Роль фольклора в нравственном воспитании учащихся на уроках культуры Башкортостана

Разделы: МХК и ИЗО


Сегодня проблема нравственного воспитания учащихся остается актуальной. Современный процесс обучения направлен на то, чтобы школьники не только усваивали определенную сумму знаний, но и овладели умением самостоятельно ориентироваться в потоке научной и политической информации. Даже если общество сумеет достигнуть рыночной экономики, стать богатым, никакое богатство не сможет заменить доброту и честность.

Изучение наряду с общешкольной программой таких предметов как литература, культура Башкортостана дает возможность формировать представление о народном идеале, о гуманизме и нравственности.

Роль фольклора в воспитании школьников велика: произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания учащихся. Народное творчество вбирает в себя жизненный опыт, коллективную мудрость, пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Каждый народ создавал свою систему ценностей, свои идеалы.

В пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, например, в сказках “Акъял – батыр”, “Аминбек”, “Мудрый старик и глупый царь”, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность в сказках “Два лентяя”, “Молодой охотник и мяскяй”.

Фольклорные произведения доносятся до учащихся из глубины веков. Народные представления о таких важных этических категориях, как добро и зло, верность, преданность, любовь к Родине и предательство, отвага и трусость, и многое другое. Читая башкирские народные сказки, учащиеся должны понять, какие моральные качества сказочных героев народ одобряет, а за какие наказывает. Задача учителя провести подготовительную работу и направить ребят по правильному пути.

Важно сопоставление башкирских народных сказок со сказками других народов мира, увидеть в них общечеловеческие ценности.

Фольклор дает им самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общее интересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Детям импонирует свойственная народному творчеству поэтизация природы, удивление и ее могуществом и красотой, восхищение силой рук и ума человека. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

Свою роль в воспитании играют поговорки и пословицы. Их сложил народ, в них отразились его ум, вера в правду, трудолюбие, любовь к родине, например, “Защита своей страны – слава, захват чужой земли – позор”, “Если родина сильна – душа радости полна”, “В единстве – благополучие, в раздробленности – гибель”, “Даже тому, кто враждебно к тебе настроен, делай добро”.

Еще один жанр фольклор, глубоко и полно представленный в курсе культуры Башкортостана – башкирская песня. Через песню происходило знакомство с историей народа, усваивались жизненный опыт и нравственные нормы прошлых поколений, формировалось эстетическое восприятие мира.

Башкирская народная песня занимает значительное место в культуре башкир. Одной из распространенных тем в историко-песенной поэзии башкирского народа является тема единства племен и защиты родной земли. Она отражена в одной из старинных исторических песен “Урал”.

Широкое отражение в башкирском фольклоре нашло крупнейшее в истории России восстание 1773- 1775 гг. под предводительством Емельяна Пугачева. Большую часть этого фольклора составляют песни и легенды – предания о национальном герое башкирского народа Салавате Юлаеве. Это: “Салават- батыр”, “Пугачев”, “Салават и Пугачев” и многие другие, где сохранился и яркий образ Пугачева.

Особое место в историко-песенной поэзии башкир занимают песни об Отечественной войне 1812 года, где участвовало 28 башкирских полков. Многие дошли до Парижа. На эту тему можно назвать следующие песни: “Ахмет - Баик”, “Вторая армия”, “Любизар”, “Кутузов” и многие другие.

Близостью народного искусства детскому возрасту, великой эмоциональной силой и выразительностью его образов определяется место произведений фольклора в нравственном воспитании детей. Учитывается, что произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания учащихся.

В одном из выступлений народный поэт Башкортостана Мустай Карим сказал, что башкирский народ не смог на своем пути оставить великолепных дворцов, устремленных в небеса храмов, неприступных замков и гранитных мостов, но через смутные времена, через превратности событий пронес до радостного сегодня свою речь, свою песню, свою гордость.

Одной из таких песен, гордостью башкирского народа является эпосы, например, “Урал – батыр”, “Акбузат”, “Алдар и Зухра”, “Ек – Мэрген” и другие.

Героический характер – один из существенных признаков эпоса. Основным содержанием многих эпосов является борьба главного героя за интересы рода, племени, народа. Классическим образцом башкирского эпоса является “Урал – батыр”.

Урал стремится защитить людей от зла и страданий, брат же его, Шульген, становится врагом людей. Урал и Шульген олицетворяют два противоположных начала – добро и зло, - которые ведут между собой непримиримую борьбу.

Урал – батыр борется с быком падишаха Катила, с чудовищами в царстве змея Кахкахи, с падишахом дивов Азракой. Лишь через много лет удается ему уничтожить их. Так, победа Урала расценивается как победа его над водной и огненной стихиями: он не дал воде всю землю залить, не дал огню землю спалить.

Таким образом, нравственной основой для воспитания школьников могут послужить народные истоки. Это та точка опоры, которая складывалась веками, она близка и понятна каждому человеку. Формируя культурную личность, нужно помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре.