Цели урока: познакомить детей с понятиями тело, вещество и частица;
научить моделировать молекулы с помощью лаборатории Cornelsen;
познакомить со строением веществ в разных агрегатных состояниях;
проверить знания учащихся по пройденной теме;
развивать память, мышление.
Оборудование:
1. Мультимедийный аппарат (схемы, примеры в виде
картинок, таблицы, Приложение1)
2. Для опыта: стакан; чайная ложка; кусочек сахара;
вода.
3. Переносная лаборатория "Cornelsen"
4.Карточки—схемы веществ.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного (тест).
— Начнем с повторения пройденного материала
— Выбери правильный ответ (на экране):
1. Что такое природа?
к) все, что сделано руками человека;
п) все, что нас окружает и существует
независимо от человека;
м) все, что нас окружает.
2. Какая бывает природа?
р) природа бывает живая и неживая;
с) природа бывает только живая.
3. Что относится к неживой природе?
а) снегирь;
е) стол;
и) снег.
4. Какое царство не относится к живой природе?
б) царство бактерий;
в) царство растений;
р) царство льда;
д) царство грибов.
5. Какая цепь питания правильная?
а) капуста жаба слизень;
о) капуста слизень жаба.
6. Что объединяет этих животных: дронт, странствующий голубь, морская корова?
а) спасены человеком;
д) уничтожены человеком;
в) стали редкими.
Что изучает наука экология?
а) связи между живыми существами и окружающей
средой;
б) неживую природу.
(На слайде исчезают неправильные ответы. Дети
читают слово "природа".)
III. Сообщение темы и целей урока
— Ребята, вы ответили на все вопросы. Посмотрите на буквы, которые остались на слайде, что заметили? (Высказывания детей.)
— Получилось слово “ПРИРОДА”. Сегодня на уроке мы приступим к изучению нового раздела “Эта удивительная природа”. Этот раздел поможет нам узнать еще больше о природе.
— Тема нашего нового урока “Тела, вещества, частицы”. Сегодня вы познакомитесь с понятием "тело" и узнаете, из чего оно состоит.
IV. Беседа по теме "Тела".
— Когда вы читаете или слышите слово “тело”, что вы представляете?
— Телами называют все предметы, окружающие нас. Среди бесчисленных и разнообразных тел есть тела природы или естественные тела (учитель показывает слайд "тела ")
— А еще есть тела, сделанные человеком. Их называют искусственные тела
— Назовите тела, которые относятся к первой группе. (Дерево, трава, камень, облако, бабочка и др.)
— Назовите тела, которые относятся ко второй группе. (Карандаш, книга, ручка, стол, плащ и др.)
— Как вы считаете, являются ли Солнце, звезды, Луна телами? (Это тела неживой природы)
— Верно, это тела естественные, а еще их называют небесными или космическими телами.
V. Физкультминутка. (Игра "Карлики, великаны")
VI. Понятие "ВЕЩЕСТВА" (Лекция учителя).
— Все тела состоят из веществ. (На слайде таблица)
Эти тела образованы одним веществом, но есть тела, которые образованы несколькими веществами.
Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть вода, сахар, крахмал и другие вещества.
Веществами называют то, из чего состоят тела.
Вещества бывают твердые, жидкие, газообразные (газ).
(Учитель показывает слайд со схемой: “твердые”, “жидкие”, “газообразные”.
VII. Частицы (Опыт)
— Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. Как же можно убедиться, что эти частицы существуют? Давайте проведем опыт. Для опыта берется тело, образованное одним веществом — кусочек сахара. Сахар опускается в стакан с водой, и перемешивается ложкой. Сначала сахар хорошо виден, но постепенно становится невидимым.
— Попробуйте воду на вкус. Она сладкая. Значит, сахар не исчез, он остался в стакане.
— Почему же мы не видим сахар ?
