Цель: научить детей изготавливать объёмную аппликацию нетрадиционным способом изобразительной деятельности.
Задачи:
- Развитие и коррекция устной связной речи через участие в групповой беседе и ответы на вопросы в развёрнутой форме.
- Развитие и коррекция слухового восприятия при помощи упражнения “Угадай”;
- Совершенствование тонкой моторики при помощи пальцевой гимнастики и в процессе работы;
- Воспитание доброжелательного отношения, терпения ко всем участникам детского коллектива; умения выслушать друг друга;
- Создание атмосферы доброжелательности для раскрытия творческого потенциала ребёнка.
Материал:
- конверты с цветными фигурками, белые листы, шаблоны рыбок,
- простые карандаши, ножницы, клей, наборы
- пушистых разноцветных шариков на каждого ребёнка, 2
- большие ракушки, мешочек, музыкальный фрагмент “Шум
- прибоя”, бумажные тарелочки на каждого ребёнка.
Индивидуальная работа:___________________________________
Ход занятия
I. Оргмомент.
1. Приветствие.
1. Упражнение “Цвет настроения”.
Цель: определить настроение детей; снять негативные эмоции.
- Рада всех поприветствовать на сегодняшнем творческом занятии! Желаю всем детям отлично поработать и проявить побольше фантазии!
- Для начала предлагаю определить ваше настроение. Ведь оно влияет на качество работы на занятии. (Воспитатель раздаёт каждому ученику конверт).
- Откройте конверт. В нём – цветные фигурки. Предлагаю выбрать одну, соответствующую вашему настроению в данный момент.
- Положите её на тарелочку.
- Остальные фигурки соберите обратно в конверт. Положите его на край парты. Поставьте на него вашу тарелочку с настроением. Спасибо.
Воспитатель проходит по ряду и просматривает выбранные цвета настроения.
- Вика, почему ты выбрала такой цвет? А Саша почему?
(Если у кого-то из детей плохое настроение, то воспитатель предлагает поделиться с ним настроением).
2. Упражнение “Поделимся настроением”.
Цель: снятие напряжения, положительный эмоциональный настрой.
- Ребята, давайте поделимся настроением с теми, у кого его нет в данный момент. Предлагаю выбрать из ваших конвертов оставшуюся звёздочку с цветом отличного на ваш взгляд настроения и подарить её.
- Молодцы, давайте друг другу поаплодируем!
2. Введение в тему.
- Сегодня, ребята, мы побываем в одном замечательном и сказочном царстве.
А поможет нам туда попасть то, что лежит в этом волшебном мешочке.
а) Упражнение “Волшебный мешочек”.
Цель: активизация тактильного восприятия, развитие воображения.
- Это волшебный мешочек. Сейчас вы по очереди опустите руку внутрь мешочка и, не заглядывая туда, на ощупь определите, что в нём лежит. Кто потрогал и догадался, хранит свой секрет, пока мешочек не вернётся ко мне на стол.
- Кто догадался, что лежит в мешочке?
- Да, это ракушки.
- Показываю. Посмотрите, какие они большие.
- Приложите их к уху и послушайте, о чём говорят нам ракушки?
-Правильно, они говорят о море, о морском прибое и волнах.
Включаю запись морского прибоя.
- Закройте глаза и послушайте.
- Итак, мы все перенеслись в сказочное царство. А какое оно?
- Морское.
Прикрепляю к доске фрагмент морского дна.
- А кто его жители, угадайте.
б) Упражнение “Угадай”.
Цель: развитие и коррекция слухового восприятия и воображения.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
И живут они в воде,
А не ходят по земле.
- Кто угадал? А как вы догадались?
- Верно, жители нашего сказочного царства – это рыбки. А тема занятия называется: “Рыбкино царство”. Запись темы на доске.
(Повесить рыбку).
II. Основная часть.
1. - У нашего занятия сегодня много задач. Самая главная – мы научимся изготавливать жителей рыбкиного царства - рыбок и ещё – поучимся работать коллективно, а значит, будем выполнять одну общую работу.
- Предлагаю размяться.
Физминутка.
Цель: развитие и коррекция опорно-двигательного аппарата.
Мы по берегу гуляем Движение ходьбы.
Рыбок в море мы считаем. Жест подсчитывания пальцем.
