Цель. Обеспечить самостоятельное «открытие» учащимися способа сложения двузначных чисел с переходом в другой разряд.
Задачи. Повторить свойства сложения, использовать их для осознания способа сложения двузначных чисел с переходом в другой разряд; совершенствовать умение находить значения сумм двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд; учить детей решать задачи: подбирать вопросы к задаче по предложенным действиям.
Тип урока – урок – открытие новых знаний.
ФОПД – урок (фронтальная, парная, групповая, индивидуальная)
МО: проблемный, поисковый, практический, словесный.
План урока.
- Организационный момент.
- Создание ситуации успеха.
- Ситуация затруднения.
- Постановка учебной задачи.
- Физкультминутка для глаз.
- Проверка правильности версии.
- Физкультминутка.
- Проверка осознания способа сложения двузначных чисел с переходом в другой разряд.
- Алгоритм сложения двузначных чисел.
- Тренировочные упражнения.
- Работа с задачей.
- Итог урока.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Создание ситуации успеха.
Слайд № 1. Математический диктант.
Увеличьте каждое число на 4 и запишите ответы:
7, 9, 25, 36, 47, 59.
(Один ученик работает у доски).
- Сверьте ответы. (Ученики сверяют свои ответы с ответами ученика на доске).
Вы согласны?
Слайд №1.
Молодцы.
Вы уже хорошо умеете складывать однозначные числа с однозначными и двузначные числа с однозначными. У кого есть ошибки, вам нужно упражняться в вычислениях.
3. Ситуация затруднения.
- Сегодня у нас в гостях Царица Математики со своими волшебными скобками. А что вы знаете о выражениях со скобками? (Царица Математики, взяв действие в свои ладошки, выделяет его и приказывает нам выполнять такое действие первым).
Слайд № 2 (1 выражение)
(28+8)+10…28+(8+10)
- Не выполняя вычислений, сравните выражения.
Какое свойство сложения вы использовали? (Значения сумм слева и справа будут равны. Слагаемые одинаковые, только скобки поставлены по-разному. Слева скобки объединяют 1 и 2 слагаемые, а справа 2 и 3 слагаемые).
- Какое свойство использовали для сложения? (Сочетательное: два соседних слагаемых можно заменить их суммой).
-А теперь запишем каждое выражение в виде суммы двух слагаемых и найдём их значения.
-Решаем левую часть равенства. О чём говорят скобки? (Действие в скобках будем выполнять первым).
- Какое выражение получили слева? (36+10)
- Решаем справа.(28+18)
Слайд№ 2 (2 выражение).
36+10 = 28+18
Сколько получим слева?(46)
А в правой части какое число должно получиться? (Тоже 46)
Слайд № 2 (3 выражение).
46 = …
Давайте подумаем, а как же прибавить к 28 число 18?
Нам встретилось то, чего вы ещё не знаете и не умеете делать. А кто хочет научиться, поднимите руку!
4. Постановка учебной задачи.
Этому сегодня и будем с вами учиться – складывать двузначные числа с переходом в другой разряд.
А может, кто-то из вас догадался, как найти сумму 28 и 18?
Поможет ли найти значение этой суммы выражение слева? (Мы можем сложить 28 и 8, будет 36. Надо ещё один десяток добавить, и получим 46. Или вначале к 28 прибавим один десяток, затем 8 единиц).
Слайд № 3.
5. Физкультминутка.
Гимнастика для глаз.
Крепко зажмурьте глаза (считаю до 3), откройте, посмотрите вдаль (считаю до 5). Повторить 4-5 раз.
6. Проверка правильности версии.
Выполняем задание 260 учебника.
Можно ли утверждать, что значения сумм в каждом столбике одинаковы?
26+40+8 | 44+30+7 | 58+20+9 |
26+8+40 | 44+7+30 | 58+9+20 |
26+48 | 44+37 | 58+29 |
(Да. Первые слагаемые одинаковые, поменяли местами 2 и 3 слагаемые, воспользовались переместительным свойством, а в 3 выражении заменили 2 и 3 слагаемые суммой, воспользовались сочетательным свойством)
Мы предположили, что значения сумм в столбиках одинаковы. А дома вы проверите предположение, вычислив выражения.
7. Физкультминутка.
Упражнения для снятия утомления с туловища.
И.п.- стойка ноги врозь, руки за голову.
1 - резко повернуть таз направо.
2- резко повернуть таз налево.
(Плечевой пояс неподвижный, повторить 6-8 раз).
Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.
Сидя, руки на поясе.
1- поворот головы направо,
2- И.п.
3- Поворот головы налево.
4- И.п.
(Повторить 6-8 раз, медленно).
8. Проверка осознания способа сложения двузначных чисел с переходом в другой разряд.
- Прочитайте задание в № 263.
- Кто прав? Маша или Миша?
(Оба правы. Всё равно, в каком порядке эти части добавлять. Пусть каждый считает, как ему удобно!)
- Объясните, как считала Маша.
- Объясните, как считал Миша.
9. Алгоритм сложения двузначных чисел.
-Объясните способ действия сложения двузначных чисел. Договоримся, что второе слагаемое будем представлять в виде суммы разрядных слагаемых.
Слайд № 4.
- Представлю второе слагаемое в виде суммы разрядных слагаемых.
- Прибавляю разрядные слагаемые по частям. Сначала десятки, затем к результату прибавлю единицы. Или наоборот: сначала единицы, а потом десятки.
- Читаю ответ.
10. Тренировочные упражнения. Работа в парах.
А сейчас вы поработаете в парах и попробуете объяснить соседу, как вы выполните сложение.
Задание № 264. Ученики 1варианта объясняют решение первого выражения, 2 варианта - второго выражения.
Хорошо поработали в парах, я надеюсь, что вы научили друг друга.
11. Работа с задачей (работа в группах).
Слайд № 5.
Для украшения класса девочки вырезали 15 флажков и 23 звёздочки, а мальчики вырезали 12 флажков и 30 звёздочек.
На какие вопросы вы ответите, выполнив действия:
12+30 | 23-15 | 15+23 |
30-23 | 15-12 | 30-12 |
Сейчас вы объединитесь в группы. Каждой команде достанется по 2 выражения. На листочке вы будете записывать вопросы, а капитан будет оглашать.
(Дети работают в группах, обращаются к условию, сопоставляют данные числа с компонентами анализируемого выражения, придумывают вопросы, редактируют вместе его текст. Затем капитаны команд зачитывают вопросы, а члены других команд жестами сигнализируют о своём согласии или несогласии).
Подумайте, сколько нужно выполнить действий, чтобы ответить на вопрос:
-Сколько звёздочек и флажков вырезали девочки и мальчики вместе? Для вычислений можно использовать новый способ сложения.
- Молодцы. Грамотно составлены вопросы. Дружно, организованно работали все три группы. Хорошо разбираетесь в задачах.
12. Итог урока.
- Расскажите, что вы теперь знаете.
(Теперь я знаю: чтобы прибавить к двузначному числу двузначное, нужно второе слагаемое представить в виде суммы разрядных слагаемых и прибавлять его по частям: сначала единицы, затем десятки или, наоборот, сначала десятки, а потом единицы.)
-Сможете ли вы дома рассказать о новом способе сложения?
Слайд № 6.
Домашнее задание.
№ 260, вычислите значения выражений, проверив наши предположения, ТПО № 140, отработать алгоритм сложения двузначных чисел.