Мир искусства на уроках чтения

Разделы: Музыка, Начальная школа, МХК и ИЗО


Мой педагогический опыт убедил меня в том, что на уроках литературного чтения необходимо обращаться к музыкальным и живописным произведениям искусства, так как "сухое" перечитывание даже классических произведений не дает детям удовлетворения, радости от общения с книгой. Так возникла необходимость создания авторского экспериментального интегрированного курса, который широко и многообразно представляет мир искусства в трех видах: литературе, музыке, живописи.

Существующая по предметная система обучения предполагает приобретение знаний в результате изучения отдельных курсов - предметов, но, полученные по такой системе знания остаются разрозненными научными сведениями. В результате этого учащиеся не всегда целостно воспринимают учебный материал о предметах, явлениях и не всегда ясно представляют себе целостную картину мира.

Актуальность данной проблемы возрастает в связи с новыми требованиями общества к воспитанию и обучению нового поколения человека мобильного, умеющего быстро перестраиваться и находить нетрадиционные формы решения проблем. Задачей образования является обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, умений и навыков, а так же формирование целостной картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. Перед современной школой ставятся задачи первостепенной важности, такие, как демократизация, развитие личности ребенка, гуманизация. Интерес к вопросам развивающего обучения обусловлен новым общественным заказом государства по формированию нового типа личности. Ребенку должно даваться образование, которое способствовало бы общему культурному развитию и, благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Интеграция предметов искусства приобретает особое значение, так как "интеграция" - это система, предлагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных родственных предметов в единое целое. Современные идеи комплексного преподавания связаны с созданием интегрированных уроков, курсов. Учителя-практики стараются использовать интеграцию в различных сочетаниях. Заслуживает внимания опыт СухаревскойЕ.Ю., которая интегрировала предмет окружающий мир в разных сочетаниях. Окружающий мир и музыка, окружающий мир и изобразительное искусство, окружающий мир и технологию, окружающий мир и литературное чтение. Она верно отмечает, что "интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока". [3]

Интегрированные уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, ее развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, интеллект, т. е. формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.

Особенность изучаемого курса состоит в том, что три вида искусства: литература, музыка, живопись рассматриваются в единстве и дают представление о целостности искусства, как историческом опыте народа. Стержневым видом искусства в предлагаемом курсе является литература. Базой данного курса является программа "Литературное чтение" составитель Л.Ф. Климанова, [2].

Особый акцент в программе сделан на использование новых информационных технологий. Все занятия построены в форме презентаций, что позволяет дозировано использовать ИКТ на уроке. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как музыка, изобразительное искусство.

Интегративное эстетическое воспитание обучающихся на уроках литературного чтения происходит через вовлечение их в процесс художественного творчества.

Данная программа имеет цель: воспитание целостного взгляда на мир, способности к самостоятельному осмыслению и обобщению явлений действительности и искусства.

В результате изучения курса обучающийся должен знать основные понятия: проза, поэзия, литературная сказка, народная сказка, жанр, рифма, олицетворение, эпитет, басня, картина, репродукция, художник, композитор, пейзаж, портрет, фрагмент, увертюра, пьеса, настроение, эмоция, драматургия, композиция.

Уметь использовать литературные первоисточники, справочную литературу, энциклопедические статьи, научно-популярную литературу, интенет-ресурсы.

Владеть культурой публичного выступления, уметь составить подготовленное сообщение.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

  • обеспечить усвоение знаний по литературе, живописи, музыки;
  • формировать навыки работы с литературными источниками;
  • научить воспринимать музыкальные классические произведения, высказывать свои чувства, передавать эмоции;
  • работать со справочной, энциклопедической литературой;
  • научить ориентироваться в творчестве русских художников, обеспечить знакомство с лучшими произведениями живописи;
  • способствовать формированию чувства патриотизма, любви к "малой родине";
  • воспитывать эмоциональную восприимчивость к произведениям искусства;
  • развивать воображение при помощи метода музыкально-поэтического
  • содержания музыки через описание поэтических образов;
  • формировать адекватное восприятие поэтических и музыкальных произведений, а так же произведений живописи;
  • овладевать анализом поэтических и музыкальных сочинений, картин, уметь сопоставлять и сравнивать их;
  • приобщить учащихся к чтению художественной литературы;
  • развивать гуманитарную культуру учащихся, приобщать к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к истории, культуре народа;
  • формировать ценностные ориентации и убеждения на основе личностного восприятия и осмысления литературы;
  • воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма;
  • развивать чувство прекрасного произведениями литературы, живописи и музыки художников, поэтов, прозаиков и композиторов.

