Урок по курсу "Мы и окружающий мир" в 4-м классе с использованием приемов развития критического мышления. Система Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа


Тема урока. Поиски неведомой земли.

Задача урока: постараться максимально приблизить уч-ся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме.

Цели урока: активизировать работу уч-ся на уроке путем создания проблемной ситуации; развивать умения уч-ся самостоятельно определять свои знания- незнания по изучаемой теме; работать в парах, группах; сравнивать, анализировать, формулировать вопросы; развивать познавательный интерес к окружающему миру; воспитывать внимание, навыки сотрудничества.

Структура урока: урок по ТРКМ.

Условия проведения: 5 групп по 5 человек.

Оборудование урока: карта полушарий, листы с текстом на каждого ученика, бортовые журналы, проектор, компьютер, учебник «Мы и окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой и А.Н. Казакова.

Ход урока.

1. СТАДИЯ ВЫЗОВА.

1) Актуализация знаний. Настрой.

Уч. - Прочитайте тему урока. Как вы думаете, чем будем заниматься сегодня на уроке?

Дети - Будем открывать новые земли.

Уч .- О какой неведомой земле будем вести разговор узнаете, отгадав кроссворд.

  1. Континент, открытый Христофором Колумбом
  2. Имя путешественника Беринга.
  3. Край, покоренный Ермаком
  4. Прогрессивный царь, во время правления которого развивались наука, флот
  5. Заместитель Беринга.
  6. Море, носящее имя двоюродных братьев путешественников
  7. Фамилия путешественника, принявшего участие в Великой северной экспедиции
  8. Фамилия путешественника, именем которого назван пролив между Америкой и Азией.
  9. Путешественники какой страны первыми открыли Антарктиду?

Дети - Австралия

2) Работа с картой.

Уч. - Ребята, я приглашаю вас в путешествие на этот материк.

- Посмотрите на карту ( карта полушарий). Найдите Австралию.

-Как вы думаете, на чем удобнее отправиться в путешествие с нашего материка , чтобы ничего не упустить, все заметить ?

Дети –На корабле.

Уч. - И так, представьте мы на борту корабля « АВСТРАЛИЯ» (на доске название).

- Разрешите, я буду капитаном, а вы моими помощниками. Вас 5 команд.

Выберите, пожалуйста, боцманов (помощников капитана). Боцманы следят за порядком в команде, отвечают за слаженную работу.

- Все путешественники ведут дневники, куда заносят свои наблюдения. Раз мы на борту корабля, то у нас будет бортовой журнал.

-Положите перед собой журнал. (У каждого ученика бортовой журнал)

3) Мозговая атака. (Конструктивная таблица)

Уч. - А так ли уж эта Земля неведома для нас?

- Что уже знаете об этом материке, запишите в 1 столбик бортового журнала.

- Каждый работает самостоятельно. Сигналом окончания работы будет сигнал свистка.

БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

 Знаю  Хочу узнать  Узнал
     
     

Уч. - Что знаете об Австралии? Обсудите в команде.

- Отвечают боцманы.

Дети Австралия – материк. Расположен в Восточном полушарии. Омывается водами Индийского и Тихого океана. Самый маленький материк. Там тепло. В Австралии живут кенгуру.

Уч .- Много ли знаем ?

Дети - Нет, немного.

Уч. - А что бы хотели узнать?

- Запишите вопросы во 2-й столбик журнала. Работаем самостоятельно.

Уч .- Обсудите в команде. Объедините в блоки.

4) Составление кластера.

Уч. - Что же вас интересует? Составим кластер.

2. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.

1) Работа с текстом. Прием « пометки на полях».

Уч. - Перед тем, как отправиться в путешествие, каждый пытается заранее что-нибудь узнать об этой местности.

-Про Австралию говорят - « этот материк самый- самый»

-Почему «самый – самый»?

Уч. - Поработайте, пожалуйста, с текстом ( листы желтого цвета), используя прием «пометки на полях» (V- знаю, - -думал иначе, + - узнал новое, ? – непонятно, желание узнать).

