Цели:
- Дать представления учащимся об отношениях между понятиями.
- Провести самостоятельную проверочную работу по данной теме.
Задачи:
- Инициировать умственную деятельность учащихся при изучении новой темы, совершенствовать аналитические навыки при составлении схем, отношений между понятиями.
- Воспитывать культуру речи, труда и общения при работе в группах и парах.
- Развивать информационную культуру учащихся.
Требования к уровню усвоения учебного материала после завершения урока:
- иметь представления о понятии, о совершении с ним действий – деления и обобщения;
- иметь представления об отношении между понятиями;
- уметь приводить примеры видовых и родовых понятий,
- выполнять тесты в программе PowerPoint.
Ключевые понятия: понятие, деление и обобщение понятия, симметричные и несимметричные отношения.
Вспомогательные (дополнительные) понятия: термин, видовое и родовое понятие.
Ход урока
1. Организационный момент
Сегодня у нас будет необычный урок. Каждый урок не только для учителя, но и для ученика должен быть произведением искусства, потому что на уроке мы не просто изучаем, знакомимся с новым, доказываем, даже может быть не всегда в чем –то соглашаемся с учителем, но все вместе приходим к истине ,к какому – то правилу, и тем самым создаем картину урока , произведение искусства. И мы с вами тоже на уроке попробуем создать такую картину. Для этого нам понадобится вот такая рамка.
2. Повторение изученного материала
А для того, чтобы создавать картину нам просто необходимо в первую очередь узнать тему нашего урока. Для этого я предлагаю узнать ключевое слово, решив кроссворд в группах.
- Это объект внутреннего, виртуального мира идей и мыслей человека.
- Это слово или устойчивое словосочетание, обозначающее объект из мира искусства, науки и техники.
- Это мысленное действие, смысл которого – в объединении нескольких видовых понятий в одном родовом.
- “Мебель”, “инструмент”, “автомобиль” – это понятие родовое или видовое?
- Манипулятор для управления экранными объектами.
- Это мысленное действие, смысл которого – в выделении видовых понятий, входящих в родовое понятие.
- “Конфета”, “цифра”, “ель” – это понятие родовое или видовое?
Обобщение этапа
Давайте проверим, какое слово у вас получилось?
Поднимите руки те группы, где получилось слово отношения?
Проверьте себя, сравнив ответы у меня на доске.(приложение1)
Итак, сегодня на уроке мы с вами будем говорить об отношениях между понятиями.
И за то, что группы сработали хорошо, у нас на картине появляется первый элемент.
(Яблоко – взаимопомощь)
3. Изучение нового материала
Понятие всегда находятся в определенных между собой отношениях.
Рассмотрим это на примере (презентация – приложение 2)
Примеры: “знак” – “точка”, “знак” – “буква”, “мебель” – “стол”
Приведите свои примеры.
Какие можно привести к этой схеме примеры?
“Компьютер” – “персональный компьютер”, “цифра” – “буква”.
В. Можно более наглядно и удобно представить эти схемы в виде кругов Эйлера – Венна.
Например, римские числа записываются буквами латинского алфавита.(I V X L C M)
Размер кругов Эйлера-Венна не имеет значения. Круг, обозначающий видовое понятие, должен быть меньше и входить в круг, который больше и обозначает родовое понятие.
Обобщение этапа
Главное, что мы с вами должны понять и запомнить?
Открываем учебник на странице 67, вместе читаем выводы.
Скажите, кто понял тему урока? И я думаю , что за это мы получаем ещё один элемент картины.
(Груша – понимание)
Физпауза под музыку дети просто отдыхают: кто-то желает лечь, кто-то просто сидит.
4. Закрепление изученного материала
Сейчас мы будем с вами работать в тетрадях и посмотрим, как вы усвоили тему урока.
Открываем тетради на странице 48, будем выполнять задания №1,2,3,4,5,7.
Остальные задания в этом параграфе № 6,8,9 вы выполните дома.
Поднимите руку, кому понятно, что мы будем делать сейчас, и какие задания остаются на дом?
С работой в тетрадях вы справились неплохо. И получаете ещё один элемент картины.
(банан – дружба)
5. Самостоятельная работа (тесты в парах на компьютере) – приложение 3
1.Деление понятия – это
А) Это мысленное действие, смысл которого – в выделении видовых понятий, входящих в родовое понятие.
Б) Это мысленное действие, смысл которого – в объединении нескольких видовых понятий в одном родовом
2. Понятие обозначается
А) в единственном числе, в родительном падеже, пишется в кавычках
Б) в единственном числе, в именительном падеже, пишется в кавычках
3. Эта схема
А) обобщение понятия
Б) деление понятия
4.Это отношения
А) симметричные
Б) несимметричные
5.Это отношения
А) несимметричные
Б) симметричные
6.Найди родовые понятия
А) “компьютер”
Б) “гладиолус”
В) “дерево”
Г) “стул”
Д) “инструмент”
Е) “торт”
Обобщение этапа
Какие отметки у вас получились? Молодцы!
И я думаю, вы уже догадались, что получаете последний элемент нашей картины.
(Виноград – доброта)
6. Итог урока
Посмотрите, ребята, наша картина закончена.
Как вы, думаете, мы достигли цели, которую поставили в начале урока – создать картину, ведь сам урок это произведение нашей с вами совместной работы.
Обратите внимание, на всех фруктах написаны слова. На уроке мы говорили об отношениях между понятиями.
А помочь это понять нам помогли вот эти отношения, которые существуют между людьми. Эти отношения и помогают людям создавать произведения искусства. Я желаю вам, чтоб вы всегда оставались добрыми, приходили на помощь к своим друзьям и близким, понимали друг друга.
Спасибо, вам за урок.