Цели:
- Установление последовательности событий, произошедших в прошлом;
- Организовать тренировку в наблюдении процессов.
- Развивать умение фиксировать последовательность процесса в символической записи.
- Развивать речь, мышление, память, коммуникативные умения.
- Воспитывать толерантность по отношению к другим; умение работать в самостоятельно и в парах.
Оборудование: тексты с описаниями следов различных животных; картинки с изображениями следов зверей и птиц, рисунок следов животных на снегу, оценочная шкала.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Создание ситуации "разрыва". Постановка учебной задачи
-Я прочитаю текст с описаниями следов различных животных, а вы попробуйте узнать о каких животных идет речь.
След этого животного - затейливая цепочка. Отпечатки лап тянутся по прямой линии один за другим, как бусины, нанизанные на невидимую нить. Пальцы плотно сжаты. Если пройти немного по следу, можно увидеть ямки и следы от прыжков - здесь этот зверь ловил мышей (лисица)
След этого животного трудно спутать со следом другого зверя: два широких отпечатка задних лап - впереди, два поменьше - сзади. Это потому, что он на бегу задние лапы ставит впереди передних (заяц)
- Как можно озаглавить данный текст?
- Определите, какие же следы принадлежат зайцу? Лисице?
- Задача сегодняшнего урока - научиться различать следы зверей и птиц, определять какие события происходят в лесу, и в какой последовательности.
-Для этого попробуем узнать, чей это след.
- Как передвигаются эти животные?
-Дорисуй цепочки следов.
Физминутка.
III. Этап решения частных задач. Отработка нового способа действия.
Игра " На лесной поляне" (задания на наблюдательность)
- Перед вами изображение следов различных животных. Определите, чьи это следы?
(зайца, лося, лисицы)
- Попробуйте определить, как развивались события, когда все эти животные собрались вместе на лесной поляне.
- Зарисуйте, в какой последовательности животные появлялись на поляне.
Ученики: (Сначала прошёл лось >затем упала ветка>потом пробежал заяц>потом прошла лисица.)
- По каким признакам вы определили последовательность?
(следы лисицы накрывают заячьи, ветка обглодана и лежит поверх следов лося)
- Молодцы! Вы настоящие следопыты.
- Нарисуйте следы какого-либо животного, которые тебе довелось видеть самому. А твой товарищ, попробует догадаться, какого животного ты встретил по этому изображению.
IV. Рефлексия. Самооценка.
- Оцените свою работу по оценочной шкале.