Урок изучения нового материала. Химия. 8-й класс, по теме "Оксиды"

Разделы: Химия

Класс: 8


Тип урока: изучение нового материала с элементами “Продвинутой лекции”

Цели урока:

– сформировать понятия об оксидах;
– закрепить на оксидах знания химической номенклатуры для бинарных соединений.

Оборудование: проектор, слайдовая презентация, листы с заданиями, образцы оксидов, природных руд и минералов, содержащих оксиды.

Ход урока

1. Организационный момент.

У вас на столах лежат листочки с “неправильными утверждениями” ваша задача заключается в следующем. Вы должны прочитать утверждение и напротив каждого утверждения поставить знак “+” если вы согласны с утверждением, или “-” если с утверждением не согласны.

На партах “Неправильные утверждения”

  1. Оксиды – это сложные вещества содержащие кислород.  
  2. Оксиды при нормальных условиях могут находиться в трех агрегатных состояниях.  
  3. Оксид углерода (4), “сухой лед”, углекислый газ – это названия одного и того же вещества.  
  4. Без оксида водорода невозможно представить жизнь человека.  
  5. Оксиды не входят в состав атмосферы.  
  6. Более 50% земной коры состоит из оксида кремния (4).  
  7. Для приготовления газированных напитков необходим угарный газ.  

Как вы думаете, о каких веществах пойдет сегодня речь на уроке? (оксидах)

Цель нашего урока, узнать, что такое оксиды и продолжить учиться составлять формулы веществ.

2. Объяснение нового материала.

Задание

Из ряда веществ выберите лишнее. По какому признаку вы это сделали?

  1. Na2CO3 , Na2O, Na2SO4 , NaOH.
  2. H2SO3, CO2, SO3, SO2.

Задание

Это простые или сложные вещества? (сложные)

Из скольких элементов состоят? (двух)

Какие это элементы? (один из них кислород)

Учащиеся сами выводят определение оксидов.

Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов один из которых кислород со степенью окисления - 2.

Название веществ

Давайте назовем оксиды из первого задания

Na2O, CO2, SO3, SO2

Существуют еще тривиальные (исторические) названия, например

СО2 – углекислый газ, “сухой лед” входит в состав атмосферы, используется в огнетушителях, для приготовления газированных напитков.

SiO2 – кварцевый песок, кремнезем. Очень чистый кристаллический оксид кремния известен также в виде минералов горного хрусталя. Окрашенный различными примесями, образует драгоценные и полудрагоценные камни – яшма, аметист, агат. Более 50% земной коры состоит из оксида кремния.

Н2О – оксид водорода, вода. Самое удивительное, самое распространенное вещество на нашей планете. Без воды невозможно представить жизнь человека. Вода в виде льда (t < 0°С), в идее жидкости ( t от 0° до 100°С) и в виде пара ( t> 100°С).

Fe2O3 – оксид железа(3), красный железняк, бурый железняк. Являются источником железа, используются в металлургической промышленности для производства чугуна и стали.

Таким образом, среди оксидов есть твердые, газообразные и жидкие вещества.

Коллекция минералов

3. Закрепление материала

Задание

Составьте формулы оксидов и назовите их. Число карточек равно количеству оксидов.

Задание

Поиграем в “крестики-нолики”. Покажите выигрышный путь, который составляют формулы:

а) оксидов;

HCl

NaOH

SO2

O2

Al2O3

H2O2

FeO

Na2SO4

NaBr

б) оксидов металлов;

SO

Fe2O3

SiO2

CuO

BaO

CO2

NO

K2O

MgO

Задание (на партах)

Подчеркните формулы оксидов в записанном ниже тексте, число оксидов совпадает с числом протонов у атома фтора.

Al2O3MgSiO2CS2 Fe2O3K2SH2OCaClCO2OF2COAlSSO2HSNOSiClNO2Cr

Задание

Составьте формулы оксидов, и подчеркните формулы оксидов неметаллов.

Серы(4), железа (2), азота (3), фосфора (5), магния, лития.

Вернемся к “неправильным утверждениям”

Задание то же самое, что и в начале урока.

Вывод исходя из целей.

4. Домашнее задание: §18, у.1,4 стр.97.