Искусство есть гигантская песнь человечества о себе самом и о своей среде.
А. В. Луначарский
Предмет "Музыкальная литература" традиционно является базовым для учебной программы ДМШ и ДШИ.
Главные цели и задачи его - накопление слухового опыта учащихся, воспитание музыкального вкуса, формирование потребности познавательной деятельности, расширение кругозора.
В последние годы музыкально-теоретические циклы обогащаются новыми для ДМШ курсами: появляются предметы "История искусства", "Эстетика" и другие, находящиеся в русле общехудожественного направления.
Безусловно, это положительный процесс, так как в условиях негативных социальных явлений, связанных с падением культуры общества, новая волна внимания к сфере культуры и искусства абсолютно необходима.
Однако, с другой стороны, эти предметы-"клеточки" как бы разводят явления, которые взаимосвязанно существуют в потоке истории человеческой культуры.
Решить задачу целостного представления о картине художественного мира можно с помощью интегративного учебного предмета, содержание которого складывается из изучения общих закономерностей, присущих разным видам искусства: музыки, литературы, изобразительного искусства.
Попыткой создания такого предмета является курс "Музыкальная литература в контексте Мировой художественной культуры".
Цели и задачи курса:
- ввести личность обучаемого в художественную культуру;
- сформировать в нем готовность и способность к самостоятельному духовному постижению художественных ценностей;
- способствовать его всестороннему развитию.
Содержание предмета:
- изучение различных видов художественной деятельности в их взаимосвязях и взаимовлияниях;
- изучение разнообразных проявлений художественного гения разных стран в каждую конкретно-историческую эпоху;
- изучение общих закономерностей художественного развития в контексте его социальной и культурной истории.
Расширение кругозора происходит за счет привлечения богатого музыкального, изобразительного и литературного материала, знакомства с классическими произведениями великих творцов, составляющих сокровищницу мировой культуры. Полученные знания становятся базой для дальнейшего изучения мира искусства и залогом пробуждения собственного интереса к этой области человеческой жизни. Это, в свою очередь, является показателем формирования потребности познавательной деятельности школьников и базой для составления собственного мнения о том или ином произведении искусства.
Предлагаемая программа рассчитана на пятилетний курс обучения и адресована детям от 9(10) до 14(15) лет (I -V классы).
Изучаемый материал делится на 2 части:
- I - Введение в мир искусства (1 год обучения);
- II - Музыкальная литература в контексте Мировой Художественной культуры (2-5 годы обучения).
Завершая обучение, учащиеся должны:
- освоить основные понятия (виды и жанры искусства, художественная культура и т.д.);
- знать основные периоды культурного развития, их особенности и основные черты;
- понимать и осознавать объективность и закономерность влияния исторических событий эпохи на ее художественную культуру и формирование общего сознания;
- уметь различать в художественном произведении черты конкретной исторической эпохи и художественного стиля;
- знать специфику видов искусства и их жанров, владеть основными теоретическими понятиями (идея, тема, сюжет, композиция, средства выразительности);
- различать основные творческие методы и направления (классицизм, романтизм, реализм и т.д.).
Учет успеваемости и контроль за выполнением программы проводится несколькими способами.
Поурочный опрос. Позволяет оценить уровень подготовки домашнего задания и закрепить материал прошлого урока.
Фронтальный опрос по теме. Проводится в устной или письменной форме. Выявляет общий уровень подготовки и усвоения материала.
Контрольные уроки в конце четверти, полугодия, года. Форма контрольных уроков различна в зависимости от объема, особенностей пройденного материала, а также от способностей и возраста детей (тесты, собеседования, сочинения, рефераты, викторины и т. д.).
Учебно-тематический план.
1 год обучения.
Введение в мир искусства.
