Урок – творческая мастерская "Особенности научно-популярного подстиля речи" в 11-м классе

Разделы: Русский язык


Цель: актуализировать знания об особенностях научно-популярного подстиля речи, выработать навык анализа искусствоведческого текста в процессе исследовательской деятельности, подготовить учеников к выполнению заданий единого государственного экзамена

Задачи:

  • закрепить знания о научном стиле речи и его разновидностях;
  • развивать умение определять тему, проблему исходного текста;
  • развивать умения в определении изобразительно-выразительных средств языка;
  • развивать интерес к исследовательской деятельности учащихся;
  • подготовить учащихся к самостоятельному написанию творческой работы в жанре рецензия
  • совершенствовать культуру учебно-научного общения в устной и письменной форме.

Оборудование: тетрадь, учебник русского языка для 10-11 классов под редакцией А.И.Власенкова и Л.М. Рыбченковой, раздаточный материал, репродукция картины Н.Н.Ге “Тайная вечеря”, текст В.И. Порудоминского о картине [Порудоминский В.И. Николай Ге.-М.,2000.-С. 42-48.]

Тип урока: закрепление знаний, умений и навыков определения стилистической принадлежности текста

Вид урока: творческая мастерская с использованием межпредметных связей (русский язык, изобразительное искусство, культура речи)

Методы и приёмы работы: анализ и синтез изученного материала, наблюдение, творческая работа, работа со справочной литературой, исследовательская работа, самостоятельная работа, тестирование

ИКТ– показ презентации по творчеству Н.Н.Ге, работа на интерактивной доске с помощью функции “Умное перо”, контрольное тестирование на интерактивной доске с помощью тестовиков

Опорные понятия: искусствоведческий текст, стили речи, авторская позиция, собственное мнение, сюжет

Ход урока

1. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы работаем в творческой мастерской по теме “Особенности научно-популярного подстиля речи” (анализ текста как способ подготовки к ЕГЭ). Цель нашего урока – закрепить знания о научном стиле речи, научиться понимать специфику научно-популярного подстиля и анализировать текст, используя языковые средства, свойственные ему. В начале урока по карточкам 2 уровня работают 2 ученика (назвать фамилии).

Карточка №1

Вставьте пропущенные буквы, графически объясните их выбор: бл…стательный художник, вд…хнове…ый лик, высокая одухотв…ренность, глубокий псих…логизм, дра…атическая напряжё…ость, запеч…тлеть облик, изумлё…ый зритель, искре…яя взволнова…ость, исти…о ист…рическая живопись, внутре…яя борьба, м…нументальный образ, (не)подражаемое психологическое мастерство, сдержа…ая т…нальность, смире…ый наклон головы, т…жёлое предчу…ствие, бе…спорный интерес.

  1. Найдите слова с чередующейся гласной в корне, выпишите их.
  2. Определите способ образования слова одухотв…рённость.
  3. Выпишите словосочетания со связью управление.

Карточка №2

Вставьте пропущенные буквы, графически объясните их выбор: бл…стательный художник, вд…хнове…ый лик, высокая одухотв…ренность, глубокий псих…логизм, дра…атическая напряжё…ость, запеч…тлеть облик, изумлё…ый зритель, искре…яя взволнова…ость, исти…о ист…рическая живопись, внутре…яя борьба, м…нументальный образ, (не)подражаемое психологическое мастерство, сдержа…ая т…нальность, смире…ый наклон головы, т…жёлое предчу…ствие, бе…спорный интерес.

  1. Найдите слова с чередующейся гласной в корне, выпишите их.
  2. Определите способ образования слова живопись.
  3. Выпишите словосочетания со связью примыкание.

2. Проверка д/з.

