Образовательная программа для ДМШ и ДШИ "Музыкальная литература в контексте Мировой художественной культуры"

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


Искусство есть гигантская песнь человечества о себе самом и о своей среде.
А. В. Луначарский

Предмет "Музыкальная литература" традиционно является базовым для учебной программы ДМШ и ДШИ.

Главные цели и задачи его - накопление слухового опыта учащихся, воспитание музыкального вкуса, формирование потребности познавательной деятельности, расширение кругозора.

В последние годы музыкально-теоретические циклы обогащаются новыми для ДМШ курсами: появляются предметы "История искусства", "Эстетика" и другие, находящиеся в русле общехудожественного направления.

Безусловно, это положительный процесс, так как в условиях негативных социальных явлений, связанных с падением культуры общества, новая волна внимания к сфере культуры и искусства абсолютно необходима.

Однако, с другой стороны, эти предметы-"клеточки" как бы разводят явления, которые взаимосвязанно существуют в потоке истории человеческой культуры.

Решить задачу целостного представления о картине художественного мира можно с помощью интегративного учебного предмета, содержание которого складывается из изучения общих закономерностей, присущих разным видам искусства: музыки, литературы, изобразительного искусства.

Попыткой создания такого предмета является курс "Музыкальная литература в контексте Мировой художественной культуры".

Цели и задачи курса:

  • ввести личность обучаемого в художественную культуру;
  • сформировать в нем готовность и способность к самостоятельному духовному постижению художественных ценностей;
  • способствовать его всестороннему развитию.

Содержание предмета:

  • изучение различных видов художественной деятельности в их взаимосвязях и взаимовлияниях;
  • изучение разнообразных проявлений художественного гения разных стран в каждую конкретно-историческую эпоху;
  • изучение общих закономерностей художественного развития в контексте его социальной и культурной истории.

Расширение кругозора происходит за счет привлечения богатого музыкального, изобразительного и литературного материала, знакомства с классическими произведениями великих творцов, составляющих сокровищницу мировой культуры. Полученные знания становятся базой для дальнейшего изучения мира искусства и залогом пробуждения собственного интереса к этой области человеческой жизни. Это, в свою очередь, является показателем формирования потребности познавательной деятельности школьников и базой для составления собственного мнения о том или ином произведении искусства.

Предлагаемая программа рассчитана на пятилетний курс обучения и адресована детям от 9(10) до 14(15) лет (I -V классы).

Изучаемый материал делится на 2 части:

  • I - Введение в мир искусства (1 год обучения);
  • II - Музыкальная литература в контексте Мировой Художественной культуры (2-5 годы обучения).

Завершая обучение, учащиеся должны:

  • освоить основные понятия (виды и жанры искусства, художественная культура и т.д.);
  • знать основные периоды культурного развития, их особенности и основные черты;
  • понимать и осознавать объективность и закономерность влияния исторических событий эпохи на ее художественную культуру и формирование общего сознания;
  • уметь различать в художественном произведении черты конкретной исторической эпохи и художественного стиля;
  • знать специфику видов искусства и их жанров, владеть основными теоретическими понятиями (идея, тема, сюжет, композиция, средства выразительности);
  • различать основные творческие методы и направления (классицизм, романтизм, реализм и т.д.).

Учет успеваемости и контроль за выполнением программы проводится несколькими способами.

Поурочный опрос. Позволяет оценить уровень подготовки домашнего задания и закрепить материал прошлого урока.

Фронтальный опрос по теме. Проводится в устной или письменной форме. Выявляет общий уровень подготовки и усвоения материала.

Контрольные уроки в конце четверти, полугодия, года. Форма контрольных уроков различна в зависимости от объема, особенностей пройденного материала, а также от способностей и возраста детей (тесты, собеседования, сочинения, рефераты, викторины и т. д.).

Учебно-тематический план.
1 год обучения.
Введение в мир искусства.

