Цели урока: повторить правописания з-с на конце приставок, е-и в приставке пре-при, гласных в корнях с чередованием;
- повторить сведения о сложном предложении;
- способствовать формированию умения находить главное и придаточное предложения;
- определять место придаточного, средства его связи с главным;
- производить синонимическую замену сложносочинённых предложений сложноподчинёнными;
- способствовать формированию бережного отношения к русскому языку, развитию интереса к творчеству А.С.Пушкина.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование урока: “ слепая” таблица-конструктор “Виды сложного предложения”, синтаксическое лото, карточки для индивидуальной и групповой работы, портрет А.С. Пушкина, учебник русского языка для 9 класса под редакцией М. Разумовской
Ход урока
I. Орг. момент
II. Проверка домашнего задания.
а) 2 ученика выполняют задания по карточкам. Класс - ( устно ) - объяснительный диктант, который проверяется затем по “цепочке”.
Задание: найти, исправить и объяснить неверное написание
Бесделье, раскрасить, изписать,
безбожник, судебный изполнитель, ( 1- ый ученик)
возполнить, бесголосый, искустный
сказитель, раззадорить.
Прикрасный, прелететь, ч…родей , пригибать ветку, пр…рвали витязи разговор, предворцовый, пр…маленький злодей Черномор. ( 2- ой ученик)
б) Объяснительный диктант.
Вырастает, обтираю, прилагательное, выбирались, отрасль (искл.), предложение, касание, коснуться волшебной бороды.
Повторение и систематизация знаний о сложных предложениях.
I. Слово учителя.
- Мы работаем с разделом языкознания “Синтаксис”, изучаем сложное предложение.
- Вспомните, какое предложение называется сложным?
(Сложное предложение - такое предложение, которое состоит из двух и более грамматических основ и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно).
- По какому признаку и на какие группы делятся сложные предложения?
Возьмите в помощники “Слепую таблицу”, заполнив которую вы найдёте правильный ответ.

(Таблица – на переносной доске)
III. Синтаксическая игра “Четвертый лишний”
Задание: расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.
Найдите ”четвертое лишнее” в зависимости от вида сложного предложения.
Спишите “ четвёртое лишнее”, выделите грамматические основы, постройте схему.
Начинало см…ркат…ся когда Гринёв подошёл к дому коменданта.
Василиса Егоровна ушла хлопотать об …беде но разговор у коменданта прод…лжался.
Река ёщё (не) зам…рзла и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах п…крытых снегом.
Пугачёв нахмурился взм…хнув белым платком и казаки потащили старого капитана к виселице.
- Какое предложение стало “четвёртым лишним”? Почему ?
- О каких сложных предложениях мы будем вести разговор?
IV. Объяснение нового материала.
Вопрос классу:
- Что вы знаете о сложноподчиненном предложении?
(Сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов и местоимённых наречий.)
V. Анализ предложений (даны на доске).
Пушкин любил своих лицейских товарищей, так как они были рядом в самые счастливые годы его жизни.
[… ], (так как …).
Началось движение к Арзруму, когда турецкие войска были разбиты.
[…],(когда…).
VI. Работа с учебником
(Учащиеся знакомятся с теоретическим материалом самостоятельно).
Вопрос классу.
- Что нового вы узнали о сложноподчинённом предложении?
VII. Первичное применение нового материала.
Задание: превратите сложносочинённые предложения в сложноподчинённые, используя слова и, где, когда. Найдите (среди расположенных на переносной доске) схемы, которым соответствуют построенные предложения.
I вар.
- Державина экзамен наш очень утомил, и он сидел, подпёрши голову руками.
II вар.
- В Михайловском в июне зацветал лён, заволакивая округу голубой дымкой, и Пушкин любил здесь бывать.
Различение предложений на слух.
Цифровой диктант.
Задание: разнесите предложения в соответствии с их видом.
Простое-
Бессоюзное сложное-
Сложносочинённое-
Сложноподчинённое
5)В Михайловское и Тригорское пришла зима.
1) В морозном воздухе закружились снежинки, и скоро Сороть покрылась толстым слоем льда.
4) Пушкину хотелось видеть друзей, но теперь это стало невозможным.
2) Пушкин и Пущин обнялись; Арина Родионовна смотрела на них, грустно покачивая головой.
3) Гроб с телом Пушкина был вывезен из Петербурга ночью, потому что царское правительство опасалось народных волнений.
VIII. Cинтаксическое лото
(Главн. и придат. части предл. - на разноцветных полосках бумаги).
Задание: соедините разноцветные половинки, чтобы получились сложноподчинённые предложения. Назовите главн. и придат.части получившихся предложений.
| 1) Экспонаты для музея пришлось собирать
по крупицам, 2) Усадьба поэта была создана дедом Пушкина, Осипом Ганнибалом, на небольшой территории, 3) Рукописи, дневники, письма начинают цениться, 4) На уроке нам сообщили о том, |
если там появляется магическое слово
“Пушкин”. как Орест Кипренский работал над портретом поэта. потому что в годы войны Михайловское было разграблено которая с севера ограничена крутым обрывом к реке Сороть, а с юга- Михайловскими рощами. |
IX. Осуществление обратной связи.
Самостоятельная работа по карточкам (3 уровня сложности – по выбору учащихся).
Цель работы: проверить, как учащиеся умеют находить сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, конструировать их.
1 уровень. Задание: расставьте недостающие знаки препинания, составьте схему .
Берёзовая роща которая пролегала у Болдина шелестела нежными листочками.
[…,(к.оторая…),…].
2 уровень. Задание: сконструируйте из двух простых предложений одно сложноподчинённое. Постройте схему.
1) Поэт любил слушать народные песни, частушки.
2) В своих произведениях он их часто использовал.
3 уровень. Задание: дополните простые предложения придаточными.
Савельич простил Гринёву обиду …
Маша Миронова увидела в саду даму…
X. “Синтаксический калейдоскоп”.
Задание: определите, какое стихотворение А.С.Пушкина здесь зашифровано. Прочтите его.
Подругаднеймоихсуровыхголубкадряхлаямояоднавглушилесовсосновыхдавнодавнотыждёшьменятыподокномсвоейсветлицыгорюешь
будтоначасахимедлятпоминутноспицывтвоихнатруженныхруках.
XI. Подведение итогов урока.
Вопросы классу
1) С понятием какого сложного предложения вы познакомились?
2) Как называются части сложноподчинённого предложения? Как они связаны между собой?
3) Какое задание помогло лучше усвоить тему урока?
Домашнее задание: написать мини-сочинение “Пушкин в моей жизни”, используя сложноподчинённые предложения.