Известно, что точность воспроизведения окраски предметов связана с отражением цветового тона, светлоты и насыщенности, которые характеризуют цвет, являются его свойствами.
Неполноценность восприятия, свойственная детям с интеллектуальными нарушениями, а именно, его узость, фрагментарность, слабая дифференцированность, ограниченность их опыта создают трудности как при выделении объектов из окружающей среды, так и при различении их в изображениях.
При отсутствии целенаправленного обучения приемам познания и изображения предметов в условиях сравнения в рисунках школьников данной категории наблюдается неадекватное использование светлотного контраста, преобладает неточное изображение предметных различий или полное их отсутствие. В результате изображение получается невыразительным, неполным.
Методические приемы, используемы при проведении предлагаемого урока, позволяют формировать и развивать правильное восприятие и отражение светлотных оттенков в изобразительной, предметно-практической и речевой деятельности.
В образовании правильных, четких и длительно сохраняющихся представлений важны сопутствующие рассматриванию словесные инструкции, т.е. на характер образования представлений существенное влияние оказывает определенное сочетание наглядных и словесных средств обучения. Оно играет важную роль при выполнении детьми графических и практических действий.
Большое значение в формировании и уточнении представлений имеет речь учителя и учащихся в процессе деятельности на уроке. Сочетание словесных и наглядных компонентов сначала выступает при наблюдении объектов изображения, целенаправленность которого регулируется системой задаваемых учителем вопросов. Затем оно проявляется в виде словесной инструкции педагога и показываемой им последовательности выполнения рисунка.
Усвоение предметных свойств и обозначающих их понятий, предшествующее процессу изображения, происходит в наглядно-словесной, иногда, в тактильно-кинестетической формах восприятия. Затем их закрепление осуществляется в форме практической деятельности. Все этапы создания изображения также сопровождаются словесными инструкциями педагога.
При подведении итогов работы вновь обращаются к системе вопросов.
Принимая во внимание положение о формировании различных понятий в действии, неизбежно, что и специфические для рисования мыслительные операции могут быть освоены только в действии. При сохранении в структуре урока преемственных связей, замена одного вида деятельности другим, способствует более глубокому и прочному изучению свойств предметов.
Данный подход показывает, что знания, необходимые для изображения предметов, отличающихся светлотой, школьники с нарушением интеллекта могут получать в нескольких видах деятельности.
Основа обучения рисованию - это рисование с натуры. Поэтому основания роль в развитии восприятия отводится рисованию с натуры. Знакомство со светлотным контрастом осуществляется при выполнении следующих видов учебной деятельности:
- организованное педагогом наблюдение светлотных различий в реальных объектах;
- составление аппликации в условиях непосредственного восприятия объектов;
- подбор к натурной композиции рисунка с правильными светлотными отношениями из числа нескольких ошибочных;
- практическая деятельность учащихся (выполнение изображений с натуры и по образцу, дорисовывание).
Урок ИЗО в 5 классе
Тема "Изображение натюрморта, состоящего из темного предмета на светлом фоне" (керамическая ваза без росписи, коричневого цвета)
Цели:
Учебные:
- Уточнение представлений о цвете и светлоте предметов;
- Закрепление технических приемов работы водяными красками.
Коррекционные:
- Развитие и коррекция умений различать светлотные отношения при восприятии натурной композиции.
Воспитательные:
- Формирование адекватной самооценки и оценки своей деятельности в ходе работы с оценочным листом.
Здоровьесберегающие:
- Формирование правильной осанки через использование приемов здоровьесбережения.
Оборудование
Натурная постановка. Аппликационный материал. Восемь вариантов изображений вазы, которые в сочетании с разноокрашенными фонами передают различную степень выраженности светлотного контраста: резкий, умеренный, ослабленный, отсутствие различий в светлоте.
Для учащихся: листы бумаги с готовым контуром вазы, материалы для работы с красками, оценочные листы, ручки.
Для натурной постановки подбирается ваза коричневого цвета, несложной формы, которая составляет с белым фоном умеренный контраст и слабый контраст с серой предметной плоскостью.
