Цели мероприятия:
- развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
- развитие у школьников умение излагать мысли, моделировать ситуацию;
- повторение и закрепление основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях;
- воспитание уважения к сопернику, умения достойно вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать в команде.
Форма проведения: Игра - соревнование двух команд.
Участники: учащиеся 10 класса.
Оснащение:
- Презентация “Крестики-нолики”
- Плакаты к конкурсу “Один за всех и все за одного”
- Плакат “Крестики – нолики”, если нет интерактивной доски.
- Плакат с яблоней, яблоки (30 штук).
I. Организационный момент
Сегодня у нас не обычное занятие, а игра – конкурс, которая называется “Крестики-нолики”. У вас появилась великолепная возможность блеснуть своими знаниями, проявить свою эрудицию, находчивость, артистизм и доказать что в нашей школе обучаются самые лучшие информатики, обладающие хорошим чувством юмора. Вы помните правила игры? Вам предложено поле из 9 квадратиков. Каждому квадрату соответствует свое задание конкурса. Команда выбирает любое поле из девяти предложенных и ставит туда свой знак. В выбранном конкурсе участвуют обе команды. За каждый конкурс команды получают определенное количество баллов, плюс 1 дополнительное очко за победу в игре “Крестики-нолики”.
За право первого хода вам придется побороться, ответить на мой вопрос:
Известный писатель и поэт сказал:
Мы почитаем всех нулями
А единицами себя.
Кто автор этих строк? (А.С. Пушкин)
Или
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь.
Кто автор этих строк? (А.С. Пушкин)
Но что за конкурс без жюри? У нас в гостях администрация нашей школы в лице директора и зам. директора по УР, ваш кл. руководитель, а так же наши гости – учителя информатики республики Татарстан. Пригласим в жюри 5 человек из числа наших гостей.
Начинаем игру. Капитан команды “Крестики” делает первый ход.
Конкурсы:
Шарада.
Помните анекдот: "Встретились двое глухих.
Один держит в руке удочку. Другой спрашивает:
"Ты что на рыбалку собрался?"
"Да нет, я на рыбалку"
"А я думал ты на рыбалку ..."
Информация была передана, но до адресата не
дошла. При любом обмене информации должны
существовать приемник и источник, иначе этот
обмен не будет иметь никакого смысла.
Сейчас команды по очереди будут выступать в
роли приемника и источника информации. А
передавать информацию они будут невербальным
способом, т.е. с помощью мимики и жестов.
Жюри оценивает конкурс по 5-бальной системе.
Задания попрошу получить капитанов у меня. На
подготовку командам дается 3 минуты.
Задания: Изобразить мимикой и жестами:
I команде: Принтер
II команде: Мышь.
Найди лишнее?
Учащимся раздаются карточки с анаграммами, в которых зашифрованы некоторые понятия.
- Путем перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к информатике. Все буквы должны быть использованы.
- Определить какое слово в группе лишнее.
Например:
УХЛС, УСКВ, ИЕНЯНООБ, ГОМЗ.
Слух, вкус, обоняние, мозг.
Мозг обрабатывает информацию, все остальное – органы чувств.
|
|
Правильные ответы:
- Текст, число, график, бумага.
- Клавиатура, джойстик, сканер, принтер.
Бумага – носитель информации, все остальное – виды информации.
Принтер – устройство вывода данных, все остальное – устройства ввода.
За каждый правильный ответ - 1 балл.
Аукцион.
Что за конкурс без аукциона? Проведем его и мы. Вернее я. Этот конкурс выявит эрудитов. Каждая следующая подсказка уменьшает первоначальный балл на 1.
1.
- Американская модель искусственного интеллекта - 2 балла.
- Гибрид искусственного тела и живого мозга - 1 балл.
Ответ – киборг.
2.
- Центральный процессор цивилизации - 5 баллов.
- Для него характерны рутинные и творческие операции мышления - 4 балла.
- Продукт двух миллиардов лет эволюции - 3 балла.
- Биологический феномен - 2 балла.
- Вспомните биологию - 1 балл.
Ответ – мозг.
3.
- Бывают внешние и внутренние - 4 балла.
- Посылают друг другу сигналы, согласуя подходящий им обоим режим связи – 3 балла.
- Обеспечивает преобразование цифровых сигналов в аналоговые и наоборот. – 2 балла.
- Устройство для передачи компьютером данных на большие расстояния по телефонным линиям связи. – 1 балл.
Ответ: модем.
- Американский изобретатель Герман Холлерит создал электромеханическую счетную машину-табулятор, в котором использовались перфокарты. Спрос на эту машину был столь велик, что Холлериту пришлось основать собственную фирму. Конечно, с течением времени эта фирма претерпела множество изменений и переименований, но она существует и по сегодняшний день. Как называется эта фирма? - 5 баллов.
- Огромная корпорация - 4 балла.
- Эта фирма впервые использовала магистрально-модульный принцип построения машины. - 3 балла.
- Современные компьютеры. – 2 балла.
Ответ: IBM.
Один за всех и все за одного
Задача команды следующая: Дано логическое выражение, по которой команда должна составить логическую схему. Каждое действие должен выполнить один участник команды. Определитесь, в какой последовательности вы будете выполнять задание и по моей команде начали. (Задание выполняется на доске).
