Урок математики в 1-м классе компенсирующего обучения по теме "Составление задач по рисунку"

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование умения решать задачи.

Задачи:

  • коррекционно-образовательные: закрепление знаний о частях задачи, совершенствование умения составлять задачи по рисункам, отработка вычислительных навыков;
  • коррекционно-воспитательные: воспитание усидчивости, трудолюбия, аккуратности, стремления к знаниям;
  • коррекционно-развивающие: развитие графомоторных навыков, внимания, памяти, восприятия, мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Оборудование: иллюстрации “Профессии”, магнитная доска с цифрами, счётный материал “Яблоки, груши”, дидактическая игра “Какая фигура лишняя” (маленький красный круг, большой красный круг, маленький зелёный круг, маленький красный квадрат), бумажные монеты.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Сегодня на уроке математики мы отправимся в путешествие и побываем у представителей различных профессий. Но для начала вы должны угадать, кто нам поможет.

Целый день он трудился,
Он устал, он запылился.
Он возил кирпич на стройку,
Дом он строить помогал,
А теперь везёт на стройку
Свой огромный самосвал. (Водитель).

– Водители бывают разные: водитель автомашины, водитель трамвая, водитель троллейбуса. Нам будет помогать в нашем путешествии водитель автобуса. (Рисунок 1).

– Давайте объясним ему, как добраться до нашей школы.

– Откройте тетради.

2. Графический диктант.

– Я вам буду диктовать маршрут, а вы укажите его на бумаге. Будьте внимательны!

– 2 клетки вверх;

– 1 клетка вправо;

– 2 клетки вниз;

– 1 клетка вправо.

– Продолжите до конца строки.

3. Минутка чистописания.

– Мы должны сообщить водителю, сколько детей поедет в автобусе.

– Сколько в нашем классе ребят? (10).

– Какие цифры нам понадобятся, чтобы записать число 10? (Учитель комментирует и показывает на доске правильное написание цифр).

– Продолжите до конца строки.

4. Устный счёт.

– Для того чтобы занять места в автобусе, мы должны купить билет. Билет стоит 7 рублей. Перед вами монеты. Приготовьтесь рассчитаться за проезд. (Каждому выдаётся билет – карточка с примером. Нужно решить пример, найти ответ среди магнитных цифр).

– Повернитесь друг к другу. Покажите друг другу свои цифры.

– В автобус входим по порядку номеров. Кто должен войти первым, кто за ним и т.д.?

5. Работа над новым материалом.

1) Решение задачи.

– Отгадайте, к кому мы сейчас поедем.

Он всегда ребятам рад.
В магазине для ребят
Есть соки овощные,
Есть фрукты наливные,
Куклы, матрёшки,
Брюки, сапожки. (Продавец). (Рисунок 2).

– Поможем продавцу решить задачу.

На витрине было 6 яблок и 3 груши. Сколько всего фруктов было на витрине?

– О чём говорится в задаче?

– Что известно в задаче?

– Нарисуйте в тетради 6 красных кружочков. (Учитель прикрепляет на доску наглядный материал – 6 красных яблок).

– Что ещё известно в задаче?

– Нарисуйте 3 жёлтых кружочка. (Учитель прикрепляет на доску наглядный материал – 3 жёлтых груши).

– То, что мы знаем, это условие задачи.

– Что спрашивается в задаче? Это вопрос задачи.

– Какое действие надо выполнить, чтобы решить задачу?

– Каким будет ответ?

2) Физкультминутка.

Дровосеками мы стали,
Топоры мы в руки взяли.
И, руками сделав взмах,
По полену бах, бах, бах.
А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем.
Влево – раз, вправо – два,
Потекла ручьём вода

3) Составление задач по рисунку.

– Едем дальше.

Назовёт он нам
Буквы все по именам.
Объяснит задач решение,
Вычитание и сложение.
Он расскажет о морях,
О лесах, цветах, горах.
На вопрос найдёт ответ

И полезный даст совет. (Учитель). (Рисунок 3).

– Этот учитель со своими ребятами тоже решает задачи. Поможем им?

– Откройте учебник на той странице, где мы работали с вами на прошлом уроке. Переверните страницу. Найдите №1.

(Решение задачи по первому рисунку – устно).

– Кого вы видите на первом рисунке?

– На этом рисунке изображено условие задачи. Подумайте, что известно в задаче?

– Какой вопрос вы можете задать ребятам?

– Как решить задачу?

– Какой ответ?

(Работа по второму рисунку проводится аналогично, но решение записывается письменно).

4) Гимнастика для глаз.

– Продолжаем наш путь.

Он уколет – ты не плачь,
Веселей смотри вокруг.
Он болезням – враг,
А ребятам – друг. (Врач). (Рисунок 4).

– Врач научит нас делать гимнастику для глаз.

– Закройте глаза, откройте.

– Посмотрите на потолок, на пол.

– Посмотрите влево, вправо.

– Посмотрите вдаль, на кончик своего носа.

(Упражнения повторяются по 3-4 раза)

5) Упражнение на развитие зрительного восприятия и логического мышления.

– Прежде чем ехать дальше, нужно заправиться, а для этого выполнить такое задание: “Найди лишнюю фигуру” (по трём признакам: по форме, по цвету, по размеру).

(На доске – наглядный материал:

  • маленький красный круг,
  • большой красный круг,
  • маленький зелёный круг,
  • маленький красный квадрат).

6) Решение задачи по рисунку.

– Едем дальше.

Ходит он в колпаке,
С поварёшкою в руке,
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет.
А для маленькой Ирины –
Сладкий торт на именины. (Повар). (Рисунок 5).

img5.jpg (23182 bytes)

Работа по учебнику, №3.

– Сколько яблок на первой тарелке? Их повар приготовил для компота.

– Сколько яблок на второй тарелке? Их повар приготовил для пирога.

– Сколько яблок на третьей тарелке? Их повар приготовил для фруктового салата.

– Сколько всего яблок у повара?

6. Подведение итогов.

– Наше путешествие подошло к концу.

– Вам понравился наш урок?

– У представителей каких профессий мы побывали?

– Какие задания выполняли?

– Кем вы хотите стать, когда вырастите?

Все профессии важны,
Все профессии нужны!

– Спасибо за урок!