№ темы | № урока | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | 1 | Эстетика - наука о прекрасном. "Прекрасное" руками человека. Красота внешняя и внутренняя. | 1 |
2 | 2 | Характер и образ в литературе, живописи и музыке. Персонажи русских народных сказок. | 1 |
3 | Образы добра и зла в сказках. Нечистая сила в сказках. Комическое, героическое и смешное в сказке. | 1 | |
4 | Чудеса и превращения в сказках. Фантастические образы. | 1 | |
5 | Образы богатырей и образ русской красавицы в былинах, музыке, живописи. | 1 | |
3 | 6 | Русская народная песня и обряд. | 1 |
4 | 7-8 | Русские народные инструменты | 2 |
* * * |
|||
5 | 1 | Профессиональное искусство и народное творчество. Сказка в музыке, литературе, живописи. | 1 |
2 | "Сказка о царе Салтане" ( А. С. Пушкин, Н. А. Римский-Корсаков.) | 1 | |
3 | Образы моря и приключений в искусстве. ( мотивы арабских сказок "1001 ночь" и музыка Н. А. Римского - Корсакова.) | 1 | |
4 | "Руслан и Людмила". А. С. Пушкин, М. И. Глинка. | 1 | |
5 | "Щелкунчик и мышиный король". Т. Гофман, П. И. Чайковский. | 1 | |
6 | Образ Снегурочки в литературе, музыке, живописи. | 1 | |
6 | 7 | Образы природы в музыке, литературе, живописи. | 1 |
7 | 8 | Образы детства в музыке. П. И. Чайковский "Детский альбом", Р. Шуман "Альбом для юношества". | 1 |
* * * |
|||
8 | 1 | Виды и жанры искусства. | 1 |
9 | 2-3 | Мир литературы. Театральное искусство. | 2 |
10 | 4-5 | Мир живописи и пластических искусств. Архитектура. | 2 |
11 | 6-7 | Мир музыки. Музыкальные жанры. | 2 |
8-10 | Средства музыкальной выразительности. Способы развития музыкальной темы. | 3 | |
* * * |
|||
12 | 1 | Форма в музыке и искусстве. | 1 |
2-3 | Контраст и подобие в произведениях искусства. | 2 | |
4 | Рондо в музыке и поэзии. | 1 | |
5 | Вариации в музыке и русском народном творчестве. | 1 | |
6-8 | Театр и музыка. Сонатная форма. | 3 | |
* * * |
|||
Всего | 34 |
2 год обучения.
От древнего искусства - к классицизму.
№ темы | № урока | Наименование темы | Кол-во часов |
13 | 1-2 | Понятие художественной культуры.
Искусство и время. Мифы Древней Греции. |
3 |
3 | Музыка и театр в Древней Греции. | 1,5 | |
14 | 4 | Культура и искусство Древнего Рима. Мифология. | 1.5 |
5 | Особенности древнеримской архитектуры и скульптуры. | 1,5 | |
15 | 6-7 | Искусство Древней Руси. | 3 |
8 | Урок-обобщение. | 1.5 | |
* * * |
|||
16 | 1-2 | Искусство Средневековья. Мир легенд. | 3 |
3 | Формирование музыкальной культуры. Григорианский хорал. | 1,5 | |
4 | Архитектура, скульптура, живопись. Романский стиль. | 1,5 | |
5 | Готика. | 1,5 | |
17 | 6-7 | Русское средневековье. Деревянное и каменное зодчество. Иконопись Ф. Грека, А. Рублева, Дионисия. | 3 |
8 | Урок-обобщение. | 1,5 | |
* * * |
|||
18 | Европейское искусство 17 века. Музыканты эпохи барокко. Особенности стиля. |
1,5 | |
19 | 2-5 | Творчество И. С. Баха. | 6 |
20 | 6 | Творчество клавесинистов 18 века. Живопись рококо. | 1,5 |
21 | 7 | Эпоха Просвещения. Классицизм в Западной Европе. |
1,5 |
22 | 8-9 | Венский классицизм. И. Гайдн. | 3 |
10 | Урок- обобщение. | 1,5 | |
* * * |
|||
23 | 1-3 | Творчество В. А. Моцарта. | 4,5 |
24 | 4-5 | Творчество Л. ван Бетховена. | 3 |
25 | 6-7 | Культура Русского Классицизма. Искусство России 18 века. Д. Бортнянский. |
3 |
8 | Урок-обобщение. | 1,5 | |
* * * |
|||
Всего | 51 |
3 год обучения.
Романтизм в мировой культуре.