Курс способствует созданию положительной мотивации обучения. Он предусматривает использование современных образовательных технологий, предполагающих деятельное и ценностное освоение содержания (информационных, проектных технологий, проблемного обучения и др.). Курс "Мир искусства" опирается на базовый учебник литературного чтения, способствует выявлению интересов и склонностей, способностей учащихся, формированию практического опыта в различных сферах познавательной деятельности.

Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий, выполнение внеурочных творческих домашних заданий в виде сообщений, сочинений, иллюстраций, плакатов, рефератов и т.д. Изучаемый курс, включает в себя наиболее яркие произведения литературы, музыки и живописи прошлого и настоящего. Курс предлагается всем учащимся, так как у него большой познавательный и воспитательный потенциал, он знакомит учеников с литературными, музыкальными произведениями искусства, творчеством русских художников классиков. Так как этот курс ориентирован на конкретный учебник, а не дается в отрыве "сам по себе", можно говорить о его системности проведения. В.А. Сухомлинский верно отметил специфические особенности музыкальных уроков: "Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка". [4]

Та теплая, эмоциональная атмосфера, которая создается учителем на таких уроках, располагает ученика к решению различных мыслительных задач: способствует развитию устной и письменной речи, помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность; способствует развитию изобразительных и музыкальных умений и навыков; позволяет систематизировать знания; способствует развитию эстетического воспитания, воображения, памяти, внимания, мышления учащихся.

Л.С. Выготский в своем труде "Психология искусства" отмечал, что "искусство есть особый способ мышления, который в конце концов приводит к тому же самому, к чему приводит и научное познание, но только другим способом:" [1]

Привлекая на урок произведения живописи известных художников, дети зримо представляют себе персонажей сказок, рассказов, природу, среду обитания животных, учатся видеть прекрасное вокруг себя. Картины так же, как и музыкальные произведения, создают определенный настрой на то или иное восприятие произведений литературы.

Во время проведения интегрированных уроков дети обнаруживают высокую активность, с большим интересом выполняют упражнения, творческие задания, стремятся к самостоятельности, высказывают свои предложения, доказывают свою точку зрения. Такие уроки способствуют увеличению темпа выполняемости учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания; формируют в большей степени общеучебные рациональные навыки учебного труда, т.е. различные компетенции, способствуют проникновению учащихся в слово, мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, ее развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства.

Тематическое планирование курса "Мир искусства" 2 класс (12 часов).

Тема урока Количество часов Литературный материал Музыкальный материал Изобразительный материал
1. Русские народные сказки 1 Сказка "Гуси-лебеди" С.С.Прокофьев "Сказочка" Иллюстрации И.Билибина, В.Васнецова
2. Сказки А.Пушкина 2 А.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" Н.А.Римский-Корсаков "Садко", "Океан-море синее", "Буря на море", "Шехерезада"(I, IV) Иллюстрации В.Серова к сказке
3. Весна идет 1 Ф.Тютчев "Весенние воды" С.Рахманинов "Весенние воды" И.Левитан "Весна", "Большая вода"
4. Весенние проталины 1 В.Жуковский "Жаворонок" М.Глинка "Жаворонок" К.Юон "Март"
5. Мамы всякие нужны 1 С.Михалков "А что у вас" В.Иванников, О.Фадеева "Самая хорошая" Фото людей разных профессий
6. Летняя ночь 1 С.Есенин "Ночь" П.И. Чайковский "Май" В. Бялынский-Бируля "Тихая светлая ночь"
7. О братьях наших меньших 1 М.Пришвин "Ребята и утята" В.Шаинский "Не дразните собак" И.Левитан "Березовая роща"
8. Любимые герои 1 Э. Успенский "Чебурашка" В. Шаинский "Песенка крокодила Гены" Иллюстрации к сказке, мультипликационный фильм
9. Любимые книжки 1 Бр. Гримм "Бременские музыканты" Г.Гладков "Бременские музыканты" Иллюстрации к сказке, мультипликационный фильм
10. Страницы истории 1 А.Старостин "Куликовская битва" А.Бородин "Богатырская симфония" В.Васнецов "Витязь на распутье", "Три богатыря"
11. По следам литературных героев 1 Обобщающий материал Фрагменты изучаемых произведений Репродукции картин

Тематическое планирование курса "Мир искусства" 3 класс (16 часов).

