Цели урока:
- Формировать представление о животном мире Северного полюса и Антарктиды; познакомить с географическим положением Крайнего Севера и Южного полюса; продолжать учить детей работать с глобусом и географической картой.
- Развивать интерес к предмету; работать над развитием словарного запаса учащихся, умением сопоставлять и анализировать факты.
- Продолжать учить детей бережно относиться к природе, ко всему живому; воспитывать чуткое отношение к товарищам во время групповой работы.
Оборудование:
- Глобус, карта Мира, картины животных Северного Ледовитого океана, мягкая игрушка пингвинёнка, телевизор, плеер DVD, диск с фильмом о жизни пингвинов, цветик-семицветик, плакат «Оставьте нас в покое!», сказка В. Катаева «Цветик-семицветик», тесты для самостоятельной работы.
- На партах: учебник для 1 класса «Мир вокруг нас» – автор А.А. Плешаков, «Рабочая тетрадь» к учебнику, цв. карандаши, клей-карандаш, конверты с фигурками животных Северного полюса и Антарктиды.
Ход урока
Ребята! Вы готовы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас.
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие и узнаем, где находятся самые холодные районы нашей Земли. Познакомимся с животным миром этих мест.
Но обо всём по порядку. Сначала послушайте отрывок из известной сказки В. Катаева:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы я сейчас же
Была на Северном полюсе!
Не успела Женя сказать эти волшебные слова, как вдруг, откуда ни возьмись, налетел вихрь, солнце пропало, сделалась ночь. Женя, как была в летнем платьице, с голыми ногами, одна-одиношенька оказалась в незнакомом месте. А мороз-то 100 градусов! «Ай, мамочка, замерзаю!» – закричала Женя и стала плакать, но слёзы тут же превратились в сосульки.
– Из какой сказки это отрывок? (Из сказки «Цветик-семицветик»)
– Где же оказалась Женя? (На Северном полюсе).
– Как хочется узнать, где находится Северный полюс? Может нам поможет этот предмет? Кстати, как он называется? (ответы детей)
– Правильно! Это глобус, уменьшенная модель нашей планеты Земля. В самой верхней части глобуса находится Северный полюс, там же расположен Северный Ледовитый океан.Он почти весь закован толстым, крепким льдом. На Северном полюсе очень холодно, куда ни глянь – везде снег и лёд. На Крайнем Севере нет ни городов, ни других селений, но живут там сильные и выносливые животные: песцы, моржи, тюлени и, конечно, хозяин этого снежного царства – белый медведь.
– Вот здорово было бы увидеть всё своими глазами! А давайте совершим путешествие на Северный полюс?
– Скажите, какая там погода и что нас ожидает? (Очень холодно, кругом снег и лёд).
– Тогда нам нужно срочно вооружиться всем необходимым. Ребята, откройте «Рабочую тетрадь» на с. 31, задание 1 и скажите, что нам понадобится в дороге? (куртка, варежки, шапка, для передвижения пригодятся лыжи, аэросани).
– Вот мы оделись потеплее – тогда в путь! А поможет нам волшебный цветок цветик-семицветик. Все вместе произнесём заветные слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Один ученик выходит к доске, отрывает лепесток, и все говорят:
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-нашему вели!
Учитель: Вели оказаться там, где живут белые медведи!
(Ученики встают, кружатся с закрытыми глазами.)
– Мы на Северном полюсе! Скорее откройте учебник на с.72 и посмотрите, кто нас встречает! (работа с учебником, чтение текста, рассматривание иллюстрации)
– А сейчас я расскажу вам о хозяине безмолвного царства льда и снега – о белом медведе. Это самое большое, самое сильное и могучее животное из семейства медвежьих. Он весит около 700 кг, а длина его туловища достигает 3м . Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом, который, благодаря густому подшёрстку, отлично сохраняет тепло его тела. Мех растёт даже на подушечках лап, поэтому они легко и быстро передвигаются по льду. Зимуют белые медведи в берлоге изо льда. В декабре мамаша-медведица выкапывает в снегу глубокую берлогу. Через два месяца на свет появляются малыши, которые спят с ней в тёплой берлоге до весны и питаются её молоком.
– Я попросила некоторых ребят, кто уже самостоятельно читает интересные дополнительные книги, подготовить небольшое сообщение о животных крайнего севера.(трое учеников рассказывают о моржах, тюленях и белых медведях).
Физминутка (под музыку «Где-то на белом свете» из кинофильма «Кавказская пленница»
– Вот мы и отдохнули, пора снова в путь. А отправимся мы... . Ой, посмотрите, дорогу нам перегородила снежная гора, да не простая, а математическая. Решите примеры, отгадайте закодированное в нём слово и тогда вы узнаете, куда мы отправимся дальше.
Закодированное слово «Антарктида»
– Молодцы, ребята! Правильно угадали слово. Итак, нас ждёт Антарктида!
На противоположной от Северного полюса стороне находится Южный полюс. Это не море, не океан, это огромный участок суши и называется он Антарктида. (Учитель показывает на глобусе и на карте Мира).
На карте и на глобусе Антарктида окрашена белым цветом.
