Урок постановки учебной задачи по предмету "Окружающий мир". Тема: "Установление последовательности процесса" (на примере чтения следов различных животных)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Установление последовательности событий, произошедших в прошлом;
  • Организовать тренировку в наблюдении процессов.
  • Развивать умение фиксировать последовательность процесса в символической записи.
  • Развивать речь, мышление, память, коммуникативные умения.
  • Воспитывать толерантность по отношению к другим; умение работать в самостоятельно и в парах.

Оборудование: тексты с описаниями следов различных животных; картинки с изображениями следов зверей и птиц, рисунок следов животных на снегу, оценочная шкала.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Создание ситуации "разрыва". Постановка учебной задачи

-Я прочитаю текст с описаниями следов различных животных, а вы попробуйте узнать о каких животных идет речь.

След этого животного - затейливая цепочка. Отпечатки лап тянутся по прямой линии один за другим, как бусины, нанизанные на невидимую нить. Пальцы плотно сжаты. Если пройти немного по следу, можно увидеть ямки и следы от прыжков - здесь этот зверь ловил мышей (лисица)

След этого животного трудно спутать со следом другого зверя: два широких отпечатка задних лап - впереди, два поменьше - сзади. Это потому, что он на бегу задние лапы ставит впереди передних (заяц)

- Как можно озаглавить данный текст?

- Определите, какие же следы принадлежат зайцу? Лисице?

- Задача сегодняшнего урока - научиться различать следы зверей и птиц, определять какие события происходят в лесу, и в какой последовательности.

-Для этого попробуем узнать, чей это след.

- Как передвигаются эти животные?

-Дорисуй цепочки следов.

Физминутка.

III. Этап решения частных задач. Отработка нового способа действия.

Игра " На лесной поляне" (задания на наблюдательность)

- Перед вами изображение следов различных животных. Определите, чьи это следы?

(зайца, лося, лисицы)

- Попробуйте определить, как развивались события, когда все эти животные собрались вместе на лесной поляне.

- Зарисуйте, в какой последовательности животные появлялись на поляне.

Ученики: (Сначала прошёл лось >затем упала ветка>потом пробежал заяц>потом прошла лисица.)

- По каким признакам вы определили последовательность?

(следы лисицы накрывают заячьи, ветка обглодана и лежит поверх следов лося)

- Молодцы! Вы настоящие следопыты.

- Нарисуйте следы какого-либо животного, которые тебе довелось видеть самому. А твой товарищ, попробует догадаться, какого животного ты встретил по этому изображению.

IV. Рефлексия. Самооценка.

- Оцените свою работу по оценочной шкале.