Цель: формирование экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе, включение учащихся в разноплановую творческую деятельность экологического содержания.
Форма: игра-путешествие
Методы: театрализованное представление, рассказ с элементами беседы,
Подготовительная работа: изучить литературу, продумать вопросы и задания. Подобрать наглядный материал, подбор музыкальных произведений, фонограмм песен, репродукций картин о природе, придумать название команд, девиз, эмблему, выбрать жюри и определить критерии оценок и баллы каждого этапа.
Класс делится на несколько групп, каждой из которых дается маршрутный лист.
Ход игры-путешествия:
- путешествие по лесным станциям
- игровые моменты
- работа с наглядностью
- подведение итогов и награждение победителей
(Вся игра-путешествие сопровождается мультимедийной презентацией с видео рядом и звуковым рядом. см. приложение 1 )
Ход игры
1-й ведущий:
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса!
Е .Карганова
2-й ведущий: Ум человека беспокоен, его дела велики: нами покорен атом, тяжелые воздушные корабли летают быстрее звука, люди уже подумывают о межпланетных путешествиях. Стоит ли при этом тревожиться о том, что где-то вырублена рощица, а в безымянной речке не стало рыбы, что дорогу в соседнее село вдруг перерезал овраг и под окошком полно мусора и пивных банок? Неужели такие мелочи могут вызвать тревогу и отвлекать нас от созерцания величественной поступи цивилизации на нашей планете?
1-й ведущий: Да, могут! Деревья в лесу бессловесны. Они не могут рассказать о том, как одолевают их миллионы прожорливых гусениц, как выжигают молодую древесную поросль пожары, возникшие по безалаберности туристов…
2-й ведущий: А ведь леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья, они учат нас видеть и понимать прекрасное. В лесах предстают перед нами величавая красота и могущество природы.
1-й ведущий: Лес – это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Он бережет почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие ветры, пыльные бури, преграждает своими зелеными плотинами путь сыпучим пескам…
2-й ведущий: Невозможно перечислить все бедствия, какие несет нам отсутствие леса. Если б мы знали о них, то у нас, должно быть, не поднялась рука сломать ветку цветущей липы.
1-й ведущий: О судьбах лесов написано немало. Но время снова и снова возвращает нас к этой теме. Необыкновенно важна роль леса в истории и даже в процессе становления человека.
Сегодня, отправляясь в путешествие по лесным тропинкам, мы снова, и снова будем открывать для себя лесные тайны.
Каждая группа учащихся получает путевой лист по станциям: «Легенды о лесе», «Лесной этикет», «Лесной концерт».
Станция 1 «Легенды о лесе»
(на станции ребят встречают лесные Гномы, которые и ведут с ними беседу)
1-й Гном: Здравствуйте, ребята! Рады видеть вас в нашем лесу. Мы - лесные гномы много интересного знаем о лесе и о его жителях.
2-й Гном: Лес кормил наших далеких предков, давал им кров, защищал от солнца, ветра, дождя и морозов, спасал от хищных зверей и иноплеменников.
1-й Гном: Лес дал нам первые орудия труда, познакомил с огнем и снабдил топливом. Из леса делались дома и лодки, копье и соха, колыбель и гроб… Подлинная история современной цивилизации началась с изобретения бумаги, книги, материал для которой дал лес…
2-й Гном: Наши далекие предки к нему относились бережно. Они были уверены, что природа: деревья и травы, леса и облака – разговаривают. Они могут предупреждать или грозить, пугать или поощрять!
1-й Гном: Среди древних людей ходили легенды про травинку, цветок, про каждое деревце.
2-й Гном: А что вы - современные дети знаете об этих легендах и повериях ?
Задание рассказать о том, какие легенды связаны с тем или иным растением ребята получают заранее и во время игры выступают с подготовленным материалом.
Легенды о деревьях
1-й ученик: РЯБИНА
Она издавна на Руси пользовалась большим почетом, в народе слагали красавице песни, наделяли ее волшебной силой. Рыбак брал с собой в море рябиновую палку - с ней не страшна буря. Считали, что рябина может противостоять злым козням колдунов и ведьм, поэтому на новорожденного ребенка надевали ожерелье из рябины, листья ее подстилались в обувь новобрачных. Веткой рябины крестьяне слегка ударяли коров, чтобы у них было больше молока. Плоды и цветки рябины широко применяются в народной медицине.
2-й ученик: ДУБ
Самым почитаемым деревом в традиционной культуре славян считался дуб. Он был связан с языческим богом-громовержцем и символизировал силу, крепость и мужское начало. В древней Руси дуб называли царем деревьев, под ним совершали религиозные обряды, ему приносили различные подношения в виде угощения.
