Тип урока: изучение нового материала; первичное закрепление материала.
Тема: Сжатое изложение (по упражнению №75)
Место урока в структуре образовательного процесса – урок по учебному плану в 6 классе. (Учебник под редакцией Ладыженской Т.А.
Русский язык. 6 класс. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А., Л.А.Тростенцова и др.)
Цели:
- отрабатывать навыки написания сжатого изложения.
- содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся.
- воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с высокохудожественными текстами.
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- экран,
- “Толковый словарь” С.И.Ожегова,
- отрывки из рассказа Дышаленковой Р.А. “Пушкинский перстень”,
- разработанная презентация.
При разработке презентации была использована литература:
- иллюстрации из серии А.Ф.Преснова “Встреча с Уралом”,
- П.И.Мельников-Печерский “Воспоминания о Владимире Ивановиче Дале”,
- ж. “Литература в школе” №1 2002
1. Организационный момент.
2. Целеполагание
Сегодня мы с вами будем работать с текстом, проанализируем его, будем учиться отрабатывать навыки написания сжатого изложения.
Слайд 1
3. Лингвистическая разминка.
- Вспомним, что такое изложение? (изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора).
Слайд 2
- Какое может быть изложение? (подробное – содержание передается полностью и подробно; сжатое – содержание передается сжато, кратко, обобщенно).
Слайд 3
- Что должно быть отражено в сжатом изложении?
Слайд 4
- основное содержание текста;
- тема и идея высказывания, т.е. общий смысл;
- главные мысли основных микротем.
- Что особенно важно при написании сжатого изложения?
- отобрать основное содержание текста;
- исключить второстепенное, выделить главное;
- найти факты, которые можно выразить более кратко, обобщить;
- соблюдать связность текста;
- заменить большие по объему предложения синонимичными.
Первичное прослушивание текста.
Словарная работа
Наст – твердая корка на снегу после короткой оттепели.
Ямщик – кучер, который перевозил груз, почту, пассажиров (тот, кто правит лошадьми).
Тулуп – долгополая меховая шуба, обычно не крытая сукном.
Мичман – первый офицерский чин, а также офицер, имеющий это чин.
Пасмурнеть – быть покрытым облаками, предвещающими плохую погоду, ненастье.
Слово учителя о В.И.Дале.
Слайд 5
Владимир Иванович Даль родился в городе Луганске (теперь Ворошиловград) в семье врача, его детство прошло в Николаеве, откуда тринадцати лет он переехал учиться в петербургский Морской корпус. По окончании учебного заведения, получив первый офицерский чин, В.И.Даль около пяти лет прослужил во флоте, сначала на Чёрном, а потом на Балтийском морях.
Не обладая подходящим для морской службы здоровьем, В.И.Даль, вышел в отставку и поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. В 1829 году он выдержал экзамен, защитил диссертацию и был направлен врачом в действующую армию в Турцию, затем участвовал в войне 1831 года с Польшей, а в 1832 году был переведён в Петербург на должность ординатора военно-сухопутного госпиталя. Но через год он снова переменил профессию и поступил чиновником особых поручений к оренбургскому губернатору.
Новое служебное поприще потребовало от В.И.Даля частых и больших разъездов по краю и дало ему возможность узнать естественные и этнографические богатства далёкой и новой для него окраины России. Он посылает для пополнения коллекций в Академии наук разнообразные экспонаты, характеризующие естественные богатства и природу Оренбургского края.
Слайд 6
“В Оренбурге он горячо принялся за свое бессмертие. Скакал верхом по бесчисленным станицам, аулам, стойбищам Южного Урала. К концу года говорил на башкирском и казахском языках. Кстати, о языках. Даль был полиглот-многоязычник, как сказано в его словаре. Кроме русского, он знал немецкий, французский, английский, украинский, белорусский, польский, латынь, болгарский, сербский, татарский... Врачевал, говорят, прямо в степи, делал операции, готовил лекарства, разрешал гражданские споры”.
В восемь лет жизни в Оренбургском крае Владимир Иванович изъездил его весь из конца в конец, вдоль и поперек. Он не раз езжал с В.А.Перовским по обеим сторонам Урала. Он сопровождал царствующего Государя Императора, обозревавшего в 1837 году Оренбургский край.
Слайд 7
В сентябре 1833 года в Оренбург пребывает Александр Сергеевич Пушкин, чтобы побывать в местах пугачевского бунта. “Они (Пушкин и Даль) познакомились осенью 1832 года, когда Даль передал поэту свою книжицу “Русские сказки. Пяток первый”.
