Урок 130.
Тема: «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели урока:
- обучающие: познакомить с орфограммой «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» и её графическим обозначением на письме; научить различать основные значения приставок ПРЕ- и ПРИ-; сформировать умение сопоставлять пары однокоренных слов с приставками ПРЕ- и ПРИ- и различать их написание по значению;
- развивающие: формировать умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки; обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся; развивать готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребность к речевому самосовершенствованию;
- воспитывающие: развивать внимание к лексическому значению слова, формировать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Методы обучения: исследовательский, репродуктивный.
Оборудование: обобщающая таблица «Правописание приставок».
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся 5 класса.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня, перед тем как придти к вам на урок, я получила необычную телеграмму на имя вашего класса. Только вот незадача, видно с ней что-то случилось в дороге, и некоторые буквы в словах куда-то подевались. Всё же давайте попробуем прочитать её:
Друзья мои! Я пр…ближаюсь к Вам, совсем скоро пр…буду в гости. Пр…ходится немножко задержаться, так как возникли непр…двиденные обстоятельства: Зима не хочет уступать. Но я пр…ложу все усилия и пр…ступлю к своим обязанностям.
Пр…красного Вам настроения, Ваша Весна!
- Ребята, вы обратили внимание на слова, в которых пропущены буквы? Что это за морфемы? Какую орфограмму мы будем сегодня изучать?
(Дети формулируют тему и цели урока).
II. Проверка домашнего задания.
На доске (на внешней стороне) записаны словосочетания с пропущенными орфограммами в приставках и корнях с чередованием. По цепочке учащиеся называют пропущенные буквы, комментируют их правописание.
П…др…сти р…сткам, п…р…г…реть в костре, с…прик…саться с ними, д…г…ревший закат, бе…вкусная котлета, ( с, з )бежать с г…ры, высокое ( с, з )дание, ра( с, сс )читывать на друзей, бе…наличный ра(с, сс )чёт, ра…бить вазочку, д…б…раться на р…звальнях, п…д…грать на аккордеоне, сверх…скусный исполнитель, под…скать жильё, п…дышать свежим воздухом, р…з…грать подругу.
Фронтальный опрос:
- Правописание каких приставок мы здесь вспомнили?
- Какие ещё орфограммы встретили?
III. Изучение нового материала.
1. «Открытие новой темы» - наблюдение за языковым материалом.
На центральной части доски:
ПРИ- | ПРЕ- |
|
|
Учащиеся должны сформулировать значение приставок и сделать вывод об их правописании.
В тетрадь по теории заносится таблица с графическим обозначением орфограммы.
Правописание приставок зависит от значения приставок.
ПРИ- | ПРЕ- |
|
|
Давайте попробуем вписать пропущенные буквы в текст нашей телеграммы:
Друзья мои! Я прИближаюсь к Вам, совсем скоро прИбуду в гости. ПрИходится немножко задержаться, так как возникли непрЕдвиденные обстоятельства: Зима не хочет уступать.
Но я прИложу все усилия и прИступлю к своим обязанностям.
ПрЕкрасного Вам настроения, Ваша Весна!
Запись оформляется в рабочей тетради.
2. На левой стороне доски записаны пары однокоренных слов:
приступить – преступить; придать – предать; приходящий – преходящий
Есть ли различие в лексическом значении данных слов? Попробуйте объяснить на примерах, составив соответствующие словосочетания.
В тетрадь по теории записываем:
Правописание приставок зависит от значения самого слова:
приступить к работе (начать) – преступить черту (самовольно нарушить);
придать новый облик (сделать каким-нибудь по виду) – предать друга (совершить предательство);
приходящая няня (являющийся куда-нибудь для исполнения обязанностей) – преходящее явление (временный, недолговечный).
3. Работа с учебником «Теория» (§ 54): сверьте правильность своего ответа с содержанием орфограммы в указанном источнике.
IV. Закрепление изученного материала.
Запись оформляется в рабочей тетради.
1. Диктант «Проверяю себя»: упражнение 685, 692 (запись оформляется на доске).
Обозначьте в словах орфограммы приставок. Составьте схему первого предложения.
Едва пригреет солнце, как поплывут во все стороны незримые облака медвяного аромата. Кажется, что травы привстают на цыпочки, чтобы поглядеть в воду. (В. Солоухин)
Объясните значение приставок в словах, подберите свои примеры на данное правило: презанятный, прекрасный, прерывать, пресечь.
2. Выборочно-распределительный диктант: упражнение 684, 693 (с последующей взаимопроверкой – работа в паре).
Запишите слова в три столбика, объединив их по значению приставки ПРИ-:
1) приближение, присоединение; 2) расположение вблизи; 3) неполнота действия.
Приуралье, приземлиться, прибить, пристроить, приписать, прилагать, приложить, приостановить, пришвартовать (судно), прилив, приморский, приглушил, присоединение, припаять, приподнять, прирасти, прикоснуться, пригореть, приободрить, приложение.
Выполните разборы под цифрами. Определите части речи первого столбика. Найдите слова с двумя приставками.
Замените зависимую часть словосочетаний близкими по значению словами с приставкой ПРЕ-.
Запишите словосочетания.
Очень грус(?)ное настроение, очень инт…ресное приключение, очень трудная задача, очень красивая картина, очень милый пейзаж.
3. Творческое задание (работа в группах).
Подберите к фразеологизмам синонимичные выражения, составьте с ними предложения:
превозносить до небес; превратиться в слух; придержать язык; приклонить голову; прирастать корнями.
4. Орфоэпическая минутка.
«Говори правильно!»
[ш ,]
считать
[э]
проект
V. Подведение итогов урока.
- С какой орфограммой мы сегодня познакомились?
- От чего зависит правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-?
- Что интересное для себя вы открыли на уроке? Чему научились?
VI. Домашнее задание.
Прочитать §54, выучить орфограмму « Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»; выполнить упражнение 687, 702; сделать ребусы на данное правило.
Задание повышенной сложности: подобрать из известных вам художественных произведений цитаты с примерами правописания приставок ПРЕ- и ПРИ-.
Урок 131. (см. Приложение 1)
Тема: «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-».
Урок 132. (см. Приложение 2)
Тема: «Правописание приставок в слове».