№ темы | № урока | Наименование темы | Кол-во часов |
26 | 1 | Романтизм в мировой культуре. Литература и живопись Франции и Германии. | 1,5 |
27 | 2-4 | Творчество Ф. Шуберта. | 4,5 |
28 | 5-7 | Творчество Ф. Шопена. | 4,5 |
8 | Урок- обобщение. | 1,5 | |
* * * |
|||
29 | 1 | Романтизм в России. Романтические образы в русской поэзии и живописи. |
1,5 |
30 | 2-3 | Русский романс начала 19 века и портреты В. Тропинина. | 3 |
31 | 4-7 | Творчество М. И. Глинки. | 6 |
8 | Урок-обобщение. | 1,5 | |
* * * |
|||
32 | 1-2 | Творчество А. С. Даргомыжского и бытовые
картины П. Федотова. |
3 |
33 | 3 | "Могучая Кучка" и её роль в развитии русской и мировой культуры. | 1,5 |
34 | 4-6 | Творчество А. П. Бородина и
былинно-сказочный эпос В. Васнецова. |
4,5 |
35 | 7-9 | Творчество Н. А. Римского-Корсакова и
сказочные образы М. А. Врубеля. |
4,5 |
10 | Урок- обобщение. | 1,5 | |
* * * |
|||
36 | 1-4 | Творчество М. П. Мусоргского и
исторические картины В. Сурикова. |
6 |
37 | 5-7 | Русская живопись 2-й половины 19 века. Творчество художников -"Передвижников". |
4,5 |
8 | Урок- обобщение. | 1,5 | |
Всего | 51 |
4 год обучения.
Искусство конца 19 - начала 20 веков.
№ темы | № урока | Наименование темы | Кол-во часов |
38 | 1-5 | Творчество П. И. Чайковского, поэзия А. С. Пушкина, пейзажи-настроения И. Левитана. | 7,5 |
39
|
6-8 | Русское искусство конца 19-начала 20 века. Творчество С.В. Рахманинова. Поэзия русской природы в пейзажах И.Левитана, произведениях И. Бунина, А.П. Чехова. | 4,5 |
* * * |
|||
40 | 1-2 | Творчество А. Н. Скрябина. Искусство А. Блока и М. А. Врубеля. | 3 |
41 | 3-4 | Западно-европейское искусство конца 19 -
начала 20 века. Импрессионизм во французской живописи. |
3 |
42 | 5-8 | Импрессионизм в музыке. Творчество К. Дебюсси и М. Равеля. | 6 |
* * * |
|||
43 | 1-2 | "Мир искусства" как художественное явление начала 20 века. | 3 |
44 | 3 -4 | Творчество И. Стравинского. "Русские музыкальные сезоны" в Париже. | 6 |
45 | 5 | Художественная культура между двумя
мировыми войнами. П. Пикассо. Экспрессионизм. |
1,5 |
46 | 6-8 | Джаз как художественное явление. Д. Гершвин. | 4,5 |
47 | 9 | Агитационно-массовые жанры. Тема революции в творчестве Дейнеки, Рылова, Петрова-Водкина. | 1,5 |
10 | Творческий урок-обобщение. | 1,5 | |
* * * |
|||
48 | 1-4 | Творчество С. С. Прокофьева. | 6 |
49 | 5-7 | Песенное искусство 20-30-х годов. И.О. Дунаевский. | 4,5 |
8 | Творческий урок-обобщение. | 1,5 | |
Всего | 51 |
5 год обучения.
Художественная культура 20 века.
№ темы | № урока | Наименование темы | Кол-во часов |
50 | 1-2 | Художественная культура в годы второй мировой и Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия. | 3 |
51 | 3-7 | Творчество Д. Д. Шостаковича. | 6 |
8 | Урок-обобщение. | 1,5 | |
* * * |
|||
52 | 1-2 | Художественная культура 50-80-х годов. Творчество "шестидесятников". | 3 |
53 | 3 | Творчество А. Хачатуряна. | 1,5 |
54 | 4-5 | Творчество Р. Щедрина. | 3 |
55 | 6 | Творчество А. Шнитке. | 1,5 |
56 | 7 | Музыка к кинофильмам. | 1,5 |
8 | Урок-обобщение. | 1,5 | |
* * * |
|||
57 | 1 | Новые художественные явления в европейском искусстве конца 20 века. Сюрреализм. С.Дали | 1,5 |
58 | 2-3 | Рок-музыка. | 3 |
59 | 4-5 | Поп-арт. | 3 |
60 | 6-8 | Мюзикл. | 4,5 |
61 | 9 | Великие исполнители. Конкурсы. Фестивали. | 1,5 |
10 | Урок-обобщение. | 1,5 | |
* * * |
|||
62 | 1-4 | "Искусство и мы". Творческие уроки- рассуждения. | 6 |
5-8 | Защита творческих работ.* | 6 | |
Всего | 51 |
* - Cодержит текст и презентацию Творческого проекта "Сокровища эпохи барокко" (экзаменационной работы по курсу "Музыкальная литература в контексте Мировой художественной культуры") выпускницы 2008 года.