Цель: формирование умения решать задачи.
Задачи:
- коррекционно-образовательные: закрепление знаний о частях задачи, совершенствование умения составлять задачи по рисункам, отработка вычислительных навыков;
- коррекционно-воспитательные: воспитание усидчивости, трудолюбия, аккуратности, стремления к знаниям;
- коррекционно-развивающие: развитие графомоторных навыков, внимания, памяти, восприятия, мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Оборудование: иллюстрации “Профессии”, магнитная доска с цифрами, счётный материал “Яблоки, груши”, дидактическая игра “Какая фигура лишняя” (маленький красный круг, большой красный круг, маленький зелёный круг, маленький красный квадрат), бумажные монеты.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Сегодня на уроке математики мы отправимся в путешествие и побываем у представителей различных профессий. Но для начала вы должны угадать, кто нам поможет.
Целый день он трудился,
Он устал, он запылился.
Он возил кирпич на стройку,
Дом он строить помогал,
А теперь везёт на стройку
Свой огромный самосвал. (Водитель).
– Водители бывают разные: водитель автомашины, водитель трамвая, водитель троллейбуса. Нам будет помогать в нашем путешествии водитель автобуса. (Рисунок 1).
– Давайте объясним ему, как добраться до нашей школы.
– Откройте тетради.
2. Графический диктант.
– Я вам буду диктовать маршрут, а вы укажите его на бумаге. Будьте внимательны!
– 2 клетки вверх;
– 1 клетка вправо;
– 2 клетки вниз;
– 1 клетка вправо.
– Продолжите до конца строки.
3. Минутка чистописания.
– Мы должны сообщить водителю, сколько детей поедет в автобусе.
– Сколько в нашем классе ребят? (10).
– Какие цифры нам понадобятся, чтобы записать число 10? (Учитель комментирует и показывает на доске правильное написание цифр).
– Продолжите до конца строки.
4. Устный счёт.
– Для того чтобы занять места в автобусе, мы должны купить билет. Билет стоит 7 рублей. Перед вами монеты. Приготовьтесь рассчитаться за проезд. (Каждому выдаётся билет – карточка с примером. Нужно решить пример, найти ответ среди магнитных цифр).
– Повернитесь друг к другу. Покажите друг другу свои цифры.
– В автобус входим по порядку номеров. Кто должен войти первым, кто за ним и т.д.?
5. Работа над новым материалом.
1) Решение задачи.
– Отгадайте, к кому мы сейчас поедем.
Он всегда ребятам рад.
В магазине для ребят
Есть соки овощные,
Есть фрукты наливные,
Куклы, матрёшки,
Брюки, сапожки. (Продавец). (Рисунок 2).
– Поможем продавцу решить задачу.
На витрине было 6 яблок и 3 груши. Сколько всего фруктов было на витрине?
– О чём говорится в задаче?
– Что известно в задаче?
– Нарисуйте в тетради 6 красных кружочков. (Учитель прикрепляет на доску наглядный материал – 6 красных яблок).
– Что ещё известно в задаче?
– Нарисуйте 3 жёлтых кружочка. (Учитель прикрепляет на доску наглядный материал – 3 жёлтых груши).
– То, что мы знаем, это условие задачи.
– Что спрашивается в задаче? Это вопрос задачи.
– Какое действие надо выполнить, чтобы решить задачу?
– Каким будет ответ?
2) Физкультминутка.
Дровосеками мы стали,
Топоры мы в руки взяли.
И, руками сделав взмах,
По полену бах, бах, бах.
А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем.
Влево – раз, вправо – два,
Потекла ручьём вода
3) Составление задач по рисунку.
– Едем дальше.
Назовёт он нам
Буквы все по именам.
Объяснит задач решение,
Вычитание и сложение.
Он расскажет о морях,
О лесах, цветах, горах.
На вопрос найдёт ответ
И полезный даст совет. (Учитель). (Рисунок 3).
– Этот учитель со своими ребятами тоже решает задачи. Поможем им?
– Откройте учебник на той странице, где мы работали с вами на прошлом уроке. Переверните страницу. Найдите №1.
(Решение задачи по первому рисунку – устно).
– Кого вы видите на первом рисунке?
– На этом рисунке изображено условие задачи. Подумайте, что известно в задаче?
– Какой вопрос вы можете задать ребятам?
– Как решить задачу?
– Какой ответ?
(Работа по второму рисунку проводится аналогично, но решение записывается письменно).
4) Гимнастика для глаз.
– Продолжаем наш путь.
Он уколет – ты не плачь,
Веселей смотри вокруг.
Он болезням – враг,
А ребятам – друг. (Врач). (Рисунок 4).
– Врач научит нас делать гимнастику для глаз.
– Закройте глаза, откройте.
– Посмотрите на потолок, на пол.
– Посмотрите влево, вправо.
– Посмотрите вдаль, на кончик своего носа.
(Упражнения повторяются по 3-4 раза)
5) Упражнение на развитие зрительного восприятия и логического мышления.
– Прежде чем ехать дальше, нужно заправиться, а для этого выполнить такое задание: “Найди лишнюю фигуру” (по трём признакам: по форме, по цвету, по размеру).
(На доске – наглядный материал:
- маленький красный круг,
- большой красный круг,
- маленький зелёный круг,
- маленький красный квадрат).
6) Решение задачи по рисунку.
– Едем дальше.
Ходит он в колпаке,
С поварёшкою в руке,
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет.
А для маленькой Ирины –
Сладкий торт на именины. (Повар). (Рисунок 5).
Работа по учебнику, №3.
– Сколько яблок на первой тарелке? Их повар приготовил для компота.
– Сколько яблок на второй тарелке? Их повар приготовил для пирога.
– Сколько яблок на третьей тарелке? Их повар приготовил для фруктового салата.
– Сколько всего яблок у повара?
6. Подведение итогов.
– Наше путешествие подошло к концу.
– Вам понравился наш урок?
– У представителей каких профессий мы побывали?
– Какие задания выполняли?
– Кем вы хотите стать, когда вырастите?
Все профессии важны,
Все профессии нужны!
– Спасибо за урок!