Текст. Самый маленький из материков, и его долго считали островом. Это единственный материк, который является и частью света и государством. Одна территория – три названия.

Самый « одинокий» материк, он отдален от других материков.

Самый малонаселенный из обитаемых материков.

Материк с самым сухим и самым жарким климатом. Две трети его территории занимают пустыни и полупустыни. Рек мало, и почти все они пересыхают. Зато Австралия богата подземными водами: они занимают более половины недр материка.

2) Анализ текста.

Уч. - Что знали?

Дети – Знал, что Австралия самый маленький материк.

- Я знал, что это и часть света.

- Я знала, что этот материк отдален от других материков

Уч. - Что для вас новое?

Дети – Материк, а одно государство!

- Раньше его считали островом.

- Самый малонаселенный.

- Самый сухой и самый жаркий климат.

- Я узнала, что две трети территории занимают пустыни и полупустыни.

Уч. - Какая информация вас заинтересовала?

Дети - Почему Австралия богата подземными водами? Ведь там сухо и жарко!

Уч.- Так почему же материк этот « самый- самый»?

Дополняю информацию.

Здесь много необычного для нас. При движении на север становится жарче, а на юг холоднее.

Зимой температура воздуха от 14 до30 градусов тепла, а летом +8-20 .

Это единственный из материков, где нет действующих вулканов и современного оледенения.

3) Дополнение кластера. Работа в журналах.

Уч. - На какие вопросы мы получили ответы до отплытия корабля?

- Запишите в журнал. (3-й столбик)

- Дополним кластер.

Дети - Климат - сухой, жаркий

Особенности - самый маленький, самый одинокий, часть света, одно государство.

Население - малонаселенный.

Уч.- Какие вопросы по тексту вы бы хотели задать?

Дети – Почему в Австралии одно государство?

- Кто живет? Как зовут жителей?

- Какие пустыни? Полупустыни?

-Какие реки?

- Откуда берутся подземные воды? Почему их там много?

(Дополняю о пустынях, показываю на карте и на слайдах презентации – Большую Песчаную пустыню и Большую пустыню Викторию, приложение 2)

4) Работа в командах.

Уч. - Т. к. времени у нас на путешествие немного, каждая команда получает свое задание.

  • 1 команда - узнает об открытии Австралии. (текст в приложении 1)
  • 2 команда - о растительном мире (текст в приложении 1)
  • 3 команда – о животном мире (текст в приложении 1)
  • 4 команда – о полезных ископаемых (текст в приложении 1)
  • 5 команда – о населении.(текст в приложении 1)

- Задания найдете на листах голубого цвета

- За работу!

- Инструктаж:

  1. Внимательно самостоятельно изучите текст.
  2. Обсудите в команде.
  3. Полученные сведения кратко запишите в 3-й столбик своего журнала.
  4. Выберите докладчика. Доложите.
  5. Работу закончить по свистку.

5) Выступления команд. (ПОКАЗ СЛАЙДОВ – приложение 2)

Уч. - Доложите информацию.

- После каждого выступления заносите сведения в журнал.

3. РЕФЛЕКСИЯ.

1) Дополнение кластера.

Уч. – Всем командам объявляю благодарность за отличную слаженную работу!

- Подведем итоги нашего путешествия. На какие вопросы мы получили ответы?

- Дополним кластер.

2) Синквейн. Эссе. (на выбор)

Уч. – А сейчас я прошу свои впечатления выразить, составив синквейн или написав эссе.

Дети -

Австралия
Жаркий, маленький
Удивляет, пугает, зовет
Хотелось бы увидеть сумчатых!
Одиночка. (синквейн)

Дети – Удивительная земля! Маленькая площадь, а сколько видов растений! И как они

все там умещаются? Вот бы увидеть своими глазами! (эссе)

(Если не позволяет время, прервать выступления команд. Команда «Стоп, машина!»

Доложить на следующем уроке.)

Домашнее задание: подготовить рассказ по имеющимся записям в бортовых журналах, по желанию подготовить толстые и тонкие вопросы.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3