Правописание мягкого знака в глаголах повелительного наклонения

Разделы: Русский язык


Тип: модульный урок изучения и первичного закрепления новых знаний с использованием разноуровневой технологии.

1.Образовательная цель:

  • формирование умения отличать глаголы в повелительном наклонении от других форм;
  • формирование навыка постановки мягкого знака в глаголах повелительного наклонения;
  • формирование речевой культуры учащихся;

2.Развивающая цель:

  • развитие правописных навыков;
  • развитие умения правильного словоупотребления;
  • развитие логического мышления, внимания.

3.Воспитывющая цель:

  • воспитание доброжелательного отношения друг к другу при совместной работе;
  • воспитание бережного отношения к родному языку.

4.Интегрирующая цель урока:

  • изучение теоретических сведений о правописании мягкого знака в глаголах повелительного наклонения;
  • умение применять знания на практике.

Структура модульного урока

I

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

 УЭ 0: * знать: условия употребления мягкого знака на конце глаголов повелительного наклонения

* уметь:

1) правильно писать глаголы в повелительном наклонении;

2) правильно употреблять формы повелительного наклонения.

Учебный модуль Учебный элемент Содержание учебного материала Рекомендации учителя
УМ 1

Организация начала занятия

УЭ 1 Цель: настроиться на учебно-познавательную деятельность; включить всех учащихся в учебно-познавательную деятельность.

Дорогой друг!

Сегодня тебе предстоит много работать самому.

Помни, что успех в работе зависит от тебя.

Я в тебя верю. Желаю успеха!

Задание: проверь наличие на парте необходимых для работы тетради, учебника, справочника, ручки и карандаша, дневника

Контроль: самоконтроль.

 
УМ 3

Подготовка учащихся к активной познавательной деятельности

УЭ 2 Цель: повторение теоретического материала о повелительном наклонении.

Задание:

1) прочитай параграф № 85 на стр.199;
2) задай соседу по парте вопросы по материалу параграфа;
3) подними руку по завершении работы.

Контроль: фронтальная проверка

 
 

 

УЭ 3 Цель: закрепить знания учащихся о повелительном наклонении, образовании форм единственного и множественного числа.

Задание:

1) образуй формы единственного и множественного числа повелительного наклонения от указанных глаголов;
2) обозначь графически суффиксы и окончания

Контроль: проверь работу по эталону.

 

В случае затруднения

обратись к опорным таблицам на стендах.

  УЭ 4 Цель: развитие речевой культуры

Задание:

1) прослушай отрывок из воспоминаний актрисы Рины Зеленой (см.приложение 1).
2) ответь на вопрос: “Почему всем стало легче?”

Контроль: устный ответ.

 
  УЭ 5 Цель: повторить правописание Ь после шипящих в различных частях речи

Задание:

1) запиши под диктовку слова:
2) определи часть речи;
3) подчеркни шипящую букву двумя чертами;
4) подчеркни мягкий знак одной чертой.

Контроль: взаимопроверка по эталону:

1) обменяйся с соседом по парте тетрадями;
2) проверь выполненное задание товарища по эталону;
3) отметь каждое правильно написанное слово “+”;
4) посчитай количество “+”;
5) запиши это число в сводную таблицу УЭ 5.

 
УМ 4

Усвоение новых знаний

УЭ 6 Цель: изучить правило правописания мягкого знака в глаголах повелительного наклонения.

Задание:

1) прочитай правило на стр. 200;
2) задай вопрос по его содержанию однокласснику;
3) запиши в тетради по два примера глаголов в единственном и множественном числе.

Контроль: взаимопроверка.

Помни!

Единственное число:

что делай? что сделай?

Множественное число: что делайте?

что сделайте?

УМ 5,6

Первичная проверка усвоения знаний, первичное закрепление

УЭ 7

УЭ 8

УЭ 9

Цель: проверка усвоения теоретического материала.

Задание:

1) задай вопрос классу по изучаемой теме;
2) приведи свои примеры, введя глагол в словосочетание

Контроль: фронтальная проверка

Цель:

1) сформировать навык образования глаголов повелительного наклонения;
2) закрепить умение правописания мягкого знака в глаголах повелительного наклонения;
3) повторить понятие синонимии.

Задание:

1) в упр. 493 замени данные глаголы близкими по значению;
2) запиши синонимичные глаголы;
3) обозначь условия выбора изучаемой орфограммы.

Контроль: самопроверка или фронтальная проверка.

1) сверь записи в тетради с эталоном;
2) поставь знак “+” против правильно выполненного задания;
3) посчитай количество “+”;
4) поставь это число в сводную таблицу УЭ 8.

Цель:

1) закрепить навык образования форм повелительного наклонения от глаголов различных видов;
2) повторить правописания НЕ с глаголами.

Задание: в упр.494 замени глаголы несовершенного вида глаголами совершенного вида по алгоритмическому предписанию:

– задай вопрос к глаголу;
– определи вид глагола;
– образуй форму повелительного наклонения того же числа и вида;
– обозначь изучаемую орфограмму.

Контроль: самопроверка по эталону.

В случае затруднения см. образец в рамке на стр.200.

Без графики “+” не ставь!

В случае затруднения см. стр.200

УМ 7

Контроль и самопроверка знаний

 

УЭ 10 Цель:

1) закрепить навык образования повелительного наклонения;
2) научиться отличать глаголы в повелительном наклонении от других частей речи.

Задание: выполни работу по технологическим картам, переходя с одного уровня на другой.

1уровень:

– замени глаголы в неопределенной форме глаголами множественного числа в повелительном наклонении;
– укажи вид глагола;
– прочитай выразительно полученное стихотворение;
– ответь на вопрос: “Чему учит автор?” Контроль: фронтальная проверка

2 уровень

– найди предложения с глаголами в повелительном наклонении;
– обведи номер предложения кружочком;
– подчеркни глаголы как члены предложения;
– ответь на вопрос, как связано это задание со словарным диктантом УЭ 5.

Контроль: проверка по эталону:

– сверь отметки в технологической карте;
– обозначь правильные ответы знаком “+”;
– сосчитай количество “+”;
– запиши это число в сводную таблицу УЭ 10.

3 уровень

– прочитай текст;
– устно замени, где возможно, глаголы в неопределенной форме глаголами в повелительном наклонении, чтобы получилась памятка по подготовке к диктанту по учебнику.

Контроль:

– прочитай полученную памятку;
– ответь на вопрос, в каких предложениях по цели высказывания употребляются глаголы в повелительном наклонении.

В случае затруднения см. таблицу на стенде
УМ 8

УМ 9

Информация о домашнем задании

УЭ 11

УЭ 12

Цель:

1) подведи итог урока;
2) оцени личные достижения

Задание:

1) вернись к теме урока и ответь на вопросы:

– что изучали на уроке?
– чему научились?
– над чем еще нужно поработать?

2) оцени личные достижения:

– посчитай сумму баллов за урок;
– поставь себе отметку по следующим критериям:

“5” – 44 – 42 балла
“4” – 41 – 34 балла
“3” – 33 – 22 балла

Контроль: подними руку, дай учителю дневник по окончании урока

Цель:

1) узнать домашнее задание;
2) уяснить алгоритм его выполнения.

Задание:

1) выучи правило на стр. 200;
2) выполни упр. № 495 по заданию учебника:

– прочитай задание к упражнению;
– задай вопрос учителю, если что-то непонятно.

Контроль: вводный тест на следующем урок

Приложения