Урок математики по теме "Число 5. Цифра 5"

Разделы: Начальная школа


Цель: ввести понятие числа 5 и цифры 5.

Задачи:

  • Изучить число пять, его состав, написание цифры пять.
  • Упражняться в счете предметов.
  • Развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь;

Оборудование: тетрадь-учебник Петерсон Л. Г. Математика, 1 класс, часть 1, счетные палочки для каждого ребенка, геометрические фигуры (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник), счетный материал, наборное полотно, цифры от 1 до 5.

Поощрение: Учитель во время урока поощряет учеников словесно, а в конце урока за хорошую работу награждает разноцветными звездочками.

Ход урока

I. Орг. момент: психологический настрой учащихся.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Я желаю вам успехов!

II. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Учитель: - Отгадайте кто гостья на нашем уроке:

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
У порога плачет,
Коготки прячет.
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет.

Дети: Кошка (Приложение 1, слайд 2)

Учитель: Пожаловала долгожданная гостья с подарками. Подарки не простые. Получит подарок только тот, кто будет внимательным и организованным на уроке.

- Я рисую Кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом,
Наверху еще окно, чтобы не было темно.
Посчитай окошки в домике у кошки. (Приложение 1, слайд 3)

Дети: Четыре

Учитель: Расскажите гостье, как получить число 4.

Дети: Рассказывают состав числа четыре.

Учитель: В доме кошечки живут котята. Они очень любят играть. Назовите, чем играют котята? Что общего? (Приложение 1, слайд 4)

Дети: (называют фигуры) Прямоугольник, круг, квадрат, треугольник. Это геометрические фигуры.

Учитель: Где находится круг?

- Где расположен квадрат?

- Расскажите, где располагаются треугольник и прямоугольник?

- Что можете сказать о четырехугольнике?

- Составьте свой четырехугольник из счетных палочек.

Дети: Составляют четырехугольник.

Учитель: Как из четырехугольника получить пятиугольник?

Дети: Составляют пятиугольник.

Учитель: Сколько сторон у этой фигуры? Сколько углов? (Приложение 1, слайд 5)

- Какой цифрой обозначим количество сторон и углов у пятиугольника?

- Кто знает эту цифру? На что она похожа? Найдите цифру пять среди других цифр.

Дети: Показывают цифру пять.

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно, на что похожа наша фигура?

Дети: На домик.

Учитель: Домик для кошечки у нас есть, этот домик для кого?

Дети: Для котят.

Учитель: Какая это фигура по счету?

Дети: Пятая.

Учитель: Значит, сколько в нем будет жить котят?

Дети: Пять.

Учитель: Ребята, а кто всегда мешает кошке?

Дети: Мышки

Учитель: Предлагаю немного пошалить с мышками.

Физкультпауза:

Вышли мышки как-то раз,
Посмотреть который час.
Раз, два, три, четыре
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался сильный звон
Побежали мыши вон.

Учитель: Итак, второй домик для котят. Сколько углов и сколько сторон у домика? Какой цифрой обозначим количество сторон и углов?

Дети: Цифрой 5.

Учитель: Котятки у кошки еще маленькие. Они играли цифрами и они рассыпались. Помогите, пожалуйста, маме-кошке поставить цифры в порядке возрастания.

Дети: Выставляют цифры на наборное полотно: 1 2 3 4 5

Учитель: Почему цифра 5 последняя?

Дети: т. к. 5 на один больше чем четыре

Учитель: Назовите соседей числа 5.

Дети: Предыдущее число 4, последующее число 6.

Учитель: Котятки у мамы-кошки играли, резвились и захотели кушать. Но у одной тарелки им будет тесно. Как поделить котят?

Дети: Предлагают различные варианты.

Учитель: Я предлагаю поделить их около двух тарелок. Почему?

Дети: Повторим состав числа: 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1.

Учитель: Ребята, мы уже так много узнали о числе пять, наверное, пора научиться писать эту цифру?

Работа в тетради.

Учитель: Показываю: это печатная цифра. Так ее пишут (показываю, проговариваю) (Приложение 1, слайд 6).

Дети: Пишут цифру пять в тетради-учебнике на странице 41.

Учитель: Найдите самую правильно написанную цифру, и обведите ее в кружок.

Учитель: Итак, какое количество предметов обозначаем цифрой 5?

Учитель: В окружающем пространстве назовите число предметов, соответствующее цифре 5.

Учитель: Что интересного вы можете рассказать о числе 5?

Дети: В ряду чисел оно на пятом месте;

- 5 больше 4 на 1 единицу;

- 5 меньше 6 на 1 единицу;

- 5 это 1 и 4;

- 5 это 4 и 1;

- 5 это 2 и 3;

- 5 это 3 и 2;

Учитель: А как еще можно получить 5?

Дети: 6 - 1 = 5

Учитель: Докажите.

Дети: 6 - последующее число, а чтобы получить предыдущее, нужно из шести вычесть 1.

Учитель: Молодцы!

Закрепление.

Учитель: У домиков котят и мамы-кошки растут цветы. Раскрасьте цветы в каждом букете так, чтобы это отвечало записям, сделанным под ними.

(работа в парах) (Приложение 1, слайд 7)

Учитель: (прикрепляет на доску домики кошки и котят) Прикрепите цветы у домиков котят и кошки.

Учитель: Котята наигрались и сели учить уроки. Помогите котятам заполнить "окошки" нужными числами, используя схемы.

Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Молодцы, ребята. Вы были очень активными на уроке.

Учитель: Какие новые знания вы получили на уроке?

- Что самое главное из материала урока нужно хорошо запомнить?

- Чем понравилось заниматься на уроке?

- Молодцы! Спасибо за работу.

Приложение.