Задание для команды “Крестики”:
Задание для команды “Нолики”:
Ответ:
Команда “Крестики”:
Команда “Нолики”:
За правильное решение - 2 балла.
За скорость при правильном решении – 1 балл.
Блиц – турнир.
Вопросы для первой команды:
- Наука, занимающаяся вопросами информации (информатика)
- Первый программист (Ада Лавлейс).
- Порядковый номер байта в памяти (адрес)
- Процесс перевода программы с языка программирования высокого уровня в программу, состоящую из машинных команд (транслятор)
- Метка на экране (курсор)
- Элементной базой ЭВМ 3-го поколения является…(интегральная схема)
- Устройство для работы с дискетами (дисковод)
- Ручка управления для игр (джойстик)
- Устройство, преобразующее аналоговые сигналы в цифровые и наоборот с целью передачи их по каналам связи (модем)
- А лгоритм, записанный на языке программирования (программа)
- Свойство алгоритма: алгоритм должен быть разбит на последовательность отдельных шагов (дискретность)
- Где находятся программа во время ее исполнения и обрабатываемые ею данные (ОЗУ)
- Кем было разработана первая отечественная ЭВМ? (Лебедев)
- Какая операционная система послужила “ядром” для операционных систем семейства Windows?(MS DOS)
- Дизъюнкция – это логическое умножение или сложение (сложение).
- Первая ЭВМ появилась (в какой стране, году) (США, 1946 г.).
- Где располагается материнская плата (СБ).
- Устройство для ввода графической информации в компьютер (фотографии, картинки, текст) (сканер).
- Какую функцию выполняют периферийные устройства в ПК (ввод – вывод).
- Какой тип принтеров является самым быстродействующим (лазерный).
- Сеть Интернет локальная или глобальная (глобальная).
- Слово алгоритм произошло от имени великого арабского математика (Аль Хорезми).
- Чему равно в двоичной с/с 1+1 ? (10)
- В какой системе счисления значение каждого знака в числе зависит от позиции, которую занимает знак в записи числа? (в позиционной с/с)
Вопросы для второй команды:
- Первые средства счета (абак).
- Саморазмножающаяся программа (вирус)
- Изображаемый на экране список вариантов, из которых пользователь выбирает необходимый вариант (меню)
- Программа для обслуживания периферийного устройства (драйвер)
- Место хранения информации в процессоре (регистр)
- Несколько соединенных между собой компьютеров (сеть)
- Поименованная область на диске (файл)
- Сколько байт содержится в 1 КБайте? (1024 байт)
- Автоматический человек (робот)
- Единица измерения информации (бит)
- Отражение внешнего мира с помощью знаков и сигналов называется…(информацией)
- Понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к результату (алгоритм)
- Свойство алгоритма: алгоритм должен обеспечивать решение всего класса задач данного типа (массовость)
- Согласно чьим принципам программа во время ее исполнения и обрабатываемые ею данные находятся в оперативной памяти (Дж. Фон Нейман)
- Элементной базой ЭВМ 2-го поколения является…(транзисторы)
- Кем была разработана первая машина с использованием программного управления вычислительными процессами? (Чарльз Беббидж)
- Существует ли число 543 в троичной с/с?(нет)
- Каких два класса систем счисления существуют (позиционные, непозиционные)
- Основоположник алгебры логики (Буль)
- Автор современной организации Эвм (Джон фон Нейман).
- Как называлась первая ЭВМ (ЭНИАК).
- Тактовая частота – характеристика… (процессора).
- Режим заглавных букв на клавиатуре включается после нажатия клавиши (CapsLock).
- Какое устройство компьютера моделирует мышление человека (процессор).
Алфавит.
Конкурс капитанов. Капитаны команд называют слова из курса информатики по алфавиту. Побеждает тот, чье слово будет последним.
Разыгрывается право первого хода..
Вопрос: В названии какой известной восточной сказки фигурирует число, начертание которого представляет собой запись числа в недесятичной системе счисления?
Ответ: Тысяча и одна ночь.
Победителю в конкурсе – 2 балла.
Гвоздь сезона.
Команды должны придумать рекламные сленги предмета информатики.
Например:
Кто информатику не знает, тот по жизни отдыхает!
Команды отвечают по очереди. Повторений быть не должно, плагиата тоже.
Время на подготовку – 3 минуты.
Конкурс оценивает жюри за оригинальность. Максимально 4 балла.
Шанс.
Поздравляем! Выбрав “Шанс” вы выиграли 1 балл!
Защита проекта.
Домашнее задание на тему “Информационные технологии будущего”. Команды представляют проекты в виде слайд – шоу о том, как они видят будущее в информационных технологиях.
Регламент – 3 минуты.
Оценивает жюри. Критерии:
- Оригинальность;
- Простота изложения;
- Зрелищность;
- Реальность проекта.
Максимально 5 баллов.
Подведение итогов
Жюри подводит итоги. Ведущий предлагает членам команды поделиться своим настроением. Каждый участник прикрепляет яблоко на дерево, если у него отличное настроения, если он немного расстроен близко к яблоне и яблоко будет на земле, если вы полностью не удовлетворены игрой.