№ темы № урока Наименование темы Кол-во часов
1 1 Эстетика - наука о прекрасном. "Прекрасное" руками человека. Красота внешняя и внутренняя. 1
2 2 Характер и образ в литературе, живописи и музыке. Персонажи русских народных сказок. 1
  3 Образы добра и зла в сказках. Нечистая сила в сказках. Комическое, героическое и смешное в сказке. 1
  4 Чудеса и превращения в сказках. Фантастические образы. 1
  5 Образы богатырей и образ русской красавицы в былинах, музыке, живописи. 1
3 6 Русская народная песня и обряд. 1
4 7-8 Русские народные инструменты 2
   

* * *

 
5 1 Профессиональное искусство и народное творчество. Сказка в музыке, литературе, живописи. 1
  2 "Сказка о царе Салтане" ( А. С. Пушкин, Н. А. Римский-Корсаков.) 1
  3 Образы моря и приключений в искусстве. ( мотивы арабских сказок "1001 ночь" и музыка Н. А. Римского - Корсакова.) 1
  4 "Руслан и Людмила". А. С. Пушкин, М. И. Глинка. 1
  5 "Щелкунчик и мышиный король". Т. Гофман, П. И. Чайковский. 1
  6 Образ Снегурочки в литературе, музыке, живописи. 1
6 7 Образы природы в музыке, литературе, живописи. 1
7 8 Образы детства в музыке. П. И. Чайковский "Детский альбом", Р. Шуман "Альбом для юношества". 1
   

* * *

 
8 1 Виды и жанры искусства. 1
9 2-3 Мир литературы. Театральное искусство. 2
10 4-5 Мир живописи и пластических искусств. Архитектура. 2
11 6-7 Мир музыки. Музыкальные жанры. 2
  8-10 Средства музыкальной выразительности. Способы развития музыкальной темы. 3
   

* * *

 
12 1 Форма в музыке и искусстве. 1
  2-3 Контраст и подобие в произведениях искусства. 2
  4 Рондо в музыке и поэзии. 1
  5 Вариации в музыке и русском народном творчестве. 1
  6-8 Театр и музыка. Сонатная форма. 3
   

* * *

 
    Всего 34

2 год обучения.
От древнего искусства - к классицизму.

№ темы № урока Наименование темы Кол-во часов
13 1-2 Понятие художественной культуры. Искусство и время.
Мифы Древней Греции.
3
  3 Музыка и театр в Древней Греции. 1,5
14 4 Культура и искусство Древнего Рима. Мифология. 1.5
  5 Особенности древнеримской архитектуры и скульптуры. 1,5
15 6-7 Искусство Древней Руси. 3
  8 Урок-обобщение. 1.5
   

* * *

 
16 1-2 Искусство Средневековья. Мир легенд. 3
  3 Формирование музыкальной культуры. Григорианский хорал. 1,5
  4 Архитектура, скульптура, живопись. Романский стиль. 1,5
  5 Готика. 1,5
17 6-7 Русское средневековье. Деревянное и каменное зодчество. Иконопись Ф. Грека, А. Рублева, Дионисия. 3
  8 Урок-обобщение. 1,5
   

* * *

 
18   Европейское искусство 17 века.
Музыканты эпохи барокко. Особенности стиля.
1,5
19 2-5 Творчество И. С. Баха. 6
20 6 Творчество клавесинистов 18 века. Живопись рококо. 1,5
21 7 Эпоха Просвещения.
Классицизм в Западной Европе.
1,5
22 8-9 Венский классицизм. И. Гайдн. 3
  10 Урок- обобщение. 1,5
   

* * *

 
23 1-3 Творчество В. А. Моцарта. 4,5
24 4-5 Творчество Л. ван Бетховена. 3
25 6-7 Культура Русского Классицизма.
Искусство России 18 века. Д. Бортнянский.
3
  8 Урок-обобщение. 1,5
   

* * *

 
    Всего 51

3 год обучения.
Романтизм в мировой культуре.