3-й ученик: ОСИНА
«Золушкой русского леса», «говорливой хозяйкой», «заклятым деревом», «трепетой» называют в народе это стройное дерево с зеленовато-серой корой и негустой кроной, раскрашивающейся в осеннюю пору в красные, суриковые и лимонно-желтые цвета.
Согласно одной из легенд, состоялся как-то между деревьями спор, кто больше пользы приносит людям. И сосна, и лиственница, и ясень, и кедр, и береза наперебой хвастали друг перед другом своими заслугами, и только осине нечего было сказать. Но потом само время развеяло мифы о бесполезности осины. На протяжении столетий почки и листья ее применяются народными целителями.
А из сказок мы знаем, что только осиновый кол способен обезвредить вурдалака и вампира.
4-й ученик: БЕРЕЗА
Известно, что ни в какой стране нет такого обилия берез, как у нас. Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь стройные и тихие березки. Береза и в песнях , в загадках, и в сказках. Мила она русскому сердцу. Обычаи и традиции русского народа настолько тесно связаны с этой красавицей, что вполне справедливо словосочетание «русская береза».
Обязательным обрядом на Руси в стародавние времена было венчание березы. Отголоски этого можно и сегодня видеть в православном празднике Троица. Накануне праздника в лесу рубили зеленые березовые ветки, траву собирали, чтобы на Троицу – в воскресенье – дом и церковь ими украсить. Этот праздник напоминает мне встречу Нового года, только на Новый год наряжают елку, а на Троицу – березку. Березовыми ветками украшали горницу и вход в дом, полы посыпали душистой свежескошенной травой.
Троицу считали девичьим праздником. Девушки брали с собой угощенье – пироги да ватрушки – шли в лес, где находили нарядную березку. Завязывали ей на ветвях бантики, кланялись ей и просили выполнить их желание.
Легенды о цветах
5-й ученик: ЛЕГЕНДЫ О РОЗЕ
Роза – царица цветов, она символизирует любовь, милосердие, терпение, мученичество Богородицы.
Индийские мифы гласят, что из бутона розы родилась Лакшми – богиня красоты и плодородия, и ее колыбель у всех восточных народов почитается как символ божественной тайны.
Древнегреческий поэт Анакреон писал, что роза явилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, богини любви и красоты, когда она с первыми лучами утренней зари выходила из моря. Очарованные цветком боги обрызгали его нектаром, давшим розе ее дивны аромат. Роза оставалась белой до тех пор пока возлюбленного Афродиты Адониса не ранил на охоте дикий вепрь. Афродита устремилась в роковую рощу, не обращая внимания на то, что шипы ранят ее ноги. Несколько капель крови упали и на цветы.
С розой связано множество христианских легенд. Одна из них – как архангел Гавриил сплел для Пресвятой Богородицы три венка: из белых роз – радость Богородицы, из красных – ее страдание, из желтых – ее славу.
6-й ученик: ЛЕГЕНДЫ О ВАСИЛЬКЕ
Василек – верный спутник хлебного поля. Он был завезен в Европу вместе с рожью еще в начале эры. В Европе цветок издавна считался одним из лучших для плетения венков. Из-за этой своей особенности он вошел, словно вплелся, в историю Германии и России.
В тяжелые для Германии времена королева Луиза со своими детьми бежала из Берлина в Кенигсберг. Гуляя однажды с детьми, она купила у крестьянской девушки букетик васильков. Слабенькая. Болезненная принцесса Шарлота одела на голову венок из васильков, и щеки ее вспыхнули румянцем. Для королевы цветок стал предвестником счастья.
Предчувствия королевы оправдались. Монархия была восстановлена. Принцесса Шарлота вышла замуж за русского императора Николая1 и превратилась в могущественную русскую императрицу Александру Федоровну.
В одной из легенд рассказывается о том, как красивый, стройны юноша Василек и русалка полюбили друг друга. Но не сложилось у них счастье: Василек не мог жить без земли, а русалка – без воды. Превратила русалка своего любимого в цветок, надеясь, что когда-нибудь дождевой поток принесет его в реку, но он крепко держится корнями за родную землю.
7-й ученик: ЛЕГЕНДЫ О ПОДСНЕЖНИКЕ
Одним из первых цветов в лесу весной зацветает подснежник.
Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, пошел снег, и Ева замерзла. Тогда несколько снежинок, желая утешить ее, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда на лучшие времена. Отсюда символ подснежника – надежда.
Русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решили не пускать на Землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.
8-й ученик: ЛЕГЕНДА О НЕЗАБУДКЕ
Латинское название незабудки переводится как мышиное ушко – на него похожи ворсистые листочки. Незабудку с давних пор считали символом постоянства и верности в любви.Это самый маленький цветок, а сколько стихов сложили о нем поэты, сколько легенд и сказаний о нем существует.
