Развитие и коррекция восприятия у детей с нарушением интеллекта средствами изобразительной деятельности

Разделы: МХК и ИЗО


Известно, что точность воспроизведения окраски предметов связана с отражением цветового тона, светлоты и насыщенности, которые характеризуют цвет, являются его свойствами.

Неполноценность восприятия, свойственная детям с интеллектуальными нарушениями, а именно, его узость, фрагментарность, слабая дифференцированность, ограниченность их опыта создают трудности как при выделении объектов из окружающей среды, так и при различении их в изображениях.

При отсутствии целенаправленного обучения приемам познания и изображения предметов в условиях сравнения в рисунках школьников данной категории наблюдается неадекватное использование светлотного контраста, преобладает неточное изображение предметных различий или полное их отсутствие. В результате изображение получается невыразительным, неполным.

Методические приемы, используемы при проведении предлагаемого урока, позволяют формировать и развивать правильное восприятие и отражение светлотных оттенков в изобразительной, предметно-практической и речевой деятельности.

В образовании правильных, четких и длительно сохраняющихся представлений важны сопутствующие рассматриванию словесные инструкции, т.е. на характер образования представлений существенное влияние оказывает определенное сочетание наглядных и словесных средств обучения. Оно играет важную роль при выполнении детьми графических и практических действий.

Большое значение в формировании и уточнении представлений имеет речь учителя и учащихся в процессе деятельности на уроке. Сочетание словесных и наглядных компонентов сначала выступает при наблюдении объектов изображения, целенаправленность которого регулируется системой задаваемых учителем вопросов. Затем оно проявляется в виде словесной инструкции педагога и показываемой им последовательности выполнения рисунка.

Усвоение предметных свойств и обозначающих их понятий, предшествующее процессу изображения, происходит в наглядно-словесной, иногда, в тактильно-кинестетической формах восприятия. Затем их закрепление осуществляется в форме практической деятельности. Все этапы создания изображения также сопровождаются словесными инструкциями педагога.

При подведении итогов работы вновь обращаются к системе вопросов.

Принимая во внимание положение о формировании различных понятий в действии, неизбежно, что и специфические для рисования мыслительные операции могут быть освоены только в действии. При сохранении в структуре урока преемственных связей, замена одного вида деятельности другим, способствует более глубокому и прочному изучению свойств предметов.

Данный подход показывает, что знания, необходимые для изображения предметов, отличающихся светлотой, школьники с нарушением интеллекта могут получать в нескольких видах деятельности.

Основа обучения рисованию - это рисование с натуры. Поэтому основания роль в развитии восприятия отводится рисованию с натуры. Знакомство со светлотным контрастом осуществляется при выполнении следующих видов учебной деятельности:

  • организованное педагогом наблюдение светлотных различий в реальных объектах;
  • составление аппликации в условиях непосредственного восприятия объектов;
  • подбор к натурной композиции рисунка с правильными светлотными отношениями из числа нескольких ошибочных;
  • практическая деятельность учащихся (выполнение изображений с натуры и по образцу, дорисовывание).

Урок ИЗО в 5 классе

Тема "Изображение натюрморта, состоящего из темного предмета на светлом фоне" (керамическая ваза без росписи, коричневого цвета)

Цели:

Учебные:

  • Уточнение представлений о цвете и светлоте предметов;
  • Закрепление технических приемов работы водяными красками.

Коррекционные:

  • Развитие и коррекция умений различать светлотные отношения при восприятии натурной композиции.

Воспитательные:

  • Формирование адекватной самооценки и оценки своей деятельности в ходе работы с оценочным листом.

Здоровьесберегающие:

  • Формирование правильной осанки через использование приемов здоровьесбережения.

Оборудование

Натурная постановка. Аппликационный материал. Восемь вариантов изображений вазы, которые в сочетании с разноокрашенными фонами передают различную степень выраженности светлотного контраста: резкий, умеренный, ослабленный, отсутствие различий в светлоте.