№ темы № урока Наименование темы Кол-во часов
26 1 Романтизм в мировой культуре. Литература и живопись Франции и Германии. 1,5
27 2-4 Творчество Ф. Шуберта. 4,5
28 5-7 Творчество Ф. Шопена. 4,5
  8 Урок- обобщение. 1,5
   

* * *

 
29 1 Романтизм в России.
Романтические образы в русской поэзии и живописи.
1,5
30 2-3 Русский романс начала 19 века и портреты В. Тропинина. 3
31 4-7 Творчество М. И. Глинки. 6
  8 Урок-обобщение. 1,5
   

* * *

 
32 1-2 Творчество А. С. Даргомыжского и бытовые картины
П. Федотова.
3
33 3 "Могучая Кучка" и её роль в развитии русской и мировой культуры. 1,5
34 4-6 Творчество А. П. Бородина и былинно-сказочный эпос
В. Васнецова.
4,5
35 7-9 Творчество Н. А. Римского-Корсакова и сказочные образы
М. А. Врубеля.
4,5
  10 Урок- обобщение. 1,5
   

* * *

 
36 1-4 Творчество М. П. Мусоргского и исторические картины
В. Сурикова.
6
37 5-7 Русская живопись 2-й половины 19 века.
Творчество художников -"Передвижников".
4,5
  8 Урок- обобщение. 1,5
    Всего 51

4 год обучения.
Искусство конца 19 - начала 20 веков.

№ темы № урока Наименование темы Кол-во часов
38 1-5 Творчество П. И. Чайковского, поэзия А. С. Пушкина, пейзажи-настроения И. Левитана. 7,5
39

 

6-8 Русское искусство конца 19-начала 20 века. Творчество С.В. Рахманинова. Поэзия русской природы в пейзажах И.Левитана, произведениях И. Бунина, А.П. Чехова. 4,5
   

* * *

 
40 1-2 Творчество А. Н. Скрябина. Искусство А. Блока и М. А. Врубеля. 3
41 3-4 Западно-европейское искусство конца 19 - начала 20 века.
Импрессионизм во французской живописи.
3
42 5-8 Импрессионизм в музыке. Творчество К. Дебюсси и М. Равеля. 6
   

* * *

 
43 1-2 "Мир искусства" как художественное явление начала 20 века. 3
44 3 -4 Творчество И. Стравинского. "Русские музыкальные сезоны" в Париже. 6
45 5 Художественная культура между двумя мировыми войнами.
П. Пикассо. Экспрессионизм.
1,5
46 6-8 Джаз как художественное явление. Д. Гершвин. 4,5
47 9 Агитационно-массовые жанры. Тема революции в творчестве Дейнеки, Рылова, Петрова-Водкина. 1,5
  10 Творческий урок-обобщение. 1,5
   

* * *

 
48 1-4 Творчество С. С. Прокофьева. 6
49 5-7 Песенное искусство 20-30-х годов. И.О. Дунаевский. 4,5
  8 Творческий урок-обобщение. 1,5
    Всего 51

5 год обучения.
Художественная культура 20 века.

№ темы № урока Наименование темы Кол-во часов
50 1-2 Художественная культура в годы второй мировой и Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия. 3
51 3-7 Творчество Д. Д. Шостаковича. 6
  8 Урок-обобщение. 1,5
   

* * *

 
52 1-2 Художественная культура 50-80-х годов. Творчество "шестидесятников". 3
53 3 Творчество А. Хачатуряна. 1,5
54 4-5 Творчество Р. Щедрина. 3
55 6 Творчество А. Шнитке. 1,5
56 7 Музыка к кинофильмам. 1,5
  8 Урок-обобщение. 1,5
   

* * *

 
57 1 Новые художественные явления в европейском искусстве конца 20 века. Сюрреализм. С.Дали 1,5
58 2-3 Рок-музыка. 3
59 4-5 Поп-арт. 3
60 6-8 Мюзикл. 4,5
61 9 Великие исполнители. Конкурсы. Фестивали. 1,5
  10 Урок-обобщение. 1,5
   

* * *

 
62 1-4 "Искусство и мы". Творческие уроки- рассуждения. 6
  5-8 Защита творческих работ.* 6
    Всего 51

Приложение.
Презентация.

* - Cодержит текст и презентацию Творческого проекта "Сокровища эпохи барокко" (экзаменационной работы по курсу "Музыкальная литература в контексте Мировой художественной культуры") выпускницы 2008 года.