Сжатое изложение (урок русского языка с использованием РК и использованием ИКТ)

Разделы: Русский язык


Тип урока: изучение нового материала; первичное закрепление материала.

Тема: Сжатое изложение (по упражнению №75)

Место урока в структуре образовательного процесса – урок по учебному плану в 6 классе. (Учебник под редакцией Ладыженской Т.А.

Русский язык. 6 класс. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А., Л.А.Тростенцова и др.)

Цели:

  • отрабатывать навыки написания сжатого изложения.
  • содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся.
  • воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с высокохудожественными текстами.

Оборудование:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • экран,
  • “Толковый словарь” С.И.Ожегова,
  • отрывки из рассказа Дышаленковой Р.А. “Пушкинский перстень”,
  • разработанная презентация.

При разработке презентации была использована литература:

  • иллюстрации из серии А.Ф.Преснова “Встреча с Уралом”,
  • П.И.Мельников-Печерский “Воспоминания о Владимире Ивановиче Дале”,
  • ж. “Литература в школе” №1 2002

1. Организационный момент.

2. Целеполагание

Сегодня мы с вами будем работать с текстом, проанализируем его, будем учиться отрабатывать навыки написания сжатого изложения.

Слайд 1

3. Лингвистическая разминка.

- Вспомним, что такое изложение? (изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора).

Слайд 2

- Какое может быть изложение? (подробное – содержание передается полностью и подробно; сжатое – содержание передается сжато, кратко, обобщенно).

Слайд 3

- Что должно быть отражено в сжатом изложении?

Слайд 4

  • основное содержание текста;
  • тема и идея высказывания, т.е. общий смысл;
  • главные мысли основных микротем.

- Что особенно важно при написании сжатого изложения?

  • отобрать основное содержание текста;
  • исключить второстепенное, выделить главное;
  • найти факты, которые можно выразить более кратко, обобщить;
  • соблюдать связность текста;
  • заменить большие по объему предложения синонимичными.

Первичное прослушивание текста.

Словарная работа

Наст – твердая корка на снегу после короткой оттепели.

Ямщик – кучер, который перевозил груз, почту, пассажиров (тот, кто правит лошадьми).

Тулуп – долгополая меховая шуба, обычно не крытая сукном.

Мичман – первый офицерский чин, а также офицер, имеющий это чин.

Пасмурнеть – быть покрытым облаками, предвещающими плохую погоду, ненастье.

Слово учителя о В.И.Дале.

Слайд 5

Владимир Иванович Даль родился в городе Луганске (теперь Ворошиловград) в семье врача, его детство прошло в Николаеве, откуда тринадцати лет он переехал учиться в петербургский Морской корпус. По окончании учебного заведения, получив первый офицерский чин, В.И.Даль около пяти лет прослужил во флоте, сначала на Чёрном, а потом на Балтийском морях.

Не обладая подходящим для морской службы здоровьем, В.И.Даль, вышел в отставку и поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. В 1829 году он выдержал экзамен, защитил диссертацию и был направлен врачом в действующую армию в Турцию, затем участвовал в войне 1831 года с Польшей, а в 1832 году был переведён в Петербург на должность ординатора военно-сухопутного госпиталя. Но через год он снова переменил профессию и поступил чиновником особых поручений к оренбургскому губернатору.

Новое служебное поприще потребовало от В.И.Даля частых и больших разъездов по краю и дало ему возможность узнать естественные и этнографические богатства далёкой и новой для него окраины России. Он посылает для пополнения коллекций в Академии наук разнообразные экспонаты, характеризующие естественные богатства и природу Оренбургского края.

Слайд 6

“В Оренбурге он горячо принялся за свое бессмертие. Скакал верхом по бесчисленным станицам, аулам, стойбищам Южного Урала. К концу года говорил на башкирском и казахском языках. Кстати, о языках. Даль был полиглот-многоязычник, как сказано в его словаре. Кроме русского, он знал немецкий, французский, английский, украинский, белорусский, польский, латынь, болгарский, сербский, татарский... Врачевал, говорят, прямо в степи, делал операции, готовил лекарства, разрешал гражданские споры”.

В восемь лет жизни в Оренбургском крае Владимир Иванович изъездил его весь из конца в конец, вдоль и поперек. Он не раз езжал с В.А.Перовским по обеим сторонам Урала. Он сопровождал царствующего Государя Императора, обозревавшего в 1837 году Оренбургский край.

Слайд 7

В сентябре 1833 года в Оренбург пребывает Александр Сергеевич Пушкин, чтобы побывать в местах пугачевского бунта. “Они (Пушкин и Даль) познакомились осенью 1832 года, когда Даль передал поэту свою книжицу “Русские сказки. Пяток первый”.