Мы проверим домашнюю работу. Возникли ли у вас трудности при выполнении упр.348? Меня интересует успешность выполнения задания под цифрой 3. Докажите его стилистическую принадлежность. В каком предложении, на ваш взгляд, заключена основная мысль данного текста? ( Считаю, что данный текст научно– популярного стиля, так как в нём разъясняются термины, но адресован он широкой аудитории. Главная мысль заключена в предложении “Необходимым признаком грамотной устной речи является не только правильное произношение звуков и сочетаний звуков в слове, но и правильное выделение голосом ударного слога”).

3. Слово учителя:

Именно поэтому одной из задач нашего урока является совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме. Исследовательской деятельностью занимались Белозёрова Е. и Елфимова Е. Послушаем, как они справились с поставленными задачами.

Показ презентации и комментарии. Нашей группе была поставлена задача подобрать к уроку по заданной теме творческое и проблемное задание, опираясь на упр.354. Мы предлагаем побывать на заочной экскурсии в мастерской художника Н.Н.Ге. Предмет нашего исследования – его картина “Тайная вечеря” и искусствоведческий текст В.И.Порудоминского о ней. На наш взгляд, знакомство с картиной будет неполным без знаний о её создателе. Проблемный вопрос: подумайте, к какому стилю можно отнести услышанный вами рассказ о художнике? Ответ аргументируйте.

Николай Николаевич Ге родился в Воронеже в 1831 году в семье помещика. Последние годы жизни связаны с Ивановским хутором Черниговской губернии. А между ними обширная география: Киев, Петербург, Рим, Флоренция, большие и малые российские города. Ге не сразу выбрал путь художника, сначала было математическое отделение в Киевском и Петербургском университетах, и только потом Академия художеств, которую он окончил в 1857 году.

Н.Н.Ге был одним из молодых художников, которые отстаивали своё право на индивидуальность и реализм в творчестве. На первых выставках передвижников лучшим из исторических полотен была признана картина Н.Н.Ге “Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе”(1871). Когда всматриваешься в эту картину, ощущаешь себя свидетелем одной из тех драм, которыми полна история России.

Известность художнику принесла картина “Тайная вечеря”(1861). Благодаря необычной композиции, колориту и сильным эффектам светотени канонический евангельский сюжет превратился в драму человеческой души.

С 1880-х годов Ге становится близким другом Л.Н.Толстого и последователем его учения. Это нашло отражение в творчестве художника. В этот период им написан целый ряд полотен на религиозные темы: “Что есть истина?”, “Иуда”, “Повинен смерти”, “Распятие”, “Голгофа”. Главной темой этих картин становится нравственное противостояние персонажей.

Последний период творчества Ге был посвящен поискам идеала. Главная заслуга Ге в том, что он первый уловил новое реалистическое направление в библейских композициях. Художнику, по его словам, талант дан для того, чтобы будить и открывать в человеке то, что в нём есть дорогого, но что заслоняется пошлостью жизни.

Ответьте аргументированно на поставленный вопрос: к какому стилю речи можно отнести услышанный вами рассказ о художнике?

Ученик: Рассказ о художнике относится к научно-популярной разновидности научного стиля. По форме это доклад, предназначенный для школьной аудитории. По содержанию – рассказ о жизни и творчестве русского художника Н.Н.Ге, родившегося в г. Воронеже. В тексте присутствует научная (искусствоведческая) лексика: реализм, колорит, реалистическое искусство, композиция, светотени, сюжет, драма, полотно, канонический, исторический; есть слова с отвлеченным значением: идеал, противостояние, индивидуальность, деятельность.

Исследователи творчества: Мы предлагаем записать данное предложение для синтаксического разбора. (слайд)

Художнику талант дан, чтобы будить и открывать в человеке то, что в нём есть дорогого, но что заслоняется пошлостью жизни.

(Повест., невоскл., СПП с последовательным и однородным подчинением придаточных; главное– двусост., полное, распр.; 1 придаточное цели– односост., безличное, полное, распр.; 2 придаточное определительное– двусост., полное, распр., 3 придаточное определительное– двусост., полное, распр.)

4.Слово учителя:

Во время выполнения этого задания Катя и Женя в качестве консультантов проверят и оценят работу одноклассников по карточкам.

