Цели урока:
- Сформировать знания о причинах, особенностях, значении принятии христианства на Руси.
- Развивать умения работать с учебником, документами.
- Воспитание духовности, понимания значимости для человека духовных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент:
Звучание церковных колоколов.
Слова учителя. Звонят на Руси колокола. Колокольный звон возрождает Россию. Россию со своими традициями и многострадальной историей.
События последних дней освящены большой утратой для всего православного и прогрессивного мира. Люди разных национальностей и конфессий скорбят по поводу смерти патриарха русской православной церкви Алексия II.
Неоспорим вклад церкви в возрождение духовности, единства, усиление государственности, а значит и в возрождении страны.
Китайский мудрец Конфуций говорил: "Вера объединяет людей сильнее, чем самая хорошая власть"
Я предлагаю вам сформулировать тему сегодняшнего урока
Ученики говорят тему урока
"Принятие христианства на Руси"
Учитель ставит задачи перед учениками:
1. Усвоить причины, особенности и значение христианства
2. Научиться работать с кластером предположений, убеждений, сравнивать, выделять главное, делать выводы с опорой на учебник и документы.
3. Определить главные духовные ценности христианства, имеющие значения для вас.
II. Осмысление
1. Слова учителя:
Работу по теме мы начнем с информации о князе Владимире, постарайтесь определить качества характера князя, как реформатора.
Сообщение о князе делает ученик (излагается жизненный путь князя, борьба за киевский престол)
Предполагаемый ответ: (ум, настойчивость, решительность, целеустремленность)
2. Слова учителя:
Мы начинаем работать с кластером предположений
Опираясь на свои знания из предыдущих уроков, попытайтесь предположить причины, методы проведения, отношение народа, значение христианства.
Кластер предположений
(Ученик записывает предполагаемые ответы на доске, остальные работают с раздаточным материалом, где фиксируют предполагаемые ответы)
ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА
Кластер утверждений
(Ученики работают с текстами учебника и документами, заполняют кластер утверждений, отходят от предположений, конкретизируются)
Причины
1. Один князь-Один бог. Насильственное усиление центральной власти, возможность избежать сепаратизма.
2. Усиление международного положения. Русь стремилась к признанию со стороны развитых стран.
3. Значение нравственных норм.
4. Христианство предполагало развитие образования и культуры.
5. Христианство могло объяснить неравенство по воле бога. ( Язычество-все равны перед силами природы.)
Методы: насильственные
Отношение народа: сопротивление, подчинение силой, установление двоеверия
Значение
1. Развитие образования, грамотности, летописания
2. Развитие хозяйства
3. Развитие культуры
4. Нравственные ценности
5. Церковные деятели - роль миротворцев в княжеских распрях
3. Слова учителя: В Киеве князь Владимир строит церковь в честь Успения Божьей матери, получившей название Десятинной
(на содержание церкви Успения Божьей матери князь жалует десятую часть своих доходов)
4. Слова учителя: Посмотрите на таблицу кластера, что вы знали и что вы узнали на уроке.
Постарайтесь подвести итог своей работы, ответив на проблемный вопрос
Принятие монотеистической веры - это процесс случайный или закономерный?
Предполагаемый ответ
Процесс закономерный, государство в своем развитии уже тяготилось язычеством, как религией родоплеменных отношений, раннефеодальные отношения требовали монотеистической веры, что объединяло все славянские племена и обеспечивала сильное, единое государство с сильной княжеской властью.
5.Слова учителя:
Чтобы определить свое отношение к духовным ценностям христианства, я предлагаю вам поработать с источниками, выдержками из Священной книги христиан Библии.
6.Слова учителя: Какие духовные ценности христианства вы выделили в документе?
Предполагаемые ответы (уважение старших, милосердие, забота о родителях, доброта, трудолюбие, честность)
III. Рефлексия
Слова учителя:
Для подведения общего итога урока я попрошу вас составить синквейн по теме урока.
1 строка-существительное
2 строка - 2 прилагательных
3 строка - 3 глагола совершенного вида
4 строка - 4 слова - предложение из 4 слов, отражающее ваше отношение к теме
5 строка - слово синоним первого
Предполагаемый ответ:
Вера
Православная, христианская
Верить, исповедоваться, делать добро
Вера помогает человеку жить
Убеждения
IV. Оценка знаний
7. Слова учителя.
"Самооценка", просмотрите вопросы плана урока, задачи, которые вы должны были выполнить и оцените свою деятельность на уроке, на какую оценку вы справились с задачами урока.
V. Домашнее задание.
8. Слово учителя:
Дома вы продолжите работу по учебнику А.Н.Сахарова, В.И. Буганова 8 стр. 57-64, составите таблицу
Политика князя Владимира | |
Традиционное | Новое |