Цели:
- Знакомство с отрывком из стихотворения “Листопад” И.А. Бунина
- Создание условий для формирования вдумчивого отношения к авторскому слову, навыков сознательного выразительного чтения, читательской самостоятельности.
- Создать условия для формирования умения постигать смысл и художественное содержание поэтических произведений, усвоение детьми филологической оценки поэтического произведения.
- Создать условия для эмоционально – эстетического воспитания, соответствующей атмосферы для духовного совершенствования.
Оборудование урока:
– Учебник (автор М.В. Голованова)
– Индивидуальный лист с заданиями для каждого ученика
– Аудиозапись пьесы П.И. Чайковского “Октябрь” из цикла “Времена года”
– Иллюстрация “Теремной Царский дворец в Коломенском”
– Репродукция картины И. Бродского “Опавшие листья”
– Проект презентация ученика (мультимедиа)
Задания к уроку:
Стихи о Родине и их анализ
Самостоятельная творческая деятельность учащихся (стихи, сочинения, загадки об осени)
Ход урока
I. Организационный момент
– Сегодня у нас гости, а когда в доме гости, считается – это праздник. Давайте улыбнемся нашим гостям, пожелаем друг другу хорошего настроения и начнем урок.
II. Проверка домашнего задания
Дети читают на доске запись “Всякому мила своя сторона”
– Что это? (Пословица)
– К какой теме она относится? (Теме “Родина”)
2. Вам было дано задание, подготовить выразительное чтение и анализ стихотворений о Родине.
Выступление детей
С.Д. Дрожжин “Родине”
И.И. Козлов “Киев”
И.С. Никитин “Русь”
И.А. Бунин “Родине”
Вывод: Какие чувства вызывают эти произведения, чему учат? (чувства гордости за свою Родину, учат любить и беречь свою Родину).
– Ребята, а как называется раздел учебника, в который вошли эти стихи. (Поэтическая тетрадь “Светлый край берез, моя Россия!”)
– Почему поэтическая?
– А как вы думаете, какая еще тема рассматривается в этом разделе? (Природа)
– Замечательно, молодцы!
III. Новая тема
Вводная беседа.
а) Отгадайте загадку:
Пришла. Зажгла огней рябиновых костер,
игриво улыбается,
и осыпает всех косым дождем.
– Да это осень, а какие слова вам помогли отгадать загадку (рябиновый костер, только осенью рябина похожа на костер).
– Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (Об осени)
б) Начать этот разговор я предлагаю с прослушивания пьесы “Октябрь” Петра Ильича Чайковского из цикла “Времена года”.
– Что вы услышали в музыке? Что почувствовали? Что представили себе, пока слушали музыку?
– И так, сегодня мы продолжим разговор об осени, о тех явлениях природы, что связаны с ее приходом. Будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказать, как красива природа. И в этом нам поможет Иван Алексеевич Бунин.
– Показ презентации – ученик приготовил презентацию о жизни И.А. Бунина (знакомство с поэтом)
– Ребята, Иван Алексеевич Бунин сказал такие слова “И дверь распахну я на солнечный блеск для новой работы, для нового счастья”.
– У нас тоже есть работа. Мы учимся быть хорошими вдумчивыми читателями. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым поэтическим произведением.
– Стихотворение, с которым мы сейчас познакомимся, называется “Листопад”.
Оно было посвящено близкому другу И. Бунина Максиму Горькому.
Эпиграфом к стихотворению я взяла слова самого автора:
“Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках, светит:
Любовь и радость бытия!”
Первичное восприятие текста (отрывок из стихотворения “Листопад” читает ученик.)
Проверка первичного восприятия
– Понравилось ли вам это стихотворение?
– Что вас удивило?
– Поделитесь мыслями и чувствами, которые возникли у вас?
IV. Физкультминутка
– Давайте отдохнем и послушаем музыку. Закроем глаза и представим себе, что мы в осеннем лесу. Представили расписной терем, сверкающий красками, яркое солнышко. Красота необыкновенная!
