Урок русского языка в 9-м классе "Понятие сложноподчиненнного предложения"

Разделы: Русский язык


Цели урока: повторить правописания з-с на конце приставок, е-и в приставке пре-при, гласных в корнях с чередованием;

  • повторить сведения о сложном предложении;
  • способствовать формированию умения находить главное и придаточное предложения;
  • определять место придаточного, средства его связи с главным;
  • производить синонимическую замену сложносочинённых предложений сложноподчинёнными;
  • способствовать формированию бережного отношения к русскому языку, развитию интереса к творчеству А.С.Пушкина.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование урока: “ слепая” таблица-конструктор “Виды сложного предложения”, синтаксическое лото, карточки для индивидуальной и групповой работы, портрет А.С. Пушкина, учебник русского языка для 9 класса под редакцией М. Разумовской

Ход урока

I. Орг. момент

II. Проверка домашнего задания.

а) 2 ученика выполняют задания по карточкам. Класс - ( устно ) - объяснительный диктант, который проверяется затем по “цепочке”.

Задание: найти, исправить и объяснить неверное написание

Бесделье, раскрасить, изписать,

безбожник, судебный изполнитель, ( 1- ый ученик)

возполнить, бесголосый, искустный

сказитель, раззадорить.

Прикрасный, прелететь, ч…родей , пригибать ветку, пр…рвали витязи разговор, предворцовый, пр…маленький злодей Черномор. ( 2- ой ученик)

б) Объяснительный диктант.

Вырастает, обтираю, прилагательное, выбирались, отрасль (искл.), предложение, касание, коснуться волшебной бороды.

Повторение и систематизация знаний о сложных предложениях.

I. Слово учителя.

- Мы работаем с разделом языкознания “Синтаксис”, изучаем сложное предложение.

- Вспомните, какое предложение называется сложным?

(Сложное предложение - такое предложение, которое состоит из двух и более грамматических основ и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно).

- По какому признаку и на какие группы делятся сложные предложения?

Возьмите в помощники “Слепую таблицу”, заполнив которую вы найдёте правильный ответ.

(Таблица – на переносной доске)

III. Синтаксическая игра “Четвертый лишний”

Задание: расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

Найдите ”четвертое лишнее” в зависимости от вида сложного предложения.

Спишите “ четвёртое лишнее”, выделите грамматические основы, постройте схему.

Начинало см…ркат…ся когда Гринёв подошёл к дому коменданта.

Василиса Егоровна ушла хлопотать об …беде но разговор у коменданта прод…лжался.

Река ёщё (не) зам…рзла и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах п…крытых снегом.

Пугачёв нахмурился взм…хнув белым платком и казаки потащили старого капитана к виселице.

- Какое предложение стало “четвёртым лишним”? Почему ?

- О каких сложных предложениях мы будем вести разговор?

IV. Объяснение нового материала.

Вопрос классу:

- Что вы знаете о сложноподчиненном предложении?

(Сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов и местоимённых наречий.)

V. Анализ предложений (даны на доске).

Пушкин любил своих лицейских товарищей, так как они были рядом в самые счастливые годы его жизни.

[… ], (так как …).

Началось движение к Арзруму, когда турецкие войска были разбиты.

[…],(когда…).

VI. Работа с учебником

(Учащиеся знакомятся с теоретическим материалом самостоятельно).

Вопрос классу.

- Что нового вы узнали о сложноподчинённом предложении?

VII. Первичное применение нового материала.

Задание: превратите сложносочинённые предложения в сложноподчинённые, используя слова и, где, когда. Найдите (среди расположенных на переносной доске) схемы, которым соответствуют построенные предложения.

I вар.

  • Державина экзамен наш очень утомил, и он сидел, подпёрши голову руками.

II вар.

  • В Михайловском в июне зацветал лён, заволакивая округу голубой дымкой, и Пушкин любил здесь бывать.

Различение предложений на слух.

Цифровой диктант.

Задание: разнесите предложения в соответствии с их видом.

Простое-

Бессоюзное сложное-

Сложносочинённое-

Сложноподчинённое

5)В Михайловское и Тригорское пришла зима.

1) В морозном воздухе закружились снежинки, и скоро Сороть покрылась толстым слоем льда.

4) Пушкину хотелось видеть друзей, но теперь это стало невозможным.

2) Пушкин и Пущин обнялись; Арина Родионовна смотрела на них, грустно покачивая головой.

3) Гроб с телом Пушкина был вывезен из Петербурга ночью, потому что царское правительство опасалось народных волнений.

VIII. Cинтаксическое лото

(Главн. и придат. части предл. - на разноцветных полосках бумаги).

Задание: соедините разноцветные половинки, чтобы получились сложноподчинённые предложения. Назовите главн. и придат.части получившихся предложений.

1) Экспонаты для музея пришлось собирать по крупицам,

2) Усадьба поэта была создана дедом Пушкина, Осипом Ганнибалом, на небольшой территории,

3) Рукописи, дневники, письма начинают цениться,

4) На уроке нам сообщили о том,

если там появляется магическое слово “Пушкин”.

как Орест Кипренский работал над портретом поэта.

потому что в годы войны Михайловское было разграблено

которая с севера ограничена крутым обрывом к реке Сороть, а с юга- Михайловскими рощами.

IX. Осуществление обратной связи.

Самостоятельная работа по карточкам (3 уровня сложности – по выбору учащихся).

Цель работы: проверить, как учащиеся умеют находить сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, конструировать их.

1 уровень. Задание: расставьте недостающие знаки препинания, составьте схему .

Берёзовая роща которая пролегала у Болдина шелестела нежными листочками.

[…,(к.оторая…),…].

2 уровень. Задание: сконструируйте из двух простых предложений одно сложноподчинённое. Постройте схему.

1) Поэт любил слушать народные песни, частушки.

2) В своих произведениях он их часто использовал.

3 уровень. Задание: дополните простые предложения придаточными.

Савельич простил Гринёву обиду …

Маша Миронова увидела в саду даму…

X. “Синтаксический калейдоскоп”.

Задание: определите, какое стихотворение А.С.Пушкина здесь зашифровано. Прочтите его.

Подругаднеймоихсуровыхголубкадряхлаямояоднавглушилесовсосновыхдавнодавнотыждёшьменятыподокномсвоейсветлицыгорюешь
будтоначасахимедлятпоминутноспицывтвоихнатруженныхруках.

XI. Подведение итогов урока.

Вопросы классу

1) С понятием какого сложного предложения вы познакомились?

2) Как называются части сложноподчинённого предложения? Как они связаны между собой?

3) Какое задание помогло лучше усвоить тему урока?

Домашнее задание: написать мини-сочинение “Пушкин в моей жизни”, используя сложноподчинённые предложения.