Тип урока: изучение нового материала с элементами “Продвинутой лекции”
Цели урока:
– сформировать понятия об оксидах;
– закрепить на оксидах знания химической
номенклатуры для бинарных соединений.
Оборудование: проектор, слайдовая презентация, листы с заданиями, образцы оксидов, природных руд и минералов, содержащих оксиды.
Ход урока
1. Организационный момент.
У вас на столах лежат листочки с “неправильными утверждениями” ваша задача заключается в следующем. Вы должны прочитать утверждение и напротив каждого утверждения поставить знак “+” если вы согласны с утверждением, или “-” если с утверждением не согласны.
На партах “Неправильные утверждения”
1. Оксиды – это сложные вещества содержащие кислород. | ||
2. Оксиды при нормальных условиях могут находиться в трех агрегатных состояниях. | ||
3. Оксид углерода (4), “сухой лед”, углекислый газ – это названия одного и того же вещества. | ||
4. Без оксида водорода невозможно представить жизнь человека. | ||
5. Оксиды не входят в состав атмосферы. | ||
6. Более 50% земной коры состоит из оксида кремния (4). | ||
7. Для приготовления газированных напитков необходим угарный газ. |
Как вы думаете, о каких веществах пойдет сегодня речь на уроке? (оксидах)
Цель нашего урока, узнать, что такое оксиды и продолжить учиться составлять формулы веществ.
2. Объяснение нового материала.
Задание
Из ряда веществ выберите лишнее. По какому признаку вы это сделали?
- Na2CO3 , Na2O, Na2SO4 , NaOH.
- H2SO3 , CO2, SO3, SO2.
Задание
Это простые или сложные вещества? (сложные)
Из скольких элементов состоят? (двух)
Какие это элементы? (один из них кислород)
Учащиеся сами выводят определение оксидов.
Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов один из которых кислород со степенью окисления - 2.
Название веществ
Давайте назовем оксиды из первого задания
Na2O, CO2, SO3, SO2
Существуют еще тривиальные (исторические) названия, например
СО2 – углекислый газ, “сухой лед” входит в состав атмосферы, используется в огнетушителях, для приготовления газированных напитков.
SiO2 – кварцевый песок, кремнезем. Очень чистый кристаллический оксид кремния известен также в виде минералов горного хрусталя. Окрашенный различными примесями, образует драгоценные и полудрагоценные камни – яшма, аметист, агат. Более 50% земной коры состоит из оксида кремния.
Н2О – оксид водорода, вода. Самое удивительное, самое распространенное вещество на нашей планете. Без воды невозможно представить жизнь человека. Вода в виде льда (t < 0°С), в идее жидкости ( t от 0° до 100°С) и в виде пара ( t> 100°С).
Fe2O3 – оксид железа(3), красный железняк, бурый железняк. Являются источником железа, используются в металлургической промышленности для производства чугуна и стали.
Таким образом, среди оксидов есть твердые, газообразные и жидкие вещества.
Коллекция минералов
3. Закрепление материала
Задание
Составьте формулы оксидов и назовите их. Число карточек равно количеству оксидов.
Задание
Поиграем в “крестики-нолики”. Покажите выигрышный путь, который составляют формулы:
а) оксидов;
HCl |
NaOH |
SO2 |
O2 |
Al2O3 |
H2O2 |
FeO |
Na2SO4 |
NaBr |
б) оксидов металлов;
SO |
Fe2O3 |
SiO2 |
CuO |
BaO |
CO2 |
NO |
K2O |
MgO |
Задание (на партах)
Подчеркните формулы оксидов в записанном ниже тексте, число оксидов совпадает с числом протонов у атома фтора.
Al2O3MgSiO2CS2 Fe2O3K2SH2OCaClCO2OF2COAlSSO2HSNOSiClNO2Cr
Задание
Составьте формулы оксидов, и подчеркните формулы оксидов неметаллов.
Серы(4), железа (2), азота (3), фосфора (5), магния, лития.
Вернемся к “неправильным утверждениям”
Задание то же самое, что и в начале урока.
Вывод исходя из целей.