Для учащихся: листы бумаги с готовым контуром вазы, материалы для работы с красками, оценочные листы, ручки.

Для натурной постановки подбирается ваза коричневого цвета, несложной формы, которая составляет с белым фоном умеренный контраст и слабый контраст с серой предметной плоскостью.

Ход урока

Этапы урока Задачи, описание Инструкции учителя, вопросы
I. Организационный момент

Дидактическая игра "Что изменилось?"

Концентрация внимания, настрой на учебную деятельность

Детям предъявляется ряд геометрических фигур. Дается время запомнить, в какой последовательности они расположены (30 сек.). Далее эта таблица убирается и предъявляется другая, на которой геометрические фигуры расположены в другой последовательности. Дети должны определить, что изменилось.

- Посмотрите внимательно на эту таблицу. Постарайтесь запомнить эти геометрические фигуры и как они расположены. Сейчас я ее убираю. На другой таблице изображены эти же геометрические фигуры. Что здесь изменилось?
Объявление темы урока

Упражнение на анализ

Составить на доске разрезную картинку, состоящую из 12 частей. На картинке изображена ваза. Собрав изображение, дети формулируют тему урока.

Вывешивается тема урока.

- Ребята, сегодня я для вас приготовила задание, выполнив которое, вы сможете назвать тему урока. Задание следующее. - У меня на столе лежат части разрезной картинки. Выходите по очереди к столу и берите по одному "осколку" и определите его место в картинке.

- Кто догадался, что мы сегодня будем рисовать?

Правильно, мы сегодня будем рисовать вазу.

- Прочитайте тему урока.

II. Актуализация опорных знаний и представлений Выявление уровня сформированности в памяти учащихся сенсорных эталонов, умения согласовывать различные категории.  
1. Вводная беседа Контроль речевых высказываний детей, определение их уровня.

Перед классом открывается натурная композиция, закрытая в начале урока драпировкой.

На доску вывешиваются слова "рисование с натуры".

-Ребята, вы уже определили, что сегодня на уроке мы будем рисовать вазу. А по какому признаку еще можно догадаться о том, что мы сегодня будем рисовать? (по натурной постановке)

- Как называется такое рисование? (рисование с натуры)

- Какие предметы с натуры вы уже рисовали? (фрукты, овощи, посуду, игрушки)

2. Анализ натурной постановки Анализ цвета и светлоты объекта изображения, фона, предметной плоскости через организацию целенаправленного наблюдения. - Опишите нашу натурную композицию.

- Назовите цвет вазы, фона, предметной плоскости.

- Что самое темное в этой композиции?

- Что самое светлое?

- Опишите форму вазы.

- Какие еще вы видели вазы?

III. Мотивация Стимулирование учащихся на успешное выполнение всех заданий в течение урока по критериям, которые учитель вешает на доску и обращает на них внимание детей:

Критерии оценки

- Активность

- Организация рабочего места

- Выполнение рисунка

Далее каждому "раздаются оценочные листы":

Оценочный лист

Сегодня на уроке

оценка

1. Моя активность

2.Организация рабочего места

3.Выполнение рисунка

Итоговая оценка

- Сегодня на уроке свою работу вы оцените сами.

У вас на партах "оценочные листы". Ознакомьтесь с ними. Посмотрите, из чего состоит оценка.

- Попробуйте сделать вывод, что надо сделать сегодня, чтобы получить хорошую оценку (быть активным, правильно организовывать свое рабочее место, правильно выполнять все задания).

IV. Физминутка Упражнение для снятия позостатического напряжения. Выполняется стоя. Данное упражнение укрепляет грудной отдел позвоночника и мускулатуру в этой области. Способствует улучшению осанки в сидячем положении, улучшает подвижность плечевых суставов. - Прежде чем мы продолжим работу, я предлагаю вам выполнить следующее упражнение:

Исходное положение: "параллельная стойка", ноги расставлены чуть шире плеч, колени согнуты.