Ход урока
Этапы урока | Задачи, описание | Инструкции учителя, вопросы |
I. Организационный момент Дидактическая игра "Что изменилось?" |
Концентрация внимания, настрой на
учебную деятельность Детям предъявляется ряд геометрических фигур. Дается время запомнить, в какой последовательности они расположены (30 сек.). Далее эта таблица убирается и предъявляется другая, на которой геометрические фигуры расположены в другой последовательности. Дети должны определить, что изменилось. |
- Посмотрите внимательно на эту таблицу. Постарайтесь запомнить эти геометрические фигуры и как они расположены. Сейчас я ее убираю. На другой таблице изображены эти же геометрические фигуры. Что здесь изменилось? |
Объявление темы урока Упражнение на анализ |
Составить на доске разрезную картинку,
состоящую из 12 частей. На картинке изображена
ваза. Собрав изображение, дети формулируют тему
урока. Вывешивается тема урока. |
- Ребята, сегодня я для вас приготовила
задание, выполнив которое, вы сможете назвать
тему урока. Задание следующее. - У меня на столе
лежат части разрезной картинки. Выходите по
очереди к столу и берите по одному "осколку" и
определите его место в картинке. - Кто догадался, что мы сегодня будем рисовать? Правильно, мы сегодня будем рисовать вазу. - Прочитайте тему урока. |
II. Актуализация опорных знаний и представлений | Выявление уровня сформированности в памяти учащихся сенсорных эталонов, умения согласовывать различные категории. | |
1. Вводная беседа | Контроль речевых высказываний детей,
определение их уровня. Перед классом открывается натурная композиция, закрытая в начале урока драпировкой. На доску вывешиваются слова "рисование с натуры". |
-Ребята, вы уже определили, что сегодня
на уроке мы будем рисовать вазу. А по какому
признаку еще можно догадаться о том, что мы
сегодня будем рисовать? (по натурной постановке) - Как называется такое рисование? (рисование с натуры) - Какие предметы с натуры вы уже рисовали? (фрукты, овощи, посуду, игрушки) |
2. Анализ натурной постановки | Анализ цвета и светлоты объекта изображения, фона, предметной плоскости через организацию целенаправленного наблюдения. | - Опишите нашу натурную композицию. - Назовите цвет вазы, фона, предметной плоскости. - Что самое темное в этой композиции? - Что самое светлое? - Опишите форму вазы. - Какие еще вы видели вазы? |
III. Мотивация | Стимулирование учащихся на успешное
выполнение всех заданий в течение урока по
критериям, которые учитель вешает на доску и
обращает на них внимание детей: Критерии оценки - Активность - Организация рабочего места - Выполнение рисунка Далее каждому "раздаются оценочные листы": Оценочный лист Сегодня на уроке оценка 1. Моя активность 2.Организация рабочего места 3.Выполнение рисунка Итоговая оценка |
- Сегодня на уроке свою работу вы
оцените сами. У вас на партах "оценочные листы". Ознакомьтесь с ними. Посмотрите, из чего состоит оценка. - Попробуйте сделать вывод, что надо сделать сегодня, чтобы получить хорошую оценку (быть активным, правильно организовывать свое рабочее место, правильно выполнять все задания). |
IV. Физминутка | Упражнение для снятия позостатического напряжения. Выполняется стоя. Данное упражнение укрепляет грудной отдел позвоночника и мускулатуру в этой области. Способствует улучшению осанки в сидячем положении, улучшает подвижность плечевых суставов. | - Прежде чем мы продолжим работу, я
предлагаю вам выполнить следующее упражнение: Исходное положение: "параллельная стойка", ноги расставлены чуть шире плеч, колени согнуты. - Примите прочное, устойчивое положение. Поднимите руки на высоту плеч и согните их в локтях так, чтобы кончики пальцев смотрели вверх. Представьте, что ваша спина стала очень длинной. - Теперь поверните туловище влево, а правую руку отведите в сторону. Затем легким скользящим движением опустите левую руку вниз. Вообразите, что при этом вы без всяких усилий прогоняете все проблемы прочь, как медведь отгоняет жужжащих пчел. Затем снова поднимите руку и повторите упражнение, развернувшись в другую сторону. Повторите это упражнение три раза, повернувшись влево и три раза вправо. |
V. Этап изучения нового материала | Обобщение и систематизация информации | |
Аналитическая беседа | Чтобы зафиксировать получаемую
информацию используется аппликационный
материал для работы на доске. Варианты рисунков
вазы с разными контрастами для учащихся. На доску приклеиваются слова: "умеренный контраст" "слабый контраст" "сильный контраст" Коллективная работа у доски |
- Ребята, посмотрите внимательно на эти 4
вазы. Выберите такую, цвет которой совпадает с
нашей вазой на подставке. Найдите фон такого же
цвета. Наложите силуэт вазы на фон. Что произошло?
(нет различия) - А теперь найдите силуэт вазы и фон такого цвета, где различие будет очень сильное. -Подумайте, а могут быть еще другие различия кроме сильного? (слабые, умеренные) Такое различие называется "контраст". - Посмотрите на рисунки, которые я вам раздала. Они у всех разные. Внимательно рассмотрите их и ответьте, у кого из вас рисунок имеет такие же цвета и такое же различие как в нашей натурной постановке. У кого рисунок не такой? Почему? - Попробуйте на доске выстроить эти рисунки в ряд, в порядке усиления контрастов. |
2. Упражнение на внимание "Найди ошибку" | Предъявление учащимися преднамеренно неправильного выполнения задания. Фиксирование внимания на противоречии. | - Прежде чем мы сегодня начнем рисовать,
давайте сначала порисуем мысленно. - Возьмите в руки свои кисточки, закройте глаза и слушайте меня внимательно, выполняя движения. - Раскрасим фон нашей натурной постановки сверху вниз. -Справа налево раскрасим светло-серым цветом предметную плоскость. - Коричневым цветом раскрасим вазу. - Откройте глаза. Посмотрите на нашу натурную вазу и повторите все движения еще раз. - В моей речи была ошибка. Кто заметил ее? (Фон не раскрашивается, так как он белого цвета) |
3. Проблемная ситуация | Активизация мышления учащихся через открытие новых способов достижения цели. Опыты на палитре. Ситуация отбора данных для доказательного ответа. | - В гуаши нет коричневого цвета. Как его
получить? Как сделать цвет темнее или светлее? - Как получить серый оттенок? |
VI. Закрепление Практическая работа |
Раздаются листы бумаги с готовым контуром вазы. Учащиеся должны подобрать цвет и светлоту изображаемого, передать умеренный контраст вазы и фона, слабый контраст вазы и предметной плоскости. Выявление степени понимания светлотного контраста через выполнение рисунка. Осмысленное усвоение новой информации в самостоятельной работе. | - Ребята, давайте повторим правила
работы с гуашью. - Что нам необходимо всегда иметь, чтобы смешивать краски и получать новые оттенки? (палитра) - Как мы должны организовать свое рабочее место? |
VII. Рефлексия | Суммируется деятельность учащихся. Выставляются оценки. | - Вывесите свои работы на доске.
Сравните их с нашей композицией. - Кто более точно передал оттенки и получил умеренный контраст вазы и фона? - Кто лучше передал слабый контраст вазы и предметной плоскости? - Кто был самый активный? - Кто больше всех дал правильных ответов? - Поставьте оценки в свои "оценочные листы". - Спасибо за работу. |