Олимпийские игры в Древней Греции. Урок в 5-м классе

Разделы: История и обществознание


Цели: Ознакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное составить рассказ; пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видом спорта.

Оборудование: ПК, экран, костюмы участникам инсценировки, карта «древняя Греция (до середины 5 века до н.э.), закладки для книг. Макет г. Олимпии.

ПЛАН

  1. Первые Олимпийские игры.
  2. Пять незабываемых дней. Инсценировка.
  3. Победители олимпийских игр.

На доске: тема урока,даты — 776 г. до н.э.,146г до н.э.. новые слова: Олиимпия, олимпионик, атлет, ипподром.

ХОД УРОКА

1.

Учитель: Наверное нет человека на земле, который был бы равнодушен к Олимпийским играм, Тренируются будущие участники, заранее волнуются судьи, ждут соревнований зрители...

И наконец, раз в 4 года, знаменательный день настает...

Девушки, одетые в древнегреческие хитоны, зажигают от лучей солнца Эллады олимпийский факел. Священный огонь, зажженный в древней Олимпии, символизирует собой мир и дружбу всех народов мира.

Потому, что именно в Древней Греции родились Олимпийские игры, именно там десятки тысяч зрителей затаив дыхание, следили за ходом игр и переживали даже сильнее, чем современные любители спорта.

Только каменные развалины, открытые археологами, стоят теперь там. Упали разбитые колонны храмов, травой и кустарником поросли площади, песок и глина скрыли стадион и ипподром.

Но великая наука история сохранила для нас рассказ о былом величии Олимпии, о блеске и рекордах участников древних Игр.

Подготовленная ученица: Показывает макет г. Олимпии.

Олимпия не была похожа ни на один другой город Элиды. На северном берегу реки Алфей раскинулась огромная равнина, окаймленная лесистыми холмами, за которыми высятся покрытые снегом горные вершины.

Вокруг долины зеленела священная роща — Альтис. Шумели листвой платаны и оливы, высились строгие кипарисы.

Учитель: С приближением Олимпийских игр из Элиды во всех направлениях разъезжались гонцы (феоры), которые сообщали о дне празднеств и объявляли «священное перемирие». Их встречали с триумфом не только в самой Элладе, но и везде, где обосновались греки. Воины откладывали в сторону оружие и отправлялись в Олимпию.

2.

Пять незабываемых дней. Инсценировка. См. Приложение (у автора).

3.

Учитель: Вы все получили закладку для книг. Сейчас мы напишем дату основания Олимпийских игр и новые слова, которые есть на доске.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель: В 146г до н.э. Греция попала в подчинение Риму, и грекам, вопреки священной традиции, пришлось позволить победителям участвовать в состязаниях. Римляне ввели в Олимпийские игры цирковые представления: гладиаторы сражались друг с другом и с быками, тиграми, львами. Но это уже был не спорт, а коммерческое зрелище, приносящее большие доходы.

Византийский император Феодосий 1 в 394 году н.э. Упразднил Олимпийские игры, через год на берегах Алфея состоялась битва византийцев и вестготов. Древняя Олимпия была разрушена. Позже был разрушен храм Зевса, а его 12-метровую статую из золота и слоновой кости, увезли в Константинополь. Следы ее затерялись.

Через 100 лет разгром Олимпии совершили два сильных землетрясения. А потом неожиданно разлились реки. Они вышли из берегов, смыли все преграды, и Олимпия исчезла с лица земли под песком и тиной. Только в 19 веке там стали проводить раскопки.

В конце 19 века в 1896 году в Афинах прошли первые современные Олимпийские игры. С тех пор каждые четыре года по планете пробегает огонь, зажженный на древнем алтаре Олимпии.

Подведение итогов урока: В конце урока учитель напоминает учащимся, что Олимпийские игры — не только спортивное событие в жизни Древней Греции. Игры еще раз напоминали эллинам, что они составляют единую цивилизацию.

Домашнее задание: прочитать параграф 38 учебника (Колпаков С., Сулунская Н. История Древнего мира).

Творческое задание: написать сочинение «В чем отличия Олимпийских игр древности от современных», используя дополнительную литературу.

Библиография:

  1. Спорт. Энциклопедия для детей.- с.20- 25;
  2. Озерецкая Е. Олимпийские игры
  3. Хачетурян В. Древняя Греция

Иллюстративный материал.