— Потому, что кусочек сахара распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял (растворился). И эти частицы перемешались с частицами воды. Этот опыт показывает, что вещества, а значит и тела, состоят из частиц.
— Скажите, раствор сахара в воде — это вещество или смесь веществ ? (Смесь двух веществ.)
— Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размеру и форме отличаются от частиц других веществ. Ученые установили, что между частицами есть промежутки. В твердых телах эти промежутки маленькие. В жидкостях промежутки больше. А в газах—еще больше. (Учитель показывает слайд).
—В любом теле все частицы находятся в постоянном движении.
VIII.Сообщение о М. В. Ломоносове. (Учитель показывает слайд с портретом.)
Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765)
М.В.Ломоносов — первый русский ученый—естествоиспытатель мирового значения, один из основоположников физики, химии, историк, поэт и художник. С 1731 года, в течение 10 лет, учился в Славяно-греко-латинской Академии в Москве, в университете Санкт-Петербурга, в Германии.
В 1742 году М.В.Ломоносову было присвоено первое научное звание — адъюнкт, в 1745 году он стал первым русским профессором (академиком) Петербургской Академии наук.
В 1748 году он основал первую русскую химическую лабораторию. В 1755 году по инициативе Ломоносова открыт Московский университет.
Ломоносов в совершенстве знал 11 языков.
Выступление ученика:
Ещё в глубокой древности учёные высказывали мысль о том, что тела состоят из не видимых глазом частиц. Этим они объясняли многие природные явления. Почему, например, высыхает намокшая одежда? Потому что с неё улетают частички воды, недоступные для нашего глаза.
Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) в своих трудах доказывал, что невидимые частицы бывают сложными и простыми.
Сложные частицы состоят из простых. Одни и те же простые частицы, по-разному соединяясь, могут образовывать самые разные сложные частицы. Этим М.В. Ломоносов объяснял разнообразие веществ в природе.
Позже учёные убедились в том, что это действительно так. Сложные частицы назвали молекулами, а простые — атомами.
IX. Работа с лабораторией "
Cornelsen".Тема: "Моделирование молекул".
—Ребята, у вас на партах стоят наборы из переносной лаборатории "Cornelsen" для моделирования молекул и лежат опорные схемы. Сейчас мы с вами соберем модели нескольких веществ.
На слайде таблица:
водород—белый шарик
кислород—красный шарик
углерод—черный шарик
азот—синий шарик
(Учитель показывает образец сбора молекулы кислорода)
— Посмотрите внимательно, как я буду моделировать молекулу кислорода. На опорной схеме нахожу обозначения: два красных шарика и два соединительных элемента. Соединяю по схеме. Получила модель молекулы кислорода.
— А теперь попробуйте самостоятельно собрать модели.
Дети выполняют задание по рядам: 1 ряд—газообразные вещества, 2ряд—жидкости, 3 ряд—твердые вещества.
К доске вызываются три ученика с моделями (с каждого ряда).
—Чем отличаются эти модели?
Вывод:
—На моделях молекул мы видим разницу в строении веществ в различных агрегатных состояниях.
У жидкости плотность частиц больше чем у газов, а в твердых веществах больше чем в жидкостях.
X. Закрепление изученного материала.
Закрепление материала можно провести по учебнику (стр. 37). Проверь с помощью учебника, верны ли приведенные ниже утверждения:
— Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом.
— Вещества — это то, из чего состоят тела.
— Вещества состоят из мельчайших частиц, невидимых глазом.
XI. Итог урока.
Сегодня мы познакомились с новыми понятиями: тела, вещества, частицы.
— На какие две группы делятся тела?
— На какие группы делятся вещества?
— Из чего состоит вещество?
(Учитель оценивает ответы детей ).
XII. Домашнее задание
- Прочитать текст в учебнике “Тела, вещества, частицы” (стр. 34—36);
- Рабочая тетрадь, задания 1—4 (стр. 14—15).