнения. Решите орфографические задачи.
– Спишите тот отрывок, который больше всего понравился.
6. Физкультминутка.
Звучит песня «Облака» (выполняются танцевальные движения под музыку)
-
Мимо белого яблока луны,
Мимо красного яблока заката
Облака из неведомой страны
К нам спешат и опять бегут куда-то.
Припев:
Облака, белогривые лошадки,
Облака, что ж вы мчитесь без оглядки?
Не смотрите, вы, пожалуйста, свысока,
А по небу прокатите нас, облака!
-
Мы помчимся в заоблачную даль
Мимо гаснущих звёзд на небосклоне.
К нам неслышно опустится звезда
И ромашкой останется в ладони.
7. Самостоятельная работа. Сочинение этюда.
Этюд – небольшое сочинение о природе, его чувствах; зарисовка, которая построена на выделении какого-либо интересного, необычного признака описываемого предмета или явления. Важная особенность этюда: незавершенность; он может быть частью другого произведения.
– А сейчас сядьте поудобнее, включите свою фантазию, представьте, что в теплый весенний день вы пришли на берег реки или озера. Дует легкий ветерок, над вами проплывают легкие, игривые фантастические облака.
Попробуйте описать все возникшие картины. Кому трудно, воспользуйтесь подсказками, данными в упражнении 536.
Вот плывёт по небу … . А вот … . Чуть дальше … . Но вскоре … уже нет. Облако стало похоже на … . Кажется, будто … . …, словно … .
После написания дать возможность прочитать работы самостоятельно (для себя), потом предложить поработать в парах. Каждый ученик-автор читает другому ученику-слушателю сочинение. Ребята вместе обсуждают достоинства и недостатки каждой работы.
Следующим этапом может быть этап чтения этюдов учеников в классе (по желанию детей, выступающих в роли авторов сочинений). Каждая работа оценивается учениками в соответствии с заданными особенностями жанра. Кроме того, обязательно выносятся критерии для оценивания творческой работы:
- оригинальность в раскрытии темы;
- умение создать интересный образ;
- необычность авторского языка.
Примеры детских работ.
-
Вот по небу плывут белые, пушистые облака. Среди них есть огненно-красная Жар-птица, белый кролик, золотая рыбка и белогривая лошадка и еще много разных сказочных животных. Вот это да!
Ксения К. -
Эти облака похожи на огромные белые корабли. Они плывут по голубому небу неизвестно куда. А куда же они плывут? А плывут эти белые облака-корабли в сказочную страну.
Здесь они могут превращаться в кого угодно. То они похожи на пушистые подушки, то вдруг превращаются в белого медведя. Но вдруг подул сильный ветер, и они превратились в белого коня.
И эти облака-корабли плывут и плывут в бесконечную даль.
Миша Д. -
Эти облака похожи на неведомых существ, летящих куда-то. Но вот они исчезли, но чуть-чуть, минуту спустя опять появились. Что за чудо? Облака – не просто спустившиеся пары воды! Это чудесные обитатели воздуха. Мы смотрим на них, и сердце радуется и душа рвется вслед…
Алина Н. -
Я люблю смотреть на облака. Они похожи на львов, слонов и других животных, а иногда они напоминают стаи птиц.
Алексей Д. -
Эти облака похожи на пушистого маленького белого котенка, увлеченно играющего в мячик. Но вот подул ветерок, и теперь котенок превратился в щенка-пуделя, а мячик – в косточку. Другое облако похоже на сказочно красивую лошадку, а третье напоминает букет веселых душистых ромашек.
Илья Д.
8. Домашнее задание.
По пути домой посмотреть на небо, понаблюдать за облаками и создать свои рисунки красками и словами.
9. Рефлексия.
Что больше всего понравилось и запомнилось?
В чем вы испытали затруднения?
Литература.
- Матвеева Е.И. Литературное чтение. Учим младших школьников писать сочинения разных жанров. Москва, «Эксмо», 2007.
- Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей «Чудо-всюду». Ярославль, «Академия развития», 1998.
- Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса. Смоленск, «Ассоциация ХХ1 век», 2007.
- Поглазова О.Т. Рабочие тетради к учебнику «Окружающий мир» для 3 класса, 2 часть. Смоленск, «Ассоциация ХХI век», 2007.
- Соловейчик М.С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 3 класса, 2 часть.
- Смоленск, «Ассоциация ХХI век», 2007.
- Соловейчик М.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 3 класса. Смоленск, «Ассоциация ХХI век», 2007.