( Оценивают работу по карточкам 2 уровня)

Схему данного предложения построим на доске (работает 1 ученик)

c. х с.сл. с. с.сл.

[ ] ,(чтобы…мест.), (что…), но (что…).

Вопрос: где мы узнаём о значении общеупотребительной, научной и специальной лексики?

(О значении общеупотребительной лексики мы узнаём из толковых словарей под редакцией Д.Н.Ушакова, С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой; научная и специальная лексика объясняется в энциклопедических словарях. Нам известен лингвистический энциклопедический словарь под редакцией Л.Ярцевой, в котором находим пояснение научного стиля и его разновидностей.)

Проверим разбор предложения. Оценки.

5. Беседа по картине.

Перед нами картина на евангельский сюжет. Наша задача– понять позицию художника , пояснив содержание картины.

– Какой момент изображён на картине? (Думаю, в основе этой картины миф о Христе. В нём есть рассказ о последней встрече Христа со своими учениками. Во время беседы он произнёс вещие слова: “Один из вас предаст меня”. Каждый воспринял их по-своему.

– Какая нравственная проблема волнует художника?( На мой взгляд, автор рассматривает проблему предательства самым близким человеком, который считался учеником, другом, последователем)

(Мне думается, что о предательстве ещё не сказано. Николай Николаевич Ге трактует религиозный сюжет как столкновение героя, обрекающего себя на жертву, и его ученика, навсегда отказывающегося от заветов учителя. Возможно, это проблема нравственного выбора.)

– Какие композиционные приёмы использует художник, чтобы усилить соотношение фигур, драматизм сцены? (Ге смещает фигуру Иуды к самому краю картины, к нему с тревогой обращены взоры апостолов.

Композиционное решение интересно. Художник ставит за спиной Петра светильник, освещая ярким светом лицо Петра, белую скатерть стола, руку и склоненную голову Христа, взволнованные лица апостолов. Но светильника мы не видим, его закрывает тёмная фигура Иуды.

Н.Ге передаёт обеспокоенность апостолов, чувствующих, что Иуда навсегда закроет для них свет. Однако Христос не выглядит встревоженным, он просто задумчив.

Мне кажется, что фигура Иуды с поднятыми вверх локтями напоминает женский силуэт, возможно, чтобы напомнить Еву– первое существо, искушенное дьяволом и кардинально изменившее историю Человечества. В этом плане Ева с Иудой очень похожи, они оба совершают страшные поступки, но Ева повергает всё человечество в муки на земле ,а через предательство Иуды всё человечество получает шанс на спасение и возвращение в рай.)

6. Слово учителя.

Все ваши наблюдения, безусловно, интересны, но мы не претендуем на объективность комментариев, так как у этого библейского сюжета тысячелетняя история, и многое уже сказано, но прекрасно, что ваш ум и сердце откликнулись на оригинальную трактовку библейского сюжета Н.Н.Ге.

Исследователи творчества художника предлагают нам сравнить толкование драматической сцены средствами живописи как искусства красок и текста как искусства слова. Перед вами на столе текст Владимира Ильича Порудоминского, нашего современника, искусствоведа, автора научно-популярных книг. Выразительно прочитаем его.

Искусствоведческий текст

1. Тема Ге – не смятение, не оттенки чувств, пробужденных роковым пророчеством. 2. Тема Ге – столкновение, конфликт; он находит удивительно экономную композицию. 3. Ге ломал традиции.4. Он словно вошел в комнату Тайной вечери на минуту позже, чем все, кто писал этот эпизод до него. 5. Роковые слова не только произнесены, они уже пройденный шаг. 6. Совершается роковое действие. 7. Происходит молчаливое столкновение. 8. Следующий шаг – разрыв. 9. События разворачиваются стремительно. 10. Некогда даже рассказать о каждом из учеников Христа. Да и нужно ли? 11. Важно, что мы ощущаем их растерянность, волнение, тревогу, даже испуг.12. Через час, когда придут арестовывать Христа, апостолы разбегутся со страху. 13. Ге не разворачивает спектра чувств, отношения к событию, он как бы выхватывает лишь два крайних цвета: красный и фиолетовый; точнее, пожалуй, инфракрасный и ультрафиолетовый. 14. Группа апостолов замкнута слева и справа двумя ярко освещенными, выдвинутыми вперед фигурами. 15. Это Иоанн, ученик, которого любил Иисус, и Петр, едва ли не первый, пошедший за Христом. 16. Остальные между ними. 17. На картине Ге Иуда опять отдельно, к тому же окутан тенью.18. Но в этом “повторении пройденного” заключено зерно нового.19. Чистая полоса, отделившая Иуду ото всех, с кем он был еще минуту назад, подчеркивает духовный характер, неизбежность и окончательность разрыва. 20.То же самое утверждают и главные герои.21. Страстный порыв Иоанна и Петра оттеняет внешнее спокойствие Христа и Иуды, спокойствие, рожденное глубоким сознанием того, что ничего изменить, ничего возвратить невозможно. 22. Все уже кончено для ушедшего в свою скорбную думу Христа, и все кончено для уходящего прочь Иуды. 23. Взгляните, как Иуда накидывает на себя одежду! 24. Его жест откровенен. 25. Его вскинутые руки, словно крылья, темны. 26. Он еще думает о полете. 27. Он еще думает, что идет своим путем. 28. Он пока не осознал всей глубины предательства. 29. Это не предатель, который, таясь, крадется продавать. 30. Уходит в открытую человек, который не может остаться. (В.И. Порудоминский)

7. Беседа по тексту.

– Можно ли считать этот текст самостоятельной лингвистической единицей? (Да, этот текст – самостоятельная лингвистическая единица, так как он имеет смысловую и структурную завершенность.)

– Докажите принадлежность этого текста к научно-популярному подстилю речи.

(Порудоминский написал этот текст, чтобы разъяснить нам сюжет картины, её тайны, сделать её доступной пониманию, а значит, любимой всеми, популярной.

Данный текст насыщен специальными научными и искусствоведческими терминами, такими как композиция, эпизод, тема, спектр, традиция. Признак популярности определяет и тот факт, что текст адресован широкой аудитории, а не только специалистам в области искусства.)

8. Слово учителя:

Откройте учебник на стр.234, ознакомьтесь с теоретическим материалом.

Есть ли в данном тексте международные словообразовательные элементы? (инфракрасный, ультрафиолетовый). В каком словаре мы можем прочесть толкование этих элементов? (Толкование этих международных элементов мы найдём в словаре иностранных слов под редакцией Л.П.Крысина.)

Продолжим беседу по тексту.

– Определите тему текста (тема данного текста– содержание картины Н.Н.Ге “Тайная вечеря” и его искусствоведческий анализ).

– Найдите предложение, в котором сформулирована основная мысль текста.(На мой взгляд, это предложение “Ге ломал традиции. Он словно вошёл в комнату Тайной вечери на минуту позже, чем все, кто писал это эпизод до него”. В нём Порудоминский подчёркивает оригинальность творческого решения Н.Н.Ге.)

– Определите тип речи текста. Аргументируйте. (Считаю, преобладающий тип речи – описание с элементом рассуждения, так как 1 и 2 абзацы можно рассматривать в качестве тезисов, которые аргументируются последующим содержанием. При этом в тексте много прилагательных и причастий, назывных предложений, составных именных сказуемых с нулевой связкой, глаголов в настоящем времени несовершенного вида. Это особенность описания.)

– Мы говорили, что проблема нравственного выбора– это то, что привлекло художника в евангельском сюжете. Поднимается ли эта проблема в искусствоведческом тексте? Как она решается? (Авторская позиция в тексте не выражена прямо. Проблема, которая волнует автора, представлена образно. Предательство– это духовный разрыв, совершаемый осознанно, поэтому для главных героев картины проблема нравственного выбора уже решена.)

9. Слово учителя:

Ответьте на вопросы проблемного характера по вариантам

(Приём “Мозговой штурм”).

Вариант 1

Вариант 2

1.Определите способ образования слова остальные (предложение 16)(переход из одной части речи в другую)

1. Найдите в предложении 19 слово, образованное бессуффиксным способом (разрыв)

2. Дайте морфологическую характеристику слова замкнута (предложение 14) (страдательное причастие прошедшего времени)

2.Дайте морфологическую характеристику слова окутан (предложение 17) (страдательное причастие прошедшего времени)

3.Из предложений 1-5 назовите номер предложения с обособленным определением (№1)

3. Из предложений 13-16 назовите номер предложения с необособленным определением (№14)

4. В предложениях 5-12 найдите неопределённо-личное в составе сложного (№12)

4. В предложениях 22-30 найдите определённо-личное в составе сложного (№23)

Задание. Кто готов придумать интересное сложное задание по тексту для одноклассников? (Определите, какой частью речи является слово “И” в 20 предложении (усилительная частица); в предложениях 24-25 назовите словосочетания со связью примыкание ( его жест, его руки) ).

10. Слово учителя:

Комментарий авторской позиции будет неполным без анализа языковых особенностей текста. С этой частью работы нам поможет справиться практическое задание. Возьмите тестовики. (Работа с тестом на интерактивной доске). Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста В.И.Порудоминского. Вставьте на место пропусков буквы, соответствующие номеру термина из списка.

Автор текста стремится донести до читателя мысль об оригинальности замысла художника. Рассказывая о манере работы Ге над картиной, он прибегает к______(тревожные глубокие тени, глубокое сознание).

Для усиления эмоционального воздействия на читателя автор использует __________ (Некогда даже рассказать о каждом из учеников Христа. Да и нужно ли?) Чтобы расставить смысловые акценты и подчеркнуть трагичность происходящего, автор употребляет________ (роковым пророчеством, роковые слова, роковое действие). Описывая фигуры апостолов, Христа, Иуды, В.И. Порудоминский обращается к ______ (спектр чувств, тревожное волнение “хора”, межа разрыва). Мысль о том, что главная тема картины Н.Ге– столкновение, подчёркивается с помощью_______ ( страстный порыв Иоанна и Петра – внешнее спокойствие Христа и Иуды; плохо освещённый-ярко освещённый). Убеждая читателя в том, что основной эмоциональный фон картины – напряжённое ожидание, скрытое смятение чувств, автор прибегает к__________(ощущаем их растерянность, волнение, тревогу, даже испуг… разбегутся со страху). [Л.А. Ходякова, Т.Н.Мамона, РЯШ №1, 2009]

Термины:

а) градация;
б) риторический вопрос;
в) эпитет;
е) метафора;
с) антитеза;
д) лексический повтор.

Ключ: в,б,д,е,с,а.

11.Оценки за тест выставляются автоматически на интерактивной доске, комментирует учитель.

12. Слово учителя:

Знакомясь с картиной, анализируя искусствоведческий текст, его художественные особенности, мы коснулись ещё одной сложной проблемы, проблемы творчества, поэтому наше домашнее задание будет творческим.

Напишите сочинение по прочитанному тексту В.И. Порудоминского по плану.

План

  • Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, затронутых автором текста;
  • сформулируйте позицию автора;
  • выскажите свое мнение по поводу данной проблемы;
  • приведите аргументы, опираясь на знание художественной, публицистической и научной литературы.

13. Итоги урока. (Рефлексия: для меня важным было…)

Дополнительная литература: “Живопись на уроках русского языка” Л.А. Ходякова, М.-“Флинта”, “Наука”, 2000; “Анализ искусствоведческого текста как один из способов подготовки к ЕГЭ” Л.А. Ходякова, Т.Н.Мамона, РЯШ №1, 2009.

Приложение