Урок литературного чтения. И.А. Бунин. "Листопад"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Знакомство с отрывком из стихотворения “Листопад” И.А. Бунина
  2. Создание условий для формирования вдумчивого отношения к авторскому слову, навыков сознательного выразительного чтения, читательской самостоятельности.
  3. Создать условия для формирования умения постигать смысл и художественное содержание поэтических произведений, усвоение детьми филологической оценки поэтического произведения.
  4. Создать условия для эмоционально – эстетического воспитания, соответствующей атмосферы для духовного совершенствования.

Оборудование урока:

– Учебник (автор М.В. Голованова)

– Индивидуальный лист с заданиями для каждого ученика

– Аудиозапись пьесы П.И. Чайковского “Октябрь” из цикла “Времена года”

– Иллюстрация “Теремной Царский дворец в Коломенском”

– Репродукция картины И. Бродского “Опавшие листья”

– Проект презентация ученика (мультимедиа)

Задания к уроку:

Стихи о Родине и их анализ

Самостоятельная творческая деятельность учащихся (стихи, сочинения, загадки об осени)

Ход урока

I. Организационный момент

– Сегодня у нас гости, а когда в доме гости, считается – это праздник. Давайте улыбнемся нашим гостям, пожелаем друг другу хорошего настроения и начнем урок.

II. Проверка домашнего задания

Дети читают на доске запись “Всякому мила своя сторона”

– Что это? (Пословица)

– К какой теме она относится? (Теме “Родина”)

2. Вам было дано задание, подготовить выразительное чтение и анализ стихотворений о Родине.

Выступление детей

С.Д. Дрожжин “Родине”

И.И. Козлов “Киев”

И.С. Никитин “Русь”

И.А. Бунин “Родине”

Вывод: Какие чувства вызывают эти произведения, чему учат? (чувства гордости за свою Родину, учат любить и беречь свою Родину).

– Ребята, а как называется раздел учебника, в который вошли эти стихи. (Поэтическая тетрадь “Светлый край берез, моя Россия!”)

– Почему поэтическая?

– А как вы думаете, какая еще тема рассматривается в этом разделе? (Природа)

– Замечательно, молодцы!

III. Новая тема

Вводная беседа.

а) Отгадайте загадку:

Пришла. Зажгла огней рябиновых костер,
игриво улыбается,
и осыпает всех косым дождем.

– Да это осень, а какие слова вам помогли отгадать загадку (рябиновый костер, только осенью рябина похожа на костер).

– Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (Об осени)

б) Начать этот разговор я предлагаю с прослушивания пьесы “Октябрь” Петра Ильича Чайковского из цикла “Времена года”.

– Что вы услышали в музыке? Что почувствовали? Что представили себе, пока слушали музыку?

– И так, сегодня мы продолжим разговор об осени, о тех явлениях природы, что связаны с ее приходом. Будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказать, как красива природа. И в этом нам поможет Иван Алексеевич Бунин.

– Показ презентации – ученик приготовил презентацию о жизни И.А. Бунина (знакомство с поэтом)

– Ребята, Иван Алексеевич Бунин сказал такие слова “И дверь распахну я на солнечный блеск для новой работы, для нового счастья”.

– У нас тоже есть работа. Мы учимся быть хорошими вдумчивыми читателями. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым поэтическим произведением.

– Стихотворение, с которым мы сейчас познакомимся, называется “Листопад”.

Оно было посвящено близкому другу И. Бунина Максиму Горькому.

Эпиграфом к стихотворению я взяла слова самого автора:

“Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках, светит:
Любовь и радость бытия!”

Первичное восприятие текста (отрывок из стихотворения “Листопад” читает ученик.)

Проверка первичного восприятия

– Понравилось ли вам это стихотворение?

– Что вас удивило?

– Поделитесь мыслями и чувствами, которые возникли у вас?

IV. Физкультминутка

– Давайте отдохнем и послушаем музыку. Закроем глаза и представим себе, что мы в осеннем лесу. Представили расписной терем, сверкающий красками, яркое солнышко. Красота необыкновенная!

V. Аналитическая беседа

1. Прочитайте текст про себя и отметьте карандашом непонятные вам слова.

2. Работа со значением слов, которые выделили дети.

3. Чтение текста по частям:

– Прочитайте шепотом первые четыре строчки и подумайте, с чем сравнивает лес автор? (С теремом)

– Вы знаете, что терем – это дом. Какие особенности были у терема?

– Посмотрите на иллюстрацию художника Иванова. На ней изображен теремной царский дворец в Коломенском. Именно его имел в виду Бунин, когда лес сравнивал с теремом.

– Прочитайте следующие шесть строчек и подумайте, листья, какого дерева, по мнению автора похожи на резьбу, украшавшую терем? (листья клена)

– Что напоминают поэту небольшие оконца русских теремов? С чем он сравнивает елочки? (С вышками)

– Прочитайте следующие четыре строчки и подумайте, чем пахнет лес? (Лес пахнет дубом и сосной)

– Почему слово Осень написано с большой буквы?

– Какой поэтический прием использует автор? (Олицетворение)

– С кем сравнивает он осень? (С вдовой – женщиной)

– Прочитайте следующие четырнадцать строк.

– Бунин говорит “на пустой поляне”, совсем ли пусто?

– Какие звуки слышит автор?

– Прочитайте последние строки. Чем последние строки похожи и чем отличаются?

VI. Выборочное чтение

– Дух захватывает от такой красоты. Бунин, как художник пишет картину леса словами – мазками.

– Какие цвета использует автор? Найдите в тексте и зачитайте. (Лиловый, золотой, багряный)

– Бунин сравнивает лес с теремом не только по внешней красоте, но и по запаху. Чем пахнет в этом тереме? (Дубом и сосной)

– Сколько раз поэт повторяет слово “сегодня”? (Три)

– Как вы думаете почему?

– Действительно, такой теплый денек может быть последним. В лесу мертвое молчание. К чему готовится природа? (К зиме)

– Да пусто в царском тереме осени, вокруг мертвое молчание, нарушаемое лишь шуршанием листьев.

VII. Подготовка к выразительному чтению

– Прежде, чем мы будем пробовать выразительно читать, выберем подходящую интонацию: быстро, медленно, не торопясь.

– Тренировочное чтение:

Прочитайте выразительно, передайте восхищение простора в осеннем лесу.

VIII.

1. Работа над репродукцией картины И. Бродского “Опавшие листья”

– Чтобы усилить ваше впечатление от прочитанного стихотворения, предлагаю познакомиться с репродукцией И. Бродского “Опавшие листья”

– Рассмотрите репродукцию и скажите, что изображено на переднем плане?

– Что на заднем?

– Какие краски взял художник?

– Помогает ли картина Бродского глубоко понять стихотворение И.Бунина?

– Докажите свое мнение?

– Обратите внимание на экран “Так знать и любить природу, как умел Бунин, мало кто умеет...” Согласны ли вы с этим высказыванием.

2. Но прежде чем подвести итог урока, у нас осталось еще одно домашнее задание – это сочинения, стихи, загадки, которые вы подготовили самостоятельно.

Чтение стихотворения С. Есенина “Нивы сжаты...”

– Чем отличается это стихотворение от стиха Бунина? (Грустное)

– Чем похожи? (Живое, с помощью олицетворения)

IX. Итог урока

– С каким стихотворением мы познакомились?

– О каком времени года мы говорили?

– Обратимся к эпиграфу. Объясните смысл эпиграфа. (Ответы детей)

X. Домашнее задание

– На уроке мы проанализировали стихотворение Бунина “Листопад”, учились читать его выразительно.

– Как вы думаете, какие можно предложить задания для продолжения читательской деятельности дома?

– Выберите вид домашней работы по силам и интересам.

XI. Рефлексия

У вас на парте лежат два листика красных и желтых. Поднимите красный, если на уроке вам было понятно, и работа была интересной. И – желтый, если не все понятно, и вы испытывали затруднения.

XII. Оценка деятельности учащихся на уроке.