- Примите прочное, устойчивое положение. Поднимите руки на высоту плеч и согните их в локтях так, чтобы кончики пальцев смотрели вверх. Представьте, что ваша спина стала очень длинной.

- Теперь поверните туловище влево, а правую руку отведите в сторону. Затем легким скользящим движением опустите левую руку вниз. Вообразите, что при этом вы без всяких усилий прогоняете все проблемы прочь, как медведь отгоняет жужжащих пчел.

Затем снова поднимите руку и повторите упражнение, развернувшись в другую сторону. Повторите это упражнение три раза, повернувшись влево и три раза вправо.

V. Этап изучения нового материала Обобщение и систематизация информации  
Аналитическая беседа Чтобы зафиксировать получаемую информацию используется аппликационный материал для работы на доске. Варианты рисунков вазы с разными контрастами для учащихся.

На доску приклеиваются слова:

"умеренный контраст"

"слабый контраст"

"сильный контраст"

Коллективная работа у доски

- Ребята, посмотрите внимательно на эти 4 вазы. Выберите такую, цвет которой совпадает с нашей вазой на подставке. Найдите фон такого же цвета. Наложите силуэт вазы на фон. Что произошло? (нет различия)

- А теперь найдите силуэт вазы и фон такого цвета, где различие будет очень сильное.

-Подумайте, а могут быть еще другие различия кроме сильного? (слабые, умеренные)

Такое различие называется "контраст".

- Посмотрите на рисунки, которые я вам раздала. Они у всех разные. Внимательно рассмотрите их и ответьте, у кого из вас рисунок имеет такие же цвета и такое же различие как в нашей натурной постановке. У кого рисунок не такой? Почему?

- Попробуйте на доске выстроить эти рисунки в ряд, в порядке усиления контрастов.

2. Упражнение на внимание "Найди ошибку" Предъявление учащимися преднамеренно неправильного выполнения задания. Фиксирование внимания на противоречии. - Прежде чем мы сегодня начнем рисовать, давайте сначала порисуем мысленно.

- Возьмите в руки свои кисточки, закройте глаза и слушайте меня внимательно, выполняя движения.

- Раскрасим фон нашей натурной постановки сверху вниз.

-Справа налево раскрасим светло-серым цветом предметную плоскость.

- Коричневым цветом раскрасим вазу.

- Откройте глаза. Посмотрите на нашу натурную вазу и повторите все движения еще раз.

- В моей речи была ошибка. Кто заметил ее? (Фон не раскрашивается, так как он белого цвета)

3. Проблемная ситуация Активизация мышления учащихся через открытие новых способов достижения цели. Опыты на палитре. Ситуация отбора данных для доказательного ответа. - В гуаши нет коричневого цвета. Как его получить? Как сделать цвет темнее или светлее?

- Как получить серый оттенок?

VI. Закрепление

Практическая работа

Раздаются листы бумаги с готовым контуром вазы. Учащиеся должны подобрать цвет и светлоту изображаемого, передать умеренный контраст вазы и фона, слабый контраст вазы и предметной плоскости. Выявление степени понимания светлотного контраста через выполнение рисунка. Осмысленное усвоение новой информации в самостоятельной работе. - Ребята, давайте повторим правила работы с гуашью.

- Что нам необходимо всегда иметь, чтобы смешивать краски и получать новые оттенки? (палитра)

- Как мы должны организовать свое рабочее место?

VII. Рефлексия Суммируется деятельность учащихся. Выставляются оценки. - Вывесите свои работы на доске. Сравните их с нашей композицией.

- Кто более точно передал оттенки и получил умеренный контраст вазы и фона?

- Кто лучше передал слабый контраст вазы и предметной плоскости?

- Кто был самый активный?

- Кто больше всех дал правильных ответов?

- Поставьте оценки в свои "оценочные листы".

- Спасибо за работу.