Урок обучения грамоте "Гласный звук у, буква у"

Разделы: Начальная школа


Цели: познакомить с новой буквой у, звуком у, упражняться в чтении слогов, слов с изученными буквами, развивать фонематический слух, развивать навык плавного послогового чтения, развитие коммуникативных качеств, развитие мыслительных процессов.

Оборудование: картинка Буратино, аудизапись, “Азбука” под редакцией Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., предметные картинки, звуковички.

Ход урока.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Сегодня необычный урок обучения грамоте.

Если вы отгадаете загадку, то узнаете главного героя – нашего гостя.

У отца был мальчик странный, необычный – деревянный:
На земле и под водой ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный. Кто же это?.. (Буратино)

Буратино по-итальянски – деревянная кукла. Ребята, а как называется сказка и кто ее написал? ( Алексей Толстой, "Золотой ключик, или Приключения Буратино")

- Правильно, ребята! Молодцы! Действительно, этот весёлый человек и есть герой сказки “Золотой ключик” и зовут его Буратино. А вот и он сам! (учитель показывает картинку Буратино). Буратино пришел познакомиться с новой буквой, научиться читать слова и предложения, поможем ему в этом.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Ответьте на вопросы Буратино.

- На какие две группы делятся все звуки?

- Дайте общую характеристику гласных звуков.

- Дайте общую характеристику согласных звуков.

- Назовите звуки, обозначающие гласные звуки.

- Назовите звуки, обозначающие согласные звуки.

-Назовите буквы, обозначающие глухие согласные звуки: мягкие и твердые.

- Назовите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки: мягкие и твердые.

Буратино доволен, на все вопросы вы дали правильный ответ. Молодцы!

3. Постановка проблемы.

Буратино приготовил для вас загадку, попробуйте отгадать её..

Пестрая крякуша ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку.
(Утка)

Составьте схему слова. Кто догадался, какая тема нашего урока. (Ответы детей).

4. Построение проекта и выхода из затруднения.

- Уточните задачи урока.

ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ….

УЧИТЬСЯ ОТЛИЧАТЬ …

УЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ ….

5. Реализация построенного проекта.

Звукобуквенный анализ слова.

- Произнесите слово «утка».

- Какой первый звук? Дайте характеристику этому звуку.

- Приведите примеры слов, где звук У образует целый слог.

- На письме звук у обозначается буквой У

- Буратино любит эту букву. А почему, догадались? (Эта буква есть в его имени).

- На что похожа эта буква? (На сучок, вешалку, рогатину)

Прослушивание аудиозаписи. (картинки)

У – сучок
В любом лесу
Ты увидишь букву У.
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
повесить пальто.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

А сейчас Буратино поучится с нами читать.

  • Работа по учебнику с.58

Работа со схемами-человечками.

- Почему на странице 5 звуковичков? (это гласные). Раскрасьте их.

  • Чтение слогов , хором по рядам, с дополнением слогов до слов (та – тарелка, га – гантели и т. д.)
  • Чтение слов. Работа над лексическим значением слов.

1 столбик ( про себя).

- Прочитайте слова, которые начинаются на букву У.

- Прочитайте слово, обозначающее «меховые сапоги».

2 столбик.

- Прочитайте самое короткое слово.

- Подберите к слову пурга, близкое по значению слово. (метель)

- Какое слово лишнее? Обоснуй. (пути – в форме мн. ч.)

3 столбик.

- Что называется труппой? (коллектив артистов). Чем интересно слово? (пп)

- Прочитайте название государства (Украина). Почему с большой буквы? (имя собственное).

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Чтение предложений, составление схем предложений.

- Какие слова записаны с большой буквы? Почему?

Буратино тоже составил схемы этих предложений, проверьте, правильно ли? ( Схемы на доске)

- Какие правила нужно помнить?

- Назовите слова, в которых есть буква У.

Молодцы! Научили Буратино составлять правильно схемы предложений.

Физкультминутка

Ребята! Буратино немного устал, да и вы тоже.

Буратино потянулся. Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать, звуки буквы надо знать.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Делу время, делу время
А потехе час –
Вот такое золотое
Правило у нас!

- Мы зря время не теряли. Узнали новую букву, и теперь готовы прочитать текст.

- Что такое текст?

  • Чтение текста с. 58 (про себя), затем вслух.

- О чем текст?

- Чего нет у текста? (названия)

- Придумайте его. Запишите схему предложения- название – над текстом.

  • Работа с текстом на с.59 «Почему Тюпу прозвали Тюпой?» Е. Чарушина.

- Рассмотрите иллюстрацию, о чем будем читать? (ответы детей)

- Кто автор рассказа?

- Как называется рассказ?

- Прочитайте ключевые слова на доске: тюпает, ползет, подкрадывается, сваху, пичужки (мелкие птички), таятся, неуклюжий ловкач.

- Ваши предположения, о чем будем текст?

Чтение текста про себя, нечитающие дети читают слова, напечатанные светлым шрифтом.

Чтение текста вслух по абзацам.

- Когда Тюпа тюпает?

- Как он это делает?

- Кого хочет сватить Тюпа? Почему?

- Кто сидит в крыжовнике? Какие они?

- Как ползет Тюпа?

- Почему он не схватил птицу?

- Почему автор сказал: «Тюпа – неуклюжий ловкач»?

- станет ли Тюпа ловкачем? Когда?

Работа с текстом после чтения.

- Прочитайте название, нашли ли ответ в тексте?

-Рассмотрите иллюстрацию, к какой части текста она относится, зачитайте.

- Если бы у вас был такой Тюпа, как бы вы к нему относились?

9. Рефлексия учебной деятельности.

- С какой буквой мы познакомились? Расскажите о ней.

- Чему мы научили Буратино?

- Что вам особенно понравилось на уроке?

- При выполнении какого задания вы испытывали трудности? Дети отвечают на вопросы.

– Какое настроение у вас после урока? Выразите его на лице у Буратино, рисунок которого находится у вас на парте. Дети выполняют задание.

– На этом наш урок закончен Вы все были внимательны и активны. Благодарю вас за работу.

Знаю – кто уроки учит,
Ключик золотой получит.
С ним в мир знаний, мне поверь,
Ты всегда откроешь дверь! Буратино.