Владимир Даль вызвался сопровождать Пушкина в его поездке по Оренбургскому краю. Не откладывая дела в долгий ящик, на следующий день после приезда в Оренбург, Пушкин и Даль отправились в Бердскую станицу, бывшую станицу Пугачева. Путешественники посетили крепости Татищево и Нижнеозерную, побывали в Яицком городке, где Пугачев объявил себя царем Петром III.
“Семь дней Пушкин и Даль были вдвоем и в городе, и в степной дороге, и в казачьих крепостях: Ниже-Озерной, Татищевой, Чернореченской, яицком городке Уральске... Сверяли свои знания о Пугачевском бунте.
Сам Даль утверждает, что идею создания Толкового словаря живого великорусского языка ему подсказал Пушкин: собрано материала много, а формы нет. Так примерно и сказал, что-де на Урал в 30-е годы переселили народу из десяти российских губерний, говор у всех особый, множество слов — не знаемых в столице, которая говорит по-французски, дескать, Даль, вы должны создать Словарь, которого нет.
И даже “гнезда” Словаря обговорили, и очень просил будто бы Пушкин не забыть и вставить в Словарь, где нужно, предания старины глубокой, приметы народные.
Слайд 8
Так что Далев Словарь родился и наполнился у нас, на Урале, и по благословению Пушкина. Восемь лет отдал В. И. Даль изучению Оренбургского края. Начал “малоизвестным чиновником, а покинул Урал знаменитым писателем и ученым”.
В 1841 году В.И.Даль опять в Петербурге, служит крупным министерским чиновником, а в 1849 году его переводят в Нижний Новгород управляющим удельной конторой. Десять лет Даль пробыл на этой должности, и лишь с 1859 года, выйдя в отставку и поселившись в Москве, он получает возможность целиком отдаться завершению величайшего труда своей жизни — “Толкового словаря”.
Четырехтомный “Толковый словарь живого великорусского языка” В. И. Даля издан впервые в 1863-66 годах и до сих пор сверкает, как пушкинский перстень, в нашей отечественной культуре. Кроме того, Даль издал два тома “Пословиц русского народа”. Восемь томов составили его художественные и публицистические произведения.
Слайд 9
7. Работа с текстом.
Беседа по вопросам.
- какова тема текста?
- основная мысль?
- озаглавьте текст.
- определим количество микротем (абзацев) в тексте.
- выделите в каждой микротеме основные факты и действия.
8. Давайте вспомним, как можно сжать текст, какие при этом следует применять приемы.
Слайд 10
9. Работа над 1-й микротемой:
- 1-е предложение:
Сани идут легко, словно под парусом. Какая информация здесь несущественная? Можно ли ее исключить? (да: словно под парусом)
- 2-е предложение:
Можно это предложение свернуть, обобщить, исключить несущественную информацию? (Ямщик в тулупе понукает лошадей, поглядывает на седока).
- 3-е и 4-е предложения
Соединим два предложения в одно. Почему нельзя исключить слово мичманская? (Тот жмется от холода: новая мичманская форма греет плохо).
10. Творческое задание.
Мы с вами сжали первый абзац, первую микротему текста, далее вы самостоятельно поработаете с остальным текстом, используя эти приемы сжатия.
11. Подведение итогов работы.
- чтение полученных текстов;
- какие приемы сжатия текста вы использовали?
(использование простых синтаксических конструкций; слияние нескольких предложений, исключение фрагмента предложения, исключение несущественной информации.
12. Домашнее задание: переписать изложение в тетради.
Образец работы учащегося:
По серому насту сани идут легко. Ямщик в тулупе понукает лошадей, поглядывает на седока. Тот жмется от холода. Новая мичманская форма греет плохо.
Ямщик утешает: “ Замолаживает, к теплу”.
Мичман дует на закоченевшие пальцы и старательно записывает незнакомое слово: “Замолаживать – иначе пасмурнеть, заволакиваться тучами. Так говорят в Новгородской губернии”.
Этот день для мичмана оказался главным в его жизни. Из этой странички после сорока лет работы вырос знаменитый “Толковый словарь живого великорусского языка”. А мичманом был Владимир Иванович Даль.
(Суслин Илья, ученик 6-го класса)
Литература.
- Учебник под редакцией Ладыженской Т.А. Русский язык. 6 класс. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А., Л.А.Тростенцова и др.) М; “Просвещение” 2006
- Дышаленкова Р.А. “Пушкинский перстень” Автограф, 1999
- Иллюстрации из серии А.Ф.Преснова “Встреча с Уралом” 1983-1984
- П.И.Мельников-Печерский “Воспоминания о Владимире Ивановиче Дале”;
- Ладыженская Т.А Методика развития речи на уроках русского языка М; “Просвещение” 1991
- Журнал. “Литература в школе” №1 2002
- С.И.Ожегов “Толковый словарь” М; “Русский язык” 1986