Тема урока. Поиски неведомой земли.
Задача урока: постараться максимально приблизить уч-ся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме.
Цели урока: активизировать работу уч-ся на уроке путем создания проблемной ситуации; развивать умения уч-ся самостоятельно определять свои знания- незнания по изучаемой теме; работать в парах, группах; сравнивать, анализировать, формулировать вопросы; развивать познавательный интерес к окружающему миру; воспитывать внимание, навыки сотрудничества.
Структура урока: урок по ТРКМ.
Условия проведения: 5 групп по 5 человек.
Оборудование урока: карта полушарий, листы с текстом на каждого ученика, бортовые журналы, проектор, компьютер, учебник «Мы и окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой и А.Н. Казакова.
Ход урока.
1. СТАДИЯ ВЫЗОВА.
1) Актуализация знаний. Настрой.
Уч. - Прочитайте тему урока. Как вы думаете, чем будем заниматься сегодня на уроке?
Дети - Будем открывать новые земли.
Уч .- О какой неведомой земле будем вести разговор узнаете, отгадав кроссворд.
- Континент, открытый Христофором Колумбом
- Имя путешественника Беринга.
- Край, покоренный Ермаком
- Прогрессивный царь, во время правления которого развивались наука, флот
- Заместитель Беринга.
- Море, носящее имя двоюродных братьев путешественников
- Фамилия путешественника, принявшего участие в Великой северной экспедиции
- Фамилия путешественника, именем которого назван пролив между Америкой и Азией.
- Путешественники какой страны первыми открыли Антарктиду?
Дети - Австралия
2) Работа с картой.
Уч. - Ребята, я приглашаю вас в путешествие на этот материк.
- Посмотрите на карту ( карта полушарий). Найдите Австралию.
-Как вы думаете, на чем удобнее отправиться в путешествие с нашего материка , чтобы ничего не упустить, все заметить ?
Дети –На корабле.
Уч. - И так, представьте мы на борту корабля « АВСТРАЛИЯ» (на доске название).
- Разрешите, я буду капитаном, а вы моими помощниками. Вас 5 команд.
Выберите, пожалуйста, боцманов (помощников капитана). Боцманы следят за порядком в команде, отвечают за слаженную работу.
- Все путешественники ведут дневники, куда заносят свои наблюдения. Раз мы на борту корабля, то у нас будет бортовой журнал.
-Положите перед собой журнал. (У каждого ученика бортовой журнал)
3) Мозговая атака. (Конструктивная таблица)
Уч. - А так ли уж эта Земля неведома для нас?
- Что уже знаете об этом материке, запишите в 1 столбик бортового журнала.
- Каждый работает самостоятельно. Сигналом окончания работы будет сигнал свистка.
БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Уч. - Что знаете об Австралии? Обсудите в команде.
- Отвечают боцманы.
Дети – Австралия – материк. Расположен в Восточном полушарии. Омывается водами Индийского и Тихого океана. Самый маленький материк. Там тепло. В Австралии живут кенгуру.
Уч .- Много ли знаем ?
Дети - Нет, немного.
Уч. - А что бы хотели узнать?
- Запишите вопросы во 2-й столбик журнала. Работаем самостоятельно.
Уч .- Обсудите в команде. Объедините в блоки.
4) Составление кластера.
Уч. - Что же вас интересует? Составим кластер.
2. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.
1) Работа с текстом. Прием « пометки на полях».
Уч. - Перед тем, как отправиться в путешествие, каждый пытается заранее что-нибудь узнать об этой местности.
-Про Австралию говорят - « этот материк самый- самый»
-Почему «самый – самый»?
Уч. - Поработайте, пожалуйста, с текстом ( листы желтого цвета), используя прием «пометки на полях» (V- знаю, - -думал иначе, + - узнал новое, ? – непонятно, желание узнать).
Текст. Самый маленький из материков, и его долго считали островом. Это единственный материк, который является и частью света и государством. Одна территория – три названия.