V. Аналитическая беседа
1. Прочитайте текст про себя и отметьте карандашом непонятные вам слова.
2. Работа со значением слов, которые выделили дети.
3. Чтение текста по частям:
– Прочитайте шепотом первые четыре строчки и подумайте, с чем сравнивает лес автор? (С теремом)
– Вы знаете, что терем – это дом. Какие особенности были у терема?
– Посмотрите на иллюстрацию художника Иванова. На ней изображен теремной царский дворец в Коломенском. Именно его имел в виду Бунин, когда лес сравнивал с теремом.
– Прочитайте следующие шесть строчек и подумайте, листья, какого дерева, по мнению автора похожи на резьбу, украшавшую терем? (листья клена)
– Что напоминают поэту небольшие оконца русских теремов? С чем он сравнивает елочки? (С вышками)
– Прочитайте следующие четыре строчки и подумайте, чем пахнет лес? (Лес пахнет дубом и сосной)
– Почему слово Осень написано с большой буквы?
– Какой поэтический прием использует автор? (Олицетворение)
– С кем сравнивает он осень? (С вдовой – женщиной)
– Прочитайте следующие четырнадцать строк.
– Бунин говорит “на пустой поляне”, совсем ли пусто?
– Какие звуки слышит автор?
– Прочитайте последние строки. Чем последние строки похожи и чем отличаются?
VI. Выборочное чтение
– Дух захватывает от такой красоты. Бунин, как художник пишет картину леса словами – мазками.
– Какие цвета использует автор? Найдите в тексте и зачитайте. (Лиловый, золотой, багряный)
– Бунин сравнивает лес с теремом не только по внешней красоте, но и по запаху. Чем пахнет в этом тереме? (Дубом и сосной)
– Сколько раз поэт повторяет слово “сегодня”? (Три)
– Как вы думаете почему?
– Действительно, такой теплый денек может быть последним. В лесу мертвое молчание. К чему готовится природа? (К зиме)
– Да пусто в царском тереме осени, вокруг мертвое молчание, нарушаемое лишь шуршанием листьев.
VII. Подготовка к выразительному чтению
– Прежде, чем мы будем пробовать выразительно читать, выберем подходящую интонацию: быстро, медленно, не торопясь.
– Тренировочное чтение:
Прочитайте выразительно, передайте восхищение простора в осеннем лесу.
VIII.
1. Работа над репродукцией картины И. Бродского “Опавшие листья”
– Чтобы усилить ваше впечатление от прочитанного стихотворения, предлагаю познакомиться с репродукцией И. Бродского “Опавшие листья”
– Рассмотрите репродукцию и скажите, что изображено на переднем плане?
– Что на заднем?
– Какие краски взял художник?
– Помогает ли картина Бродского глубоко понять стихотворение И.Бунина?
– Докажите свое мнение?
– Обратите внимание на экран “Так знать и любить природу, как умел Бунин, мало кто умеет...” Согласны ли вы с этим высказыванием.
2. Но прежде чем подвести итог урока, у нас осталось еще одно домашнее задание – это сочинения, стихи, загадки, которые вы подготовили самостоятельно.
Чтение стихотворения С. Есенина “Нивы сжаты...”
– Чем отличается это стихотворение от стиха Бунина? (Грустное)
– Чем похожи? (Живое, с помощью олицетворения)
IX. Итог урока
– С каким стихотворением мы познакомились?
– О каком времени года мы говорили?
– Обратимся к эпиграфу. Объясните смысл эпиграфа. (Ответы детей)
X. Домашнее задание
– На уроке мы проанализировали стихотворение Бунина “Листопад”, учились читать его выразительно.
– Как вы думаете, какие можно предложить задания для продолжения читательской деятельности дома?
– Выберите вид домашней работы по силам и интересам.
XI. Рефлексия
У вас на парте лежат два листика красных и желтых. Поднимите красный, если на уроке вам было понятно, и работа была интересной. И – желтый, если не все понятно, и вы испытывали затруднения.