Урок – экскурсия в 11 классе
Цели урока:
- Познакомить учащихся с разнообразием пластмасс и изделий из них.
- Систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся о составе, способах получения и применения пластмасс.
- Продолжить формирование интереса к предмету.
- Развивать личные качества учащихся: умение говорить перед аудиторией, умение слушать товарищей, навыки самостоятельного добывания знаний.
Оформление:
- Столы с экспонатами.
- Плакаты «Полимеры для нас», реклама о выставке.
Подготовка к уроку: Класс заранее поделён на 5 групп, которые в течение недели собирают материал и экспонаты по своим секциям: полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид, фенолформальдегидная смола и полистирол. Учащиеся готовят сообщения о своём полимере по плану: состав, свойства, получение и применение пластмассы. В каждой группе выбирается экскурсовод, который представляет свой полимер не выставке.
Ход урока.
Слово учителя . Итак, мы познакомились с новым разделом органической химии – полимеры, веществами, синтезированными химиками и выпускаемые на химических заводах.
Обладают эти вещества удивительно интересными свойствами, что даёт возможность использовать их в народном хозяйстве для изготовления предметов широкого потребления: в медицине, машиностроении, сельском хозяйстве и других отраслях.
Цель нашего урока – на основе основных качественных свойств раскрыть практическую значимость наиболее ценных полимеров, которые прочно вошли в быт человека.
Девиз урока . «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие». М.В. Ломоносов.Учитель Урок проведем в форме экскурсии. Представьте, что мы все находимся на выставке народного хозяйства в химическом павильоне. Учитель – директор выставки, в случае необходимости дополняет. Работают 5 секций, у каждой секции свой экскурсовод, работу которого оценивает жюри. Учитывается: оформление выставки, форма подачи, оригинальность.
А сейчас, ребята, прослушайте правила поведения на выставке:
- Слушать внимательно.
- Не перебивать экскурсовода.
- Вопросы задавать после выступления экскурсовода.
- Соблюдать тишину!
- Экспонаты руками не трогать.
Итак, добро пожаловать к секции 1.
Секция 1. ПОЛИЭТИЛЕН
Оформление. Экспонаты с табличками из полиэтиленовой смолы: искусственная ёлка, термос, стаканы, детские игрушки, лыжи, различные по цвету и размерам пакеты, обложки для тетрадей, ёмкости из-под шампуня, химических реактивов, шланги, шприцы и так далее.
Выступает экскурсовод о составе, свойствах, получении и применении полиэтилена.
Секция 2. ПОЛИПРОПИЛЕН
Экспонаты с табличками: пленка, шнур-шпагат, ёлочка серебристая, мишура, различные новогодние игрушки, посуда, контейнеры для СВЧ печи, упаковка для йогуртов и так далее.
Слово экскурсовода.
Секция 3. ПОЛИВИНИЛХЛОРИД
Экспонаты: скатерти, искусственная кожа, туфли, перчатки, литые детские сапожки. Дамские сумочки, капельницы, провод с изоляцией и так далее.
Слово экскурсовода.
Секция 4. ФЕНОЛФОРМАЛЬДЕГИДНАЯ СМОЛА
Экспонаты: включатели, корпус электросчетчика, магнитофон, старые пластинки. Домино, шашки, пуговицы, радиотелефонные детали.
Слово экскурсовода.
Секция 5. ПОЛИСТИРОЛ
Экспонаты: красочная бижутерия, ёлочные игрушки, шкатулки, пуговицы, химические стаканы. Школьные принадлежности, сувениры и так далее.
Слово экскурсовода.
Учитель расспрашивает о впечатлениях учащихся, награждаются грамотой лучшие экскурсоводы, благодарит всех за работу. Наша выставка ещё не закрывается, она работает всю неделю. Её могут посетить все желающие в школе, а опытные экскурсоводы расскажут о полимерах.
Домашнее задание. Полиэтиленовые пакеты и пластиковые флаконы загрязняют окружающую среду: уж очень часто мы выбрасываем их без сожаления. А может быть можно продлить срок службы, используя их уже не как тару, а по-другому? Было бы здорово, если вы придумаете новые способы применения этих вещей.