Самый « одинокий» материк, он отдален от других материков.
Самый малонаселенный из обитаемых материков.
Материк с самым сухим и самым жарким климатом. Две трети его территории занимают пустыни и полупустыни. Рек мало, и почти все они пересыхают. Зато Австралия богата подземными водами: они занимают более половины недр материка.
2) Анализ текста.
Уч. - Что знали?
Дети – Знал, что Австралия самый маленький материк.
- Я знал, что это и часть света.
- Я знала, что этот материк отдален от других материков
Уч. - Что для вас новое?
Дети – Материк, а одно государство!
- Раньше его считали островом.
- Самый малонаселенный.
- Самый сухой и самый жаркий климат.
- Я узнала, что две трети территории занимают пустыни и полупустыни.
Уч. - Какая информация вас заинтересовала?
Дети - Почему Австралия богата подземными водами? Ведь там сухо и жарко!
Уч.- Так почему же материк этот « самый- самый»?
Дополняю информацию.
Здесь много необычного для нас. При движении на север становится жарче, а на юг холоднее.
Зимой температура воздуха от 14 до30 градусов тепла, а летом +8-20 .
Это единственный из материков, где нет действующих вулканов и современного оледенения.
3) Дополнение кластера. Работа в журналах.
Уч. - На какие вопросы мы получили ответы до отплытия корабля?
- Запишите в журнал. (3-й столбик)
- Дополним кластер.
Дети - Климат - сухой, жаркий
Особенности - самый маленький, самый одинокий, часть света, одно государство.
Население - малонаселенный.
Уч.- Какие вопросы по тексту вы бы хотели задать?
Дети – Почему в Австралии одно государство?
- Кто живет? Как зовут жителей?
- Какие пустыни? Полупустыни?
-Какие реки?
- Откуда берутся подземные воды? Почему их там много?
(Дополняю о пустынях, показываю на карте и на слайдах презентации – Большую Песчаную пустыню и Большую пустыню Викторию, приложение 2)
4) Работа в командах.
Уч. - Т. к. времени у нас на путешествие немного, каждая команда получает свое задание.
- 1 команда - узнает об открытии Австралии. (текст в приложении 1)
- 2 команда - о растительном мире (текст в приложении 1)
- 3 команда – о животном мире (текст в приложении 1)
- 4 команда – о полезных ископаемых (текст в приложении 1)
- 5 команда – о населении.(текст в приложении 1)
- Задания найдете на листах голубого цвета
- За работу!
- Инструктаж:
- Внимательно самостоятельно изучите текст.
- Обсудите в команде.
- Полученные сведения кратко запишите в 3-й столбик своего журнала.
- Выберите докладчика. Доложите.
- Работу закончить по свистку.
5) Выступления команд. (ПОКАЗ СЛАЙДОВ – приложение 2)
Уч. - Доложите информацию.
- После каждого выступления заносите сведения в журнал.
3. РЕФЛЕКСИЯ.
1) Дополнение кластера.
Уч. – Всем командам объявляю благодарность за отличную слаженную работу!
- Подведем итоги нашего путешествия. На какие вопросы мы получили ответы?
- Дополним кластер.
2) Синквейн. Эссе. (на выбор)
Уч. – А сейчас я прошу свои впечатления выразить, составив синквейн или написав эссе.
Дети -
Австралия
Жаркий, маленький
Удивляет, пугает, зовет
Хотелось бы увидеть сумчатых!
Одиночка. (синквейн)
Дети – Удивительная земля! Маленькая площадь, а сколько видов растений! И как они
все там умещаются? Вот бы увидеть своими глазами! (эссе)
(Если не позволяет время, прервать выступления команд. Команда «Стоп, машина!»
Доложить на следующем уроке.)
Домашнее задание: подготовить рассказ по имеющимся записям в бортовых журналах, по желанию подготовить толстые и тонкие вопросы.