В целях создания благоприятных условий для сплочения учащихся, педагогов и социума, а так же всестороннего развития личности ребенка коллектив школы ведет поиск новых подходов к воспитанию, пониманию его роли и функции в изменившихся условиях общественного развития.
В текущем учебном году педагогический коллектив работал над следующими задачами:
- продолжить работу по развитию ученического самоуправления,
- активизировать и разнообразить формы гражданско - патриотического воспитания,
- cоздание в школе благоприятной психологической атмосферы, способствующей раскрытию потенциала каждого ребенка,
- активизировать работу классных коллективов через участие в общешкольных делах,
- сохранение и приумножение школьных традиций.
Воспитательная деятельность педагогов в школе реализуется в трех сферах: в процессе обучения, во внеурочной и во внешкольной деятельности.
Внеурочная деятельность традиционно делится на две части: общешкольные дела и внутриклассную жизнь. Что касается традиционных школьных дел, можно сказать – все большие дела в этом учебном году прошли успешно. Это “Праздник первого звонка”, “Посвящение в пятиклассники”, “Новогодний калейдоскоп”, “Неделя пятерки”, “День Валентина” “23 февраля”, “Праздник последнего звонка”.
Подтверждением успешности традиционных школьных мероприятий является то, что при собеседовании с учащимися, все называют каждое из этих дел, запомнившихся своей яркостью, интересным содержанием, разнообразием, состязательностью. Данные факты говорят о том, что наши традиции сохран6яются благодаря усилиям всех тех учителей, которые активно, творчески поддерживают и развивают их. Отрадно сознавать, что лучшие школьные традиции будут продолжать осуществляться и дальше. Однако ушла в прошлое и прекратила свое существование такая традиция как день рождение школы, без которой нельзя воспитывать чувство гордости за свою школу и необходимости ее дальнейшего развития. Поэтому в будущем году предстоит возродить традицию “91 день школы”.
Внеурочная деятельность в школе осуществляется по ряду важнейших направлений:
Развитие демократической системы органов ученического самоуправления.
Продолжил свою работу Совет старшеклассников, который стал реальным субъектом самоуправления учащихся не только в школе, но и в Ассоциации Детских Общественных Организаций Советского района. Наши ребята были активными участниками ряда акций социально-значимой деятельности на разных уровнях: Красноярский городской форум “Добровольцев”, “Форум молодежи”, “День памяти погибших от СПИДА”, акция “Советский район глазами подростков”, флеш-моб “Советский самый лучший район”, акция “Наш район – самый чистый район”. Активное участие приняли в итоговой конференции АДОО, а так же участвовали в образовательной программе “Познавая себя, я открываю мир”.
В результате систематической и целенаправленной работы учащиеся школы вышли на городской и краевой уровень в различных конкурсах и занимают в них призовые места: участвовали в сетевой акции общественно-активных школ “Один день из жизни школы”, форум “Креативный город”, площадка “Медиа-технологии” -1 место, в краевой экологической конференции “Нам жить в ХХ1 веке” - 2 место в создании интерактивной экологической тропы , в районном конкурсе, проводимым молодежным комитетом “Красноярье глазами молодых” заняли 1 место в номинации “Творческое фото”. В краевом конкурсе “Татьянин бал”, в номинации “Галантный кавалер” уже пятый раз становимся победителями, Тетерин А. признан лучшим кавалером и по традиции открывал бал, приз зрительских симпатий был отдан Хазиахметову Р.
Много проведено интересных дел силами ребят на уровне школы: интеллектуальная игра “Эрудит”, конкурсы: “А ну - ка, девушки”, “ А ну- ка, парни”, “Неделя пятерки”, веселые старты, дискотеки.
Все это говорит об активной гражданской позиции наших школьников, формирует ответственность, самостоятельность.
Вместе с Советом старшеклассников активно в этом году сработал Лидерский совет (орган ученического самоуправления 5-7 классов). Ребята проводили совместные дискотеки, праздники, организовывали субботники. место. Участвовали в краевом фото кроссе “Полет фантазии” и заняли первое место.
Классное самоуправление построено по тому же принципу что и школьное. Наиболее активными в этом году были: 9а – классный руководитель Камина С.В., 9м - классный руководитель Дудко Н.В, 8б – классный руководитель Закирова Н.Ф, 7а – классный руководитель Просекина Т.В, 7б – классный руководитель Лучкина Т.А., 7в – классный Мальцева Т.Г, 6а – классный руководитель Наумова О.Б. Но и здесь не все решено. В некоторых классах плохо налажена связь между школьными органами самоуправления и классным руководителем, нет взаимосвязи. (Козлова Н.В. - 9б класс, Величко Э.А. – 8а класс, Фролова Л.С.-6в, Цеван В.Б. – 5а)
В будущем году необходимо наладить действенную, результативную работу органов ученического самоуправления на всех ее ступенях.