Владимир Даль вызвался сопровождать Пушкина в его поездке по Оренбургскому краю. Не откладывая дела в долгий ящик, на следующий день после приезда в Оренбург, Пушкин и Даль отправились в Бердскую станицу, бывшую станицу Пугачева. Путешественники посетили крепости Татищево и Нижнеозерную, побывали в Яицком городке, где Пугачев объявил себя царем Петром III.

“Семь дней Пушкин и Даль были вдвоем и в городе, и в степной дороге, и в казачьих крепостях: Ниже-Озерной, Татищевой, Чернореченской, яицком городке Уральске... Сверяли свои знания о Пугачевском бунте.

Сам Даль утверждает, что идею создания Толкового словаря живого великорусского языка ему подсказал Пушкин: собрано материала много, а формы нет. Так примерно и сказал, что-де на Урал в 30-е годы переселили народу из десяти российских губерний, говор у всех особый, множество слов — не знаемых в столице, которая говорит по-французски, дескать, Даль, вы должны создать Словарь, которого нет.

И даже “гнезда” Словаря обговорили, и очень просил будто бы Пушкин не забыть и вставить в Словарь, где нужно, предания старины глубокой, приметы народные.

Слайд 8

Так что Далев Словарь родился и наполнился у нас, на Урале, и по благословению Пушкина. Восемь лет отдал В. И. Даль изучению Оренбургского края. Начал “малоизвестным чиновником, а покинул Урал знаменитым писателем и ученым”.

В 1841 году В.И.Даль опять в Петербурге, служит крупным министерским чиновником, а в 1849 году его переводят в Нижний Новгород управляющим удельной конторой. Десять лет Даль пробыл на этой должности, и лишь с 1859 года, выйдя в отставку и поселившись в Москве, он получает возможность целиком отдаться завершению величайшего труда своей жизни — “Толкового словаря”.

Четырехтомный “Толковый словарь живого великорусского языка” В. И. Даля издан впервые в 1863-66 годах и до сих пор сверкает, как пушкинский перстень, в нашей отечественной культуре. Кроме того, Даль издал два тома “Пословиц русского народа”. Восемь томов составили его художественные и публицистические произведения.

Слайд 9

7. Работа с текстом.

Беседа по вопросам.

- какова тема текста?

- основная мысль?

- озаглавьте текст.

- определим количество микротем (абзацев) в тексте.

- выделите в каждой микротеме основные факты и действия.

8. Давайте вспомним, как можно сжать текст, какие при этом следует применять приемы.

Слайд 10

9. Работа над 1-й микротемой:

- 1-е предложение:

Сани идут легко, словно под парусом. Какая информация здесь несущественная? Можно ли ее исключить? (да: словно под парусом)

- 2-е предложение:

Можно это предложение свернуть, обобщить, исключить несущественную информацию? (Ямщик в тулупе понукает лошадей, поглядывает на седока).

- 3-е и 4-е предложения

Соединим два предложения в одно. Почему нельзя исключить слово мичманская? (Тот жмется от холода: новая мичманская форма греет плохо).

10. Творческое задание.

Мы с вами сжали первый абзац, первую микротему текста, далее вы самостоятельно поработаете с остальным текстом, используя эти приемы сжатия.

11. Подведение итогов работы.

- чтение полученных текстов;

- какие приемы сжатия текста вы использовали?

(использование простых синтаксических конструкций; слияние нескольких предложений, исключение фрагмента предложения, исключение несущественной информации.

12. Домашнее задание: переписать изложение в тетради.

Образец работы учащегося:

По серому насту сани идут легко. Ямщик в тулупе понукает лошадей, поглядывает на седока. Тот жмется от холода. Новая мичманская форма греет плохо.

Ямщик утешает: “ Замолаживает, к теплу”.

Мичман дует на закоченевшие пальцы и старательно записывает незнакомое слово: “Замолаживать – иначе пасмурнеть, заволакиваться тучами. Так говорят в Новгородской губернии”.

Этот день для мичмана оказался главным в его жизни. Из этой странички после сорока лет работы вырос знаменитый “Толковый словарь живого великорусского языка”. А мичманом был Владимир Иванович Даль.

(Суслин Илья, ученик 6-го класса)

Литература.

  1. Учебник под редакцией Ладыженской Т.А. Русский язык. 6 класс. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А., Л.А.Тростенцова и др.) М; “Просвещение” 2006
  2. Дышаленкова Р.А. “Пушкинский перстень” Автограф, 1999
  3. Иллюстрации из серии А.Ф.Преснова “Встреча с Уралом” 1983-1984
  4. П.И.Мельников-Печерский “Воспоминания о Владимире Ивановиче Дале”;
  5. Ладыженская Т.А Методика развития речи на уроках русского языка М; “Просвещение” 1991
  6. Журнал. “Литература в школе” №1 2002
  7. С.И.Ожегов “Толковый словарь” М; “Русский язык” 1986