Тема урока Количество часов Литературный материал Музыкальный материал Изобразительный материал
1. Устное народное творчество 1 Докучные сказки Саратовские переборы оркестр народных инструментов Иллюстрации народных промыслов: гжель, хохлома, дымка.
2. Русские сказки 2 Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

Иван-царевич и серый волк.

А.Лядов "Кикимора", "Баба Яга"

С.Прокофьев "Сказочка"

В,Васнецов "Аленушка"

И.Билибин иллюстрации к сказкам

3. Красота вокруг нас 1 И.Никитин "Полно, степь моя, спать беспробудно:" Э.Григ "Утро" А.Пластов "Сенокос"
4. Зимние забавы 1 И.Суриков "Детство" П.Чайковский "Январь" В.Суриков "Взятие снежного городка"
5. Сказки Пушкина 3 Вступительная статья о детстве Пушкина

Сказка о царе Салтане

М.Глинка Увертюра к опере "Руслан и Людмила"

Римский-Корсаков "Сказка о царе Салтане"

Портрет Пушкина,

М,Врубель "Царевна Лебедь"

6. Путешествия и приключения 2 Л.Толстой "Акула" И. Дунаевский увертюра к к/ф "Дети капитана Гранта" Н.Фаворский "Акула", иллюстрация парусника
7. Новогодние чудеса 2 В.Одоевский "Мороз Иванович" П.Чайковский "Декабрь" Кадры из к/ф "Морозко"
8. Воспоминания о детстве 1 А.Блок "Ветхая избушка" Г.Свиридов 2 часть поэмы памяти С.Есенина И.Шишкин "На севере диком"
9. Береги все живое 1 В.Астафьев "Капалуха" В.Шаинский "Не дразните собак" Красная книга Саратовской области
10. Звуки леса 1 Е.Благинина "Кукушка" "Кукушка" швейцарская народная песня, голоса птиц И.Шишкин "Сосны, освещенные солнцем"
11. Путешествие в страну Литературию 1 Материалы обобщающего раздела учебника Музыкальные произведения, изученные на уроках Иллюстрации репродукций картин художников

Тематическое планирование курса "Мир искусства" 4 класс (18 часов).

Тема урока

Количество часов

Литературный материал Музыкальный материал Изобразительный материал
1. Житие святых земли русской 1 Житие Сергия Радонежского П.Чайковский "Утренняя молитва", "В церкви" М. Нестеров "Видение отроку Варфоломею"
2. Сказки русских писателей 5 П.Ершов "Конек горбунок"

А.Пушкин "Сказка о мертвой царевне:"

Р.Щедрин "Конек горбунок"

А.Бородин "Спящая княжна"

В,Васнецов,

И.Билибин иллюстрации к сказкам

3. Красота вокруг нас 1 И.Бунин "Листопад" П.Чайковский "Октябрь" И.Левитан, Остроухов "Золотая осень"
4. Творческое наследие Бажова 2 Бажов "Серебряное копытце" П.Чайковский "Нянина сказка" Фото изделий уральских мастеров
5. Волшебник и великий музыкант 2 К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" Э.Григ "Утро", "Песня Сольвейг" Портреты Паустовского, Грига
6. Лебединая верность 1 С.Есенин "Лебедушка" К.Сен-Санс "Лебедь", П.Чайковский "Лебединое озеро" А.Матисс "Лебедь"
7. Мужество 1 А.Ахматова "Мужество" А.Александров, В. Лебедев-Кумач "Священная война" Плакат "Родина-мать зовет"
8. Тихая моя родина 1 И.Никитин "Русь" Фрагмент из " Первого концерта" для фортепиано с оркестром П.Чайковский Иллюстрации различных художников с пейзажами России
9. Волшебные сказки 2 Х.К.Андерсен "Русалочка" Хор русалок из оперы А. Даргомыжского "Русалка" Иллюстрации к сказке "Русалочка"
10. Библейские истории 2 С.Лагерлеф "Святая ночь" П.Чесноков "Ангел вопияше" А.Рублев "Троица"
11. Путешествие в страну Литературию 1 Материалы обобщающего раздела учебника Музыкальные произведения, изученные на уроках Иллюстрации репродукций картин художников

Литература.

  1. Выготский Л.С. Психология искусства - М., 1968 С. 48
  2. Климанова Л.Ф. Литературное чтение - М., "Просвещение" 2008г. С. 223 часть I, II.
  3. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока изд. "Учитель" - 2003г. С.120
  4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям - Киев , 1969 С. 55