Послушайте, какая красивая легенда сложена об этом цветке. Путешественник остался в чужой стране и стал сказочно богатым и знатным. А мать долго ждала его и, отчаявшись , попросила прохожего гусляра отнести сыну букетик незабудок.. Пришел гусляр в чужую страну, увидел сына, утопающего в роскоши, и попросил разрешить спеть ему. И спел он сыну колыбельную, которую пела ему мать, и передал букетик незабудок. И сын все вспомнил, он пришел к умирающей матери, потому что незабудка – цветок постоянства и верности.
Станция 2 «Лесной этикет»
(на станции ребят встречает Лесничий, Белочка и Медвежонок, которые и ведут с ними беседу)
ЛЕСНИЧИЙ
Ходит по лесу лесник, Он шагать в лесу привык. Здесь ему совсем, как дома, Все давным-давно знакомо. |
Жук зловредный – короед. Нужно дерево спасти, Короеда извести. Дальше – заяц грыз в яру Молодой ольхи кору. Погоди, ушастый плут, Скоро пойман будешь тут! Дальше…дальше. Долог путь! Должен всюду заглянуть, Все обследовать лесник, Он бродить в лесу привык. Знает он, не зря, в лицо Каждый куст и деревцо. Л.Зеленевская |
Взгляд лесничего остер: Тут недавно был костер – Под ветвями тлеет жар, Не досмотришь и – пожар. |
|
Там – красавица сосна. Почему сосна грустна? Причинил ей много бед |
Добрый день! В гости к лесным жителям отправились? А правила вежливости не забыли? Сейчас я вам дам карточки-задания о правилах вежливости в лесу. Посмотрим, знаете ли вы их.
Выберите правило вежливости: Карточка №1
1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите. | |
2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени – еще вырастет! |
Выберите правило вежливости: Карточка №2
1. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь! | |
2. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны. |
Выберите правило вежливости: Карточка №3
1. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было. | |
2. Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело. |
БЕЛОЧКА: Хочу вам рассказать, как я встретилась с тем, кто совсем не знает этих правил и ведет себя как дикарь.
Хозяйка белочка В лесу Орехи собирала. Она в лесу том Каждый сук И каждый кустик знала. |
Стал гнуть орешину – сломал, Зажал под мышкой ветви; Нашел один орех – сорвал, Сорвал второй и третий… |
Однажды в лес Противный тип Пришел с большой котомкой. Небрежно сбил ногою гриб И выругался громко. |
Отбросил куст И, как медведь, Пошел себе довольный, А бедной белке И смотреть На это было больно. Г. Ладонников |
МЕДВЕЖОНОК: У меня тоже есть для вас рассказ. Послушайте и скажите, какие правила поведения забыли и взрослые ,и дети?
Мы приехали на речку Воскресенье провести, А свободного местечка Возле речки не найти! Тут сидят и там сидят: Загорают и едят, Отдыхают, как хотят Сотни взрослых и ребят. Но и здесь до нас сидели; Жгли костер, бумагу жгли – Тоже пили, тоже ели, Насорили и ушли! Мы прошли, конечно, мимо… - Эй, ребята! – крикнул Дима. – Вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж! Мы купались, Загорали, Жгли костер. В футбол играли – Веселились, как могли! |
Мы по берегу пошли И поляночку нашли. |
Но на солнечной полянке Тут и там - пустые банки И, как будто нам на зло, Даже битое стекло! Мы по бережку пошли, Место новое нашли. |
|
Пили квас, консервы ели, Хоровые песни пели… Отдохнули и ушли! И остались на полянке У потухшего костра: Две разбитых нами склянки, Две размокшие баранки – Словом, мусора гора! Мы приехали на речку Понедельник провести, Только чистого местечка Возле речки не найти! |
Идет беседа о правилах поведения в лесу.
Станция 3 «Лесной концерт»
На этой станции ребятам предлагается исполнить песню и стихотворение о лесе и его жителях.
Материал для подготовки:
ПЕСНИ: Русская народная песня «Тонкая рябина», «Береза» - песня из репертуара группы «Любэ», русская народная песня «Во поле березонька стояла», русская народная песня «Калинка», «Край родной», «В лесу родилась елочка», «Беловежская пуща», «Дрозды», «Липа, моя липа, липа вековая…» на стихи С.Есенина и др.
В конце мероприятия жюри подводит итоги, называет и награждает победителей.
ЛИТЕРАТУРА
- Архарова Л.И., Гребёнкина Л.К., Демидова С.Б. Сценарии праздников классных часов, игр, развлечений для начальной школы. /М.: Центр «Педагогический поиск», 2005- 160с.
- Молодцова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – М., 1985.
- Лавренюк Б.Р. Встреча с цветами. – М., 1970.
- Храмова Р.А. Ода лесу. / Начальная школа, 1999, №10.
- Трабприна Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с. Ил. – (Серия: «Мои первые уроки»).
- Сценарии школьных праздников: Кн.9. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 80 с. – («Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып. 66).