Цели урока.
Образовательная
- познакомить с новой орфограммой;
- создать условия для формирования практических умений использовать полученные знания о большой букве в именах, отчествах и фамилиях;
- обогащать словарный запас.
Развивающая
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать устную и письменную речь, мышление,
- творческие способности обучающихся;
- прививать интерес к русскому языку.
Воспитывающая
- воспитывать чувство коллективизма,
- самостоятельность;
- воспитывать чувство гордости за свою страну.
Оборудование
- раздаточный материал – карточки для работы в паре;
- мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку в Power Point.
Информационные ресурсы
- http://school-collection.edu.ru,
- http://images.google.ru,
- http://www.edu.nsu.ru.
Ход урока.
I. Актуализация знаний.
1. Оргмомент.
Слово учителя.
- Ребята, любите ли вы преодолевать трудности? Трудности преодолеваются, если человек все делает с хорошим настроением, хорошими мыслями и если рядом настоящие друзья. Прислушайтесь к себе: какое у вас настроение? На столе у каждого лежат солнышко и тучка. Какая из карточек отображает ваше настроение, покажите! Давайте постараемся все вместе улучшить наше настроение к концу урока.
2. Каллиграфическая минутка.
Мм Лл Оо
молоко мыло милая
- Прежде чем приступить к написанию букв и слов, сделаем разминку для пальцев.
«Солнышко».
Утро встало,
Солнышко встало,
Эй, братец Федя,
Вставай и разбуди соседей,
Вставай, большак,
Вставай, указка,
Вставай, середка,
Вставай, сиротка,
И крошка Митрошка,
Привет, ладошка,
Все потянулись и проснулись.
-Что вы можете сказать о записанных словах?
- На какие две группы можно разделить записанные буквы? (Строчные и прописные).
- Для чего нужны строчные буквы? А прописные?
3. Словарно-орфографическая работа.
А) Картинный словарный диктант. Слайд презентации №1.
Бере́за, за́яц, зе́ркало, пальто́.
- Обозначьте ударение в словах и укажите опасные места.
Б) – А теперь отгадайте новое словарное слово, над которым мы сегодня будем работать. Слайд презентации №2.
В огороде вырастаю, а когда я созреваю,
Варят из меня томат, в щи кладут и так едят (помидор).
- Запишите новое слово в ваши словарики, укажите ударение и опасные места.
- Что вы можете рассказать об этом предмете?
(Огородное растение семейства пасленовых, спелый плод может быть красного, желтого или розового цвета. У него два имени ПОМИДОР и ТОМАТ. Его родина – Южная Америка. Европейцы сажали его только для красоты в садах, на клумбах, как цветы.)
- Что вы можете рассказать о слове «помидор»?
- Сколько слогов, букв, звуков, гласных и согласных в этом слове? (3 слога, 7 букв, 7 звуков, 3 гласных и 4 согласных звука).
- Придумайте и запишите предложение с этим словом.
В) Работа в парах.
- Перед вами на столах лежат карточки. Вы будете работать в паре, помогая друг другу правильно и быстро выполнить задание.
1. Посмотрите внимательно на слова:
л..тит ш…ина В(в)ера 2. Запишите слова, объясняя орфограммы 3. Подчеркните слова, отвечающие на |
- Все ли орфограммы вы сумели объяснить?
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (Большая буква в именах, отчествах и фамилиях). Слайд презентации № 3.
- Молодцы, вы правильно догадались.
Задачи нашего урока: познакомиться с новой орфограммой и научиться правильно употреблять заглавную (прописную) букву. Слайд презентации №4.
II. Совместное открытие знаний.
1. Слово учителя. Слайд презентации № 5.
- Вот какую песенку придумали заглавные буквы. Она им так нравится, что они часто ее распевают:
Буква обычная выросла вдруг,
Стала заметно выше подруг,
Смотрят с почтением
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
- Давайте попробуем вместе с этим разобраться.
2. Слайд презентации № 6.
Сергей Иванович Васильев был большой выдумщик. Санька внимательно следил за работой и подавал инструменты.
- Как вы думаете, перед нами текст? Почему?
- Спишите предложения. Подчеркните имена.
- Какие еще слова написаны с большой буквы? Почему?
- Сформулируйте орфограмму, с которой мы сегодня знакомимся. Слайд презентации №7.
Зарядка для глаз. Слайды презентации №8, №9, №10, №11.
3. Для любознательных. Слайд презентации №12.
- Сегодня ответы на вопросы Почемучки для нас приготовили Лена и Дима.
Дима. Слово «имя» очень древнее. В древности люди давали только осмысленные имена. Имена давались не только в детстве, но и в зрелом возрасте. При этом «детское» имя иногда жило вместе с «взрослым».
Лена. Мая, Бел, Кудряш, Черныш. Эти имена даны по внешности человека. Умник, Добр, Несмеяна. Эти имена говорят о черте характера человека.
Слово «отчество» переводится с греческого как происхождение по отцу.
4. Слово учителя.
- А как же произошли фамилии?
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец, отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
- Какой же вывод мы сделаем? (Многие фамилии произошли от профессий)
- Я буду называть профессии людей, а вы попробуйте угадать и записать фамилии:
- столяр - ……….(Столяров)
- стрелец - ………(Стрельцов)
- печник - ……….(Печников)
- охотник - ………(Охотников)
- Как вы писали фамилии? (С большой буквы)
- Какая орфограмма в этих словах?
III. Самостоятельное применение знаний.
1.Слайд презентации №13.
Я сижу в классе с ……… .
Моя подруга …………… .
Мой друг ………………. .
Дежурные в классе …… и ………. .
Спиши. Поставь вместо точек имена и фамилии.
- Как вы написали имена и фамилии?
- Какие еще слова написаны с большой буквы? Почему?
Физкультурная пауза. Слайд презентации № 14, № 15.
2. Устная работа. Слайд презентации №16.
- Посмотрите внимательно на следующий слайд. Вам нужно, используя подсказку, расшифровать имена девочек и составить про них рассказ.
3. Работа с учебником.
Упражнение № 78. (Коллективный разбор)
- Что вы знаете о Юрии Алексеевиче Гагарине? Почему фамилия нашего соотечественника известна во всем мире?
IV. Итог урока.
1. Рефлексия деятельности. Слайд презентации №17.
- Сегодня наш урок мы начали с песенки о заглавных буквах. Можем мы теперь ответить на вопрос из этой песенки?
- Ребята, но у этой песенки есть продолжение….. Интересно вам узнать, что о себе споют еще заглавные (прописные) буквы?
- Хорошо, тогда мы их пригласим к нам на следующий урок.
2. Домашнее задание. Слайд презентации №18.
-Выполни задание №79 из учебника. Если возникнут трудности при выполнении упражнения, обратись за помощью на стр.43.
- Если захочешь, то можешь узнать у своих родных об истории своей фамилии. Подготовь рассказ и иллюстрации.
3.А теперь встаньте, прислушайтесь к своим ощущениям и прикрепите ту карточку на доску, которая соответствует вашему настроению после урока.