– Как вы думаете, почему? (ответы детей)
– Правильно, там тоже царство льда и снега. Земля Антарктиды покрыта льдом толщиной более 4 км. Зимой там морозы превышают 80 градусов. В Антарктиде тоже нет ни городов, ни селений, но даже в таком суровом краю живут отважные животные и птицы. У самого берега Антарктиды летают альбатросы, выискивая себе добычу. В холодной воде океана плавает ледяная рыба, за которой охотится морской леопард, очень похожий на знакомого нам уже тюленя.
Но альбатросы могут улететь в другое место Антарктиды, ледяная рыба и морской леопард тоже могут поменять место охоты. И всё-таки, есть в ледяной Антарктиде постоянные жители, которые живут только в этом суровом краю.
– Кто же это такие, хотите знать? Тогда отгадайте загадку:
И петь не поёт,
И летать не летает…
За что же народ
– Затрудняетесь, тогда послушайте вот это стихотворение:
Жмутся к берегу крутому холода,
Строит вьюга голубые города.
Ветер носится по снегу словно пёс,
Потому что щиплет нос ему мороз.
Ну, а им, этим птицам хоть бы что:
Выбегают на прогулку без пальто.
Им морозы-разморозы нипочём:
Антарктида ведь для них тёплый дом.
В чёрных фраках, в белых майках круглый год
Ходит этот удивительный народ.
– Правильно! Это пингвины!
(Стук в дверь. Учитель просит кого-то из детей посмотреть кто там. Изумлённый ребёнок видит за дверью заранее спрятанного игрушечного пингвинёнка).
– Ой, ребята, и, правда, маленький пингвинёнок. Давайте пригласим его на урок.
– Как тебя зовут, малыш, и откуда ты родом? (пингвинёнок «шепчет» учителю на ухо).
Зовут его Питер, родом он из Антарктиды. Давайте прочитаем сначала в учебнике на с.73 об этом холодном крае.(ученики читают текст, рассматривают иллюстрации,затем пингвинёнок снова «шепчет» что-то учителю на ухо).
Питер приглашает вас совершить путешествие в Антарктиду.
– Скажите, пригодится ли одежда и вещи, которые вы брали с собой на Северный полюс? (ответы детей)
– Ну, тогда в путь дорогу! И поможет нам снова цветик-семицветик. (Повторяют волшебные слова, встают, кружатся с закрытыми глазами. В это время учитель включает DVD плеер и на экране появляется фильм о жизни пингвинов- 3-4 мин .)
– Вот так живут эти отважные птицы. Ребята, пингвинёнок такой любопытный! Он хочет узнать, о чём мы сегодня говорили на уроке?
Подведение итогов:
– Где же находятся самые холодные районы Земли?
Покажите на глобусе и карте Мира.
– Какие животные обитают на Северном полюсе?
– На каком материке расположен Южный полюс?
– Почему Антарктида окрашена белым цветом?
– Какие животные населяют Антарктиду?
– Могут ли белые медведи охотиться на пингвинов?
А сейчас я предлагаю вам выполнить небольшую самостоятельную работу (Приложение). Проверка выполнения задания.
– Молодцы! Все справились с заданием. (открывается плакат «Оставьте нас в покое!) Прочитайте, что написано на плакате?
– Как вы понимаете эти слова? (рассуждения учащихся)
– Правильно, ребята, ухудшение экологии ведёт к глобальному потеплению, тают льды и снега. Ведь если мамаша-медведица не выроет берлогу в снегу, то могут погибнуть малыши. А пингвины своё единственное яйцо высиживают только на твёрдом льду. Поэтому всем людям на Земле нужно стремиться содержать в чистоте природу вокруг, беречь и охранять животных и растения.
– А сейчас вы получите чудо-конвертики. В них находятся картинки животных, с которыми вы сегодня познакомились. Расселите животных на карте Мира. (используя клей-карандаш, учащиеся «расселяют животных», затем проверяют правильность выполнения задания)
– Молодцы, ребята! Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Вы можете отдохнуть и поиграть с Питером.
Литература
- Гайнезер Г. «География в картинках», М., «Детская литература», 1987.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Нетрадиционные уроки в начальной школе», Ростов-на-Дону, «Учитель», 2002.
- Ляхов П.Р., Хинн О.Г. «Я познаю мир», (Детская энциклопедия – животные), М., ТКО «АСТ», 1995.
- Материалы периодической детской и педагогической печати.
- Плешаков А.А. «Мир вокруг нас» – учебник для 1класса, М., «Просвещение», 2008.
- Плешаков А.А. «Рабочая тетрадь» к учебнику «Мир вокруг нас» для 1класса, М., «Просвещение», 2008.
- Почивалов Л. «Антарктида – страна чудес», М., «Малыш», 1996г.
- Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. «И учёба, и игра: Природоведение», Ярославль, «Академия развития», 1997.
- Трафимова Г.В. «Секреты и диковинки окружающего мира», Самара, Издательский дом «Фёдоров», 2001.
- Фефилова Е.П., Поторочина Е.А., Дмитриева О.И. (Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» – 1класс, М. «Вако», 2007.