Учащиеся первой ступени участвуют в общественной жизни школы через различные акции: “Доброе сердце”, “Птичья столовая”, “Игрушка”. Не менее активны ребята в районных мероприятиях – “Кормушка”, “Сухарик”, “Дорога и мы”, “Знатоки ПДД”, конкурс “Новогодней игрушки”. Строя воспитательную внеурочную деятельность, учителя интересно ведут внутриклассную работу, умеют подготовить и провести каждое дело на высоком организационном, содержательном и эстетическом уровне. При этом каждый класс серьезно готовится к любому делу и вносит свою лепту в его проведение.
Все классы начальной школы посвятили выставку, посвящённую 20-летию вывода Советских войск из Афганистана “Солдат войну не выбирает”, проходившую в Выставочном зале. В параллелях 3 – 4 классов был проведен конкурс “Строя и песни”. В рамках празднования “23 февраля” ученики посетили библиотеку им.К.И. Чуковского, где провели урок - мужества “Сталинградская битва”. Активное участие учащиеся начальной школы принимали в сборе макулатуры.
В эстетическом направлении проводилась работа в следующем направлении - организован и проведен конкурс басен к “200- летию со дня рождения И.А.Крылова”, к международному женскому дню был проведен конкурс “Маленькая красавица”, приняли участие в конкурсе рисунков “Моя семья” к юбилею Советского района.
Учениками начальных классов было посещено много спектаклей, концертов, цирковых представлений. В целях кружковой занятости и организации досуга весь учебный год посещали клуб “Метеор”, где у ребят была возможность развивать свои творческие способности.
Так же ученики начальных классов принимали активное участие в акциях:
“Веселый молочник”, “Кормушка”,“Зеленый кошелек”, “Сладкий подарок”, “Сухарик”, “Кабачок”, “Блеск”.
По-прежнему, ведущим оставалось патриотическое направление, цель которого: формирование активной гражданской позиции учащихся, сознательного отношения к таким понятиям как малая родина, гордость за Отечество.
Подготовка к празднованиям Дня Победы, Дня Защитника Отечества, способствовала воспитанию гражданских качеств личности, таких как патриотизм, ответственность, чувство долга, уважения к военной истории Отечества, к участникам великой отечественной войны, желание облегчить жизнь старшего поколения. В школе проводилась традиционная работа – уроки мужества, встречи с ветеранами, Вахта памяти, экскурсии, конкурсы рисунков, плакатов, военизированные эстафеты. Следует отметить конкурс “Строя и песни” младшего звена, который стал уже традицией. Была организована встреча с узниками концлагерей, которая проходила в “Мемориале Победы”.Возобновили отношения с обществом “Блокадник” (приняли активное участие в декаде мероприятий посвященных 65- годовщине снятия блокады “Пусть память не умрет”). Здесь большую инициативу проявила учитель истории Таенкова А.В., готовила ребят для выступления на заседании общества, водила их на просмотр фильмов о войне, писали отзыв на книгу “Сибирь второй нам Родиною стала”.
В этом учебном году ребята провели ряд акций, (“Рождество”, “Доброе сердце”) целью которых было внимание и забота не только о ветеранах, но и малоимущих и сирот проживающих в нашем микрорайоне.
Приняли участие в Краевых патриотических фестивалях “Россия! Молодость! Мечта!”, “Мое Отечество, всероссийском конкурсе сочинений “ Крепка семья, крепка держава”.
Силами ребят под руководством учителя физкультуры на территории школы был залит каток, который стал излюбленным местом и детей и взрослых всего микрорайона, до самой весны здесь не смолкал детский смех и веселье, проводились соревнования, конкурсы и просто ребята катались.
В весенний период ребята занялись озеленением территории. Успешно защитили проект “Молодо, зелено” по созданию трудового отряда, который занялся благоустройством и озеленением школьного двора. Два сезона бригада школьников будет трудится на благо школы.
Школа – центр активного положительного воздействия на формирование личности ребенка, на развитие его творческих и интеллектуальных способностей. Необходимо отметить, что в этом году школа принимала активное участие в конкурсах, викторинах, выставках различного уровня.
Таблица проведения мероприятий
Как видим, дети вовлекаются в разнообразную творческую деятельность. Для них в школе созданы и действую: хоровая студия “Гармония”, драматическая -“Прометей”, академический и эстрадный вокал; на базе школы работают спортивные секции ДЮСШ: волейбол, баскетбол, коньки, гимнастика, регби, легкая атлетика, рукопашный бой, 326 учащихся посещают данные объединения, что составляет 40 % от общего числа учащихся. Однако следует отметить: 1.перестали работать - ИЗО студия, которая охватывала учащихся первой ступени, программа “Художественно- прикладные промыслы народов сибирского региона”; 2..охват учащихся третий ступени, этими объединениями, не значительный. Задачи на следующий год- расширить количество объединений предлагаемых учащимся для всех возрастных ступеней.
