Формирование сенсомоторной культуры детей раннего возраста как обеспечение успешного интеллектуального развития личности

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуально-значимыми в современном образовательном процессе являются вопросы обновления содержания образования, повышения его качества, направленные на всестороннее гармоничное становление личности каждого ребёнка в дальнейшей системе непрерывного образования. Воспитание нравственного ребёнка, компетентного, успешного, социально-психологически адаптированного к современным жизненным условиям начинается с ранних лет жизни.

Одним из приоритетных направлений раннего периода детства является воспитание сенсомоторной культуры детей. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее сензитивен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, формирования представлений о внешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете, положении в пространстве, развития их восприятия, в том числе развитие мелкой моторики рук – это важный показатель физического и нервно-психического развития детей. При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больший запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем скорее он перейдёт к более высокому уровню мышления – наглядно-образному - и будет оперировать уже не предметами, а их образами. Успешное формирование умственных способностей ребёнка во многом определяется уровнем сформированности сенсомоторного восприятия малышей.

Целью сенсомоторной деятельности детей раннего возраста является обеспечение условий для развития сенсомоторных способностей детей. (Приложение 1) Определены следующие задачи:

  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Способствовать развитию координации движения кистей рук;
  • Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
  • Активизировать сенсорное восприятие, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса;
  • Повышать педагогическую компетентность родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей.

Планируя воспитательно-образовательную работу по развитию сенсомоторной деятельности детей раннего возраста, руководствуюсь методическими рекомендациями А.А.Венгера, Е.Г.Пилюгиной “Воспитание сенсорной культуры ребёнка”, Сотниковой В. “ Самые маленькие в детском саду”, перспективным планированием “Игры с песком и водой”, “Пальчиковый массаж”, серией пальчиковых игр Бардышевой Т.Ю., Агаян Г.Г. “Для самых маленьких от 2 до 4 лет” и другие. (Приложение 1)

Использование педагогической диагностики, рекомендованной Печорой К.Л., Пантюхиной Г.В., позволяет мне организовать мониторинг сенсорного развития детей, определить уровень сенсорного развития каждого ребёнка, наметить перспективное педагогическое сопровождение по формированию сенсомоторной деятельности. (Приложение 1)

В группе создана такая предметно-развивающая среда, которая способствует сенсомоторному развитию детей. (Приложение 3) Имеется современный сенсомоторный центр, множество коррекционно-развивающих игр для формирования представлений о величине, форме, цвете. Дети используют метод сравнивания, сопоставления предметов, находят сходство и различия между ними, совершенствуют умение дифференцировать предметы по величине, форме и цвету. (Приложение 2) Игры, с использованием музыкальных инструментов: погремушки, бубен, барабан, дудочка, колокольчик и т.д., прослушивание аудиокассет со звуками домашних животных и птиц, мелодичных звуков водопадов, ручейка, шума моря, дождя вызывают живой отклик у детей и активизируют развитие их слуховых анализаторов. Различные приспособления с интересными световыми эффектами, светящиеся гирлянды, зеркальный шар на штативе способствуют развитию органов зрения, создают ощущение комфорта и безопасности. Благотворное влияние на организм малышей и стимулирование органов обоняния оказывают вдыхание природных запахов мяты, апельсиновых корок, кофе, чеснока. (Приложение 3) Огромное значение имеют пальчиковые тренинги – такие как: сухие бассейны, пальчиковый массаж, игры с водой, мешочки с крупами совершенствуют мелкую моторику рук, движения координации руки. Игры с использованием природного материала (гороха, фасоли, орехов, каштанов, камней, песка) и бытового материала (карандашей, прищепок, кусочками различного меха, шнурков, пуговиц, липучек) развивают не только ручную и пальцевую моторику, но и творческое воображение малышей, тактильную чувствительность. Дети с увлечённостью играют с пирамидками, собирают кольца в убывающей и возрастающей последовательности, составляют паззлы в единое целое, используют мозаику, конструкторы различных размеров. (Приложение3)

Красочно оформленный развивающий центр “Песка и воды” имеет многофункциональное значение. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, исследуют границы дозволенного, знакомятся со свойствами воды и песка, со свойствами предметов, открывают правила взаимодействия и присваивают социальный опыт. Многообразие сенсорных игр стимулируют не только развитие ручной и пальцевой моторики, обогащению чувственного опыта, но и способствуют снятию эмоционального напряжения малышей, купируют состояния невротических проявлений, обеспечивают комфортное пребывание ребёнка в группе, их психологическое благополучие. (Приложение 3)

Широкое применение пальчиковых игровых упражнений “Забодаю, забодаю!”, “ В гостях у солнышка!”, “Здравствуй, пальчик!”, “Разговорчивые пальчики”, “Моя семья”, “ Сам мизинчик – малышок!” и другие позволяют сделать вывод об их направленности на развитие мелкой моторики руки и речевой активности детей. Существует прямая взаимосвязь развития речи и уровня развития общей и тонкой моторики. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь ребёнка. Совокупность движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает, его речь становится более выразительной, внятной, эмоционально окрашенной, развивается детское воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша. (Приложение 2)

Гармоничное всесторонне развитое становление личности ребёнка невозможно обеспечить без тесного сотрудничества с родителями. (Приложение 1) Поэтому главными задачами по оптимизации взаимодействия с семьями воспитанников являются:

  • Повышение педагогической компетентности родителей в области педагогики и психологии;
  • Привлечение родителей к совместному участию воспитательно-образовательного процесса;
  • Оказание помощи родителей в формировании современной предметно-развивающей среды в группе, создании условий психологически комфортной жизнедеятельности детей в группе;
  • Активизация родителей в деятельности семейного клуба “Содружество”.

С целью повышения педагогической компетентности родителей, создания единой стратегии воспитания и развития детей, вовлечения родителей в жизнь детского сада применяем различные технологии педагогического взаимодействия с семьёй. Мониторинг изучения семьи, особенностей семейного микросоциума позволяет осуществить дифференцированный подход и индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение каждой семьи. Положительную оценку имеют участие родителей в семейном клубе “Содружество”, где они получают знания, приобретают умения и навыки по разным актуальным педагогическим темам, сами являются участниками образовательного процесса.

Эффективным современным средством интеграции ДОУ и семьи является совместная проектная деятельность, которая объединяет родителей, детей и воспитателей. Участие родителей в творческих выставках, конкурсах вместе с детьми способствует созданию доверительных, партнёрских отношений, взаимопониманию друг с другом. (Приложение 3) Установление отношений, основанных на доверии между родителями и педагогами, помогает реализовать единую стратегию формирования сенсорной культуры детей – как базисную основу к успешному развитию умственных способностей дошкольников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бардышева Т.Ю., Агаян Г.Г. “Для самых маленьких от 2 до 4 лет” (Серия пальчиковых игр) 2006 г.;
  2. Белая Н. “Первые шаги” (модель воспитания детей раннего возраста) 2000 г.;
  3. Венгер А.А., Е.Г.Пилюгина “Воспитание сенсорной культуры ребёнка” 1988 г.;
  4. Густомясова А. “Воспитание социальной компетентности” 2003 г.;
  5. Гордеева Т.В. “ Массаж и пальчиковая гимнастика с предметами” 2004 г.;
  6. Жукова О.“О развитии ручной умелости”, Дошкольное воспитание № 8 2008;
  7. Сотникова В. “Самые маленькие в детском саду” 2005 г.