1-2-3-4-5
И идём гулять опять. Движение ходьбы.
Ищем ракушки в песке Ладонь ко лбу – жест поиска.
И сжимаем в кулаке. Кулачки сжаты.
Чтоб побольше их собрать
Надо чаще приседать. Приседания.
Сядем дружно все в песок, Сесть на корточки.
Рот закроем на замок. Рот прикрыть ладошкой.
(Дети, повторяя движения за воспитателем, изображают рыбок в море).
2. Планирование работы.
а) - Итак, ребята, мы будем изготавливать рыбок, затем каждый свою рыбку приклеит клеящим карандашом к общему морскому дну. И, таким образом, мы изобразим Рыбкино царство. И ещё, один важный момент. Изготавливать рыбок мы будем с помощью аппликации. Ранее мы уже делали различные виды аппликаций, а сегодня познакомимся с объёмной аппликацией.
- Вообще, аппликация – это изображение предмета на бумаге, но не путём закрашивания красками или фломастерами, а при помощи любых цветных предметов: бумаги, бисера, опилок. Сегодня, например, мы изготовим рыбок и “разукрасим” их при помощи маленьких разноцветных шариков.
Показ набора шариков.
б) - Давайте подумаем, что же ещё нам понадобится для работы?
Ответы детей.
(Дети называют необходимые принадлежности, а дежурные раздают: клей, ножницы, наборы шариков, карандаши простые на каждого ученика, лист белой бумаги и шаблоны).
- Давайте повторим правила техники безопасности при работе с клеем и ножницами.
- Почему с этими предметами надо работать особенно осторожно?
- А теперь я предлагаю познакомиться с инструкцией по изготовлению рыбки.
(Открываю запись на доске).
Инструкция по выполнению рыбки:
1. Обведи рыбку по шаблону (или нарисуй самостоятельно).
2. Вырежи аккуратно по контуру.
3. Намажь клеем поверхность рыбки с одной стороны.
4. На клей приклеивай разноцветные шарики в определённом порядке, прижимая их пальцем.
5. Приклей рыбку к коллективному полотну.
6. Если осталось время – изготовить водоросли тем же способом.
(Показ образца рыбки и водоросли).
- Ребята, обращаю ваше внимание на то, что рыбку можно изготовить без шаблона – нарисовать её самому. Вырезать и обклеить шариками. С этой работой может легко справиться Вика.
- Также, можно обвести рыбку по шаблону, вырезать и обклеить. Предлагаю это Лёше и Кириллу.
- А для кого вырезать сложно – можно обклеить сам шаблон разноцветными шариками.
4. Пальчиковая гимнастика.
Цель: развитие и коррекция мышц кистей рук.
Рыбки плавали, плескались Движение плывущей рыбки.
В мутной, тёпленькой воде. Потереть ладонь о ладонь.
То сожмутся – разожмутся, Сжать кулачки – разжать кулачки.
То зароются в песке. Две ладошки – в один кулачок.
(Дети, повторяя за воспитателем, изображают плавающих рыбок).
5. Практическая работа под шум прибоя.
- Если у вас появятся вопросы в процессе работы, поднимите руку и я подойду.
6. Анализ работ.
- Ребята, что мы изготавливали на занятии?
- Ребята, вам понравилось изготавливать объёмную аппликацию?
- Посмотрите, какие получились замечательные рыбки. Все они особенные, красивые и разные. Какая рыбка вам приглянулась?
Ответы детей.
- Видно, что вы очень старались и были аккуратными в работе.
Индивидуальный анализ работ.
- Чья эта рыбка?
- Какая она по характеру?
- Как ты её назовёшь?
Молодец! Ребята, вам нравится?
Провести анализ по каждой работе.
- Вы отлично поработали, молодцы!
III. Заключительная часть.
1. Упражнение “Цвет настроения”.
Цель: определить настроение детей.
- Ребята, давайте вернёмся к нашим конвертам и определим своё настроение. Если оно изменилось, подберите к нему цвет и положите рядом с первым на тарелочку.
(Обязательно спросить, какое настроение у того ребёнка, у которого в начале занятия оно было грустное).
2. Подведение итогов.
- Вы – настоящие художники. У нас получился самый настоящий морской уголок. Вам он нравится?
- Молодцы. Занятие окончено.