Многие учителя школы успешно занимаются развитием одаренных детей, подготовкой их участия в интеллектуальных марафонах, олимпиадах, конкурсах. Однако надо учесть, что для развития познавательной сферы деятельности необходимо проведение предметных вечеров и более эффективное проведение предметных недель.
Учитывая особенности социума школы, много сил и энергии уделялось работе с “трудными детьми”. Проводился контроль социальным педагогом за посещаемостью проблемных подростков, и оперативно принимались меры по возвращению прогульщиков в школу. Лариса Станиславовна проводила беседы по самым разным вопросам на развитие ценностных ориентаций и межличностных отношений подростков. Были собеседования и встречи с родителями, даны консультации по методике отношений с подростками. С целью установления социального диагноза посещались квартиры учащихся. Для создания благоприятного микроклимата в классных коллективах систематически проводились консультации с классными руководителями и педагогами.
В течение года проводились благотворительные акции по организации детских подарков малоимущим подросткам и обеспечение школьными принадлежностями.
В школе работает инспектор ОДН, в тесном контакте с соц. педагогом, которой проводится профилактическая работа, в частности знакомство с Законом Красноярского края и Конституцией РФ. Периодически осуществлялись беседы нарколога и школьного психолога. Школой были разработаны мероприятия по профилактике наркомания и табакокурению. Школьному совету профилактики приходилось решать различные вопросы: посещаемости школы учащимися, неуспеваемости, конфликтные ситуации.
Работа по профилактике правонарушений и преступлений ведется согласно плану. Администрацией школы, педагогическим коллективом проводятся планерки, совещания, заслушиваются отчеты классных руководителей о работе с трудными подростками. В школе разработано и действует “Положение о поощрениях и взысканиях”. Согласно решению Совета профилактики на внутришкольном контроле состоит 31 учащихся, из них на учете ОДН-7.
К сожалению, наблюдаются и негативные тенденции: это и опоздания на уроки, и пропуски уроков без уважительных причин и появление большого количества курящих школьников. Одна из объективных причин - быстрая смена социальной ситуации, а с этим связаны всевозможные отрицательные влияния. Но и ряд причин кроется в работе учителей школы, порой в неумении осуществить индивидуальный подход к каждому нуждающемуся ученику. А личностно – ориентированный классный час - серьезное требование инновационной педагогики, и умением подготовить и провести его надо овладеть.
Многие классные руководители приглашают для работы с учениками специалистов, которые могут интересно, доходчиво рассказать учащимся о вреде курения, о здоровом образе жизни.
Одной из первоочередных задач школы является сохранение и укрепление здоровья детей и молодежи. Значительную роль в этом сыграли учителя физкультуры, учащиеся школы активно участвовали в различных соревнованиях: по баскетболу, бегу, футболу. Принимали участие в городских соревнованиях “Стартуют все”, эстафете “Рощинское кольцо”, “Шиповка юных”. Проводились “дни здоровья”. Стало традицией в зимний период заливать свой школьный каток. До самой весны ледовый каток принимает на своей арене не только наших учащихся, но и жителей микрорайона.
В целях оздоровления детей и подростков на базе школы работал летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием. Всего оздоровили 115 человека, из них многодетных и малообеспеченных семей -11 , из неблагополучных семей-4 человека, из неполных семей - 9 человек, стоящих на учете в ОДН - 1человек.
В отряде начальной школы “Радуга” -55 детей, в профильных отрядах: - “Садоводы” – 25 человек, “Школа актива” - 5 учащихся, “Спорт” -5., “Мастеровой” -10 человек. Дети пришкольного лагеря участвовали в районном спортивном празднике “Веселые старты”, “День защиты ребенка”, посетили: театры, библиотеку, кинотеатры, сют, экскурсии. Отлично организовала работу начальник лагеря Киселева Е.А. Дети и родители очень довольны организацией и качеством предоставляемых услуг.
Продолжается работа с территориальным советом, который оказывал нам помощь не только в работе с “трудными” детьми и неблагополучными семьями, совершая рейды и работая в совете профилактике, но и проводили интересные совместные мероприятия.
Дети с энтузиазмом принимали участие в “Зимних забавах”, “Наша елка”, “Праздник двора”, “Масленица”, совместно поздравляли ветеранов Великой Отечественной войны (оказывали им материальную и трудовую помощь, организовали концерт) Наиболее активным здесь был 7а класс, классный руководитель Просекина Т.В. В будущем году больше проводить подобных совместных дел и мероприятий..
Исходя из вышесказанного, учитывая потребности учащихся, родителей и развитие воспитательной системы школы, 2009/10 учебном году необходимо решить следующие задачи:
Совершенствовать работу по организации проектной деятельности учащихся;
Развивать инициативу, самостоятельность, чувство ответственности через дальнейшее развитие системы ученического самоуправления.
Повысить эффективность работы по гражданско – патриотическому и духовно–нравственному воспитанию в рамках подготовки к празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне.