В современной школе в рамках реализации городской целевой программы развития образования на 2009 – 2011 годы Портфолио ученика становится обязательным атрибутом.
Основной целью Портфолио ученика начальной школы является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей и достижений ребенка. С первого класса накапливаются успешные творения ученика. Каждое достижение ученика фиксируется в личной папке – портфолио. Ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
Жестких требований по организации Портфолио нет. Мы предлагаем Вашему вниманию Электронное Портфолио “Выпускники начальной школы”.
В нашей школе, начиная с первого класса, каждый ученик имеет Портфолио, которое ежегодно пополняется. Кроме того, ребёнок может сам решать, что оставить в своей папке, а что убрать, о чём он хочет помнить, а что предпочел бы забыть. Каждый материал или группа материалов, помещенных в портфолио, сопровождается кратким рефлексивным комментарием ученика (что у него получилось, какие выводы можно сделать на основании…). Элементы портфолио, как правило, датируются, чтобы можно было отследить динамику работы роста учащегося. С учетом требования времени ученики, помимо папки, имеют и электронную версию Порфолио.
Наша школа имеет языковую направленность, внедрение информационных технологий в начальную школу практикуется на базе школьного компьютерного класса в рамках внеурочной деятельности. Каждый ребенок работает по своей индивидуальной программе, имея возможность для развития творческих способностей. Электронное Портфолио фиксирует отношения ученика с самим собой. Это форма самовыражения и самоутверждения позволяет увидеть уровень своих достижений и самоопределиться в окружающем мире, лучше понять себя, свою уникальность и ценность.
Цель проекта:
Электронное Портфолио “Выпускники начальной школы”
– Поделиться своими успехами с
друзьями
– Оставить память о себе первой учительнице
– Расширить пользовательские навыки
План работы над проектом:
Месяц |
Деятельность |
январь | Разработка структуры конечного продукта |
февраль | Сбор, структурирование материала |
март | Разработка продукта |
апрель | Отладка конечного продукта |
май | Тиражирование продукта |
Приступая к работе над этим проектом, мы ставили задачу обеспечения благополучного бесконфликтного протекания адаптационного периода в 5-ом классе.
Общие закономерности психологического развития
Возраст |
Социальная ситуация развития |
Новообразование |
Кризис |
Ведущая функция |
Ведущая деятельность |
Особенности общения |
Подросток (10 – 15 лет) |
желание слиться с группой, ничем не выделяться (механизм психологической защиты – социальная мимикрия) |
появления чувства взрослостиформирование психических процессов, развитие логического мышления, начало формирования абстрактного мышления |
быстрый рост организма, опережающий психическое развитие, требование от других обращение к себе как ко взрослому и одновременно малая требовательность к себе |
"Я концепция" самоутверждение, потребность быть взрослым |
Общение (со сверстниками, группой) |
общение в группе помогает удовлетворить потребность чувствовать себя взрослым, раскрыться, выделиться |
Работа над портфолио дала каждому ученику 4-х классов хорошую возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Электронное Портфолио, как форма организации работы с информационными материалами, значительно позволило упорядочить работу учащихся над проектом. Каждый ученический блок имел структуру основных разделов, которая позволила перемещать по ним рабочие материалы в соответствии с логикой работы над проектом. В ходе работы над проектом ученики были вовлечены не только в процесс отбора материалов, но и в совместную работу с учителем по разработке структуры электронного портфолио. Это позволило организовать сотрудничество и проектировать обратную связь учителя с учениками, у которых явно прослеживалось чувство вовлеченности в процесс организации собственного обучения. Совместная работа еще больше сплотила ученический коллектив. Компьютерные проекты позволили выпускникам начальной школы реализовать свои творческие идеи в реальный продукт, доступный другим людям, увидеть и услышать его самим, показать друзьям и реально оценить свою работу.
Работа над данным проектом помогла в решении следующих важных педагогических задач:
- поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
Работа над электронным портфолио расширила навыки работы четвероклашек с вычислительной техникой и компьютерной сетью, научила правильно работать с информацией, раскрыла особенности коллективного труда, дала навык публичного выступления, ещё больше сплотила начальную и основную школу.
Переход из младшей школы в среднюю – интересный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, предметы, форма обучения. В нашей школе активно внедряются новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы. В 3, 4 четверти проводятся открытые уроки в начальной школе, на которых присутствуют будущие классные руководители наших выпускников. Учителя средней школы проводят серию уроков для четвероклашек. Эти мероприятия дают возможность выпускникам начальной школы познакомится с новыми условиями обучения.
Переход из младшей школы в среднюю – сложный период из жизни школьника, что принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом будет зависеть от учителей средней школы, в первую очередь, от классного руководителя. Будущим классным руководителям 5-х классов на выпускном вечере было вручено Электронное Портфолио, что дало учителям возможность до 1 сентября более близко познакомиться с будущими воспитанниками, узнать об их увлечениях, способностях, составе семьи, кто с кем дружит и на чём эта дружба основана. В Электронное Портфолио были включены и материалы, характеризующие класс целиком. Это – информация о проведенных классных часах, о выпущенных детьми стенгазетах, фотоотчёты об экскурсиях, праздниках; были представлены грамоты, которыми награждался коллектив класса за участие в различных общешкольных мероприятиях.
http://ikt14132007.narod.ru/4b/index.html
http://narod.ru/disk/15247225000/sch1413.zip.html
(фрагменты слайд-шоу “Первой учительнице”)
Информация Электронного Портфолио выпуска поспособствовала созданию эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе. В период адаптации детей к условиям обучения в среднем звене школы важно создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика, развитие адаптивных способностей к любым новым ситуациям.
Психолого-педагогическое обследование учащихся 5-х классов с целью определения адаптационного потенциала детей, проведенное в начале учебного года, выявило хорошее течение привыкания учащихся к новым непривычным условиям школьной адаптации. Коэффициент качества обученности по итогам первой четверти составил 74% по сравнению с 76% на конец 4 класса. Что является хорошим показателем адаптации детей в основной школе.
Электронное Портфолио “Выпускники начальной школы” – перспективная форма представления индивидуальной направленности достижений конкретного ученика и целого выпуска, способствует обеспечению благополучного бесконфликтного протекания адаптации ученика в основной школе.