Для детей подготовительной группы (разработала Зуева Валентина Петровна воспитатель 1 категории д/с №89 г. Березники)
Программное содержание:
Выявить уровень овладения детьми ориентировки в пространстве. Умение решать задачи на сложение и вычитание, находить и называть пропущенное число и соседей числа. Овладение детьми приемами прямого и обратного счета. Определение возможности придумывать слова из определенных слогов. Отражение результата сравнения в речи с использованием прилагательных.
Материал:
Карточки с пропущенными числами; карточки с последующим соединением цифр; цветы со слогами па, ли; бусы с примерами; яблонька; карта-схема с изображением пути; письмо от Незнайки; магнитофон; фломастеры; песочные часы; конверты с геометрическими фигурами для составления животных (заяц, лиса, еж).
Дети, нам сегодня пришло письмо от Незнайки. Давайте узнаем, что он нам пишет: “Здравствуйте девочки и мальчики. Я попал в беду, утащили меня верные слуги Бабы Яги, очень прошу вас, помогите мне, выручите меня, пожалуйста! Незнайка”.
– Дети, как вы думаете, вы поможете Незнайке?
– Да. Есть такая пословица: “Сам погибай, а товарища выручай!”
– Как же нам узнать, где находится избушка Бабы Яги?
– Так вот же Незнайка нарисовал план пути к избушке Бабы Яги.
– Идти на выручку Незнайки мы должны дружно, чтобы нас не могли разъединить злые слуги Бабы Яги. Влево – вправо повернись, в сказочной стране очутись!
– Вот мы и в сказочной стране. Перед нами две дороги. По какой дороге мы пойдем? (Изображены две дороги – прямая и извилистая, одна отходит просто в сторону). Как вы думаете? (1-2 ответа детей) Посмотрите по рисунку-плану, в каком направлении мы будем двигаться? (2-3 ответа детей) (прямо к речке)
– Вот речушка перед нами с извилистыми берегами.
Речка: (магнитофонная запись)
“Через речку не пущу, в бурных водах закручу. Выполните мои задания, будет для вас и мостик”.
1. На столах находятся карточки:
5 |
6 |
8 |
– Назовите соседей числа (последующее, предыдущее числа) (2-3 ответа).
– Назовите пропущенное число (2 ответа)
2. Сосчитайте от 10 до 15; от10 до 20; от 10 до 3; от 15 до 7.
Продолжите счет вместе. Умницы!
Чтобы правильно выполнять задания, вы должны их внимательно слушать.
– Я задумала число, если к нему прибавить 2, то получится 9. Какое число я задумала? (2-3 ответа)
– Я задумала число, если от него вычесть 6, то получится 4.
Молодцы, так хорошо и быстро справились с моими заданиями. Правильные ответы дали, вот и мостик перед вами.
– Путь нам нужно продолжать. Куда же нам сейчас идти, чтобы дойти до яблоньки?
– Сначала до елочки прямо, затем (вправо, влево) к яблоньке!
Вот мы и у яблоньки.
Яблонька: (магнитофонная запись)
“Дальше не пущу, ветками путь прегражу. Решите мои задачи, тогда и пропущу”.
1. Внимание! решите задачу, назовите ответ в задаче: “Два конца, два кольца, а посередине гвоздик” (2-3 ответа). (Это не задача, а загадка, т.к. говорится о предмете и только 1 число)
2. Кто смышленый погляжу:
– Посмотрите на яблоньку и составьте задачу на вычитание (2 ответа) (На яблоньке есть ответ. Было 8 яблок, 2 упало – ответ на яблоньке)
– Назовите ответ в задаче (1-2 ответа)
– Как решали задачу? (1-2 ответа)
– Кто думает также, поднимите руку.
3. Из разных цифр я сделала бусы, и в тех кружках, где чисел нет, расставьте минусы и плюсы, чтоб данный получить ответ!
4. Для вас еще задание. Возьмите карточки и фломастеры и соедините все цифры в последовательном порядке. Соединив все цифры правильно, вы узнаете моих друзей.
Молодцы, какие вы дружные да умные.
Дальше путь свой продолжайте и Незнайку выручайте!
– Посмотрите внимательно на план, куда же нам нужно идти от яблоньки. (2-3 ответа)
– Прямо и вправо до цветочной поляны.
Умнички! Вот и цветочная поляна. Здесь мы с вами поиграем.
Игра “Наоборот”
Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко, далеко – близко, трус – храбрец, начало – конец, пушистый – колючий. Знай больше, а говори – меньше. Ученье свет, а неученье – тьма. Горячий – холодный, утюг – солнце, темный – светлый, телевизор черно-белый.
Дети, посмотрите, а цветы-то необыкновенные, сказочные. На них что-то зашифровано. Нужно придумать слова, в которых первый слог ПА; ЛИ. Какие слова вы придумали? ПА-ПКА; ПА-ПА; ПА-УЗА; ЛИ-ПА; ЛИ-ЗА; ЛИ-ЛИЯ; и т.д.
Молодцы, много слов придумали. Но Незнайка ждет нас, волнуется, не забыли ли мы про него.
– Как пойдем дальше? (ответы 2 д.)
– Вправо и прямо.
Вот мы и у печки.
Печка: “Здравствуйте, ребята, жаром опалю, но вперед не пропущу!” Выполните мое задание:
Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Еж, барсук, енот, косой,
Волк с плутовкою – лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел,
Он считать ведь не умел.
Помоги ему скорей,
Посчитай-ка всех зверей.
– На сколько частей должен разделить медведь пирог? (2-3 ответа)
– Печка, мы выполнили твое задание.
– Дорожку вам освобождаю, в путь дорогу приглашаю.
Совсем близко избушка Бабы Яги. Прямо и налево. Вот мы и пришли.
Баба Яга: “Так Незнайку не отдам. Я задания вам задам. Времени мало у вас, приступайте прямо сейчас”
– Выложите за 1 минуту из геометрических фигур обитателей нашего леса. (Лиса, заяц, еж).
Возьмите каждый по конвертику и выложите этих животных.
– А если бы вы искали меня в пустыне, каких животных мы бы выкладывали?
Где еще могла бы жить Баба Яга? (ответы детей)
Баба Яга, мы справились с заданиями, отдай нам Незнайку. Спасибо.
Для тебя Баба Яга мы тоже приготовили вопросы:
– Назови сказки, в которых есть числа.
– Ой, как трудно, сейчас вспомню…(3 поросенка, 2 жадных медвежонка, Белоснежка и 7 гномов, Али-Баба и 40 разбойников и т.д.)
– Баба Яга, мы тебе дарим волшебные бусы и цветы.
Спасибо, ребятки!
Баба Яга: “Ребята, вы узнали, по какой сказке мы путешествовали?”
– Да! “Гуси-лебеди”
Вот и закончилось наше путешествие.
Влево, вправо повернись, из сказочной страны вернись!
Все спасибо! Вы надежные друзья, потому что помогли Незнайке!