Цели: показать разницу смысловых нюансов при сопоставлении поэтических строчек о Родине Державина и Грибоедова, разницу созданных живописцами образов родной природы при сравнении работ русских пейзажистов А. Саврасова и И. Левитана.
Задачи:
- Обнаружить сходство образов и разницу эмоциональных оттенков у писателей и пейзажистов.
- Увидеть созданные художниками разные образы родной природы, разные грани ее красоты: будничной, скромной, неброской и более яркой и праздничной.
- Учить видеть не сразу заметные признаки (в данном случае весны, покоя, любви к Родине).
- Учить вглядываться, вслушиваться, чувствовать.
Оборудование:
- Портреты художников А. Саврасова и И. Левитана.
- Репродукции картин А. Саврасова "Грачи прилетели" и И. Левитана "Тихая обитель".
- Высказывание знаменитых личностей о любви к Родине.
- Рисунки детей "Моя маленькая родина".
Девиз урока: " Сколько же их - тропинок, ведущих в родные края?" (Еса Бусон)
I. Организационный момент (звучит музыка).
Чтение учителем стихотворения Николая Рыленкова "К Родине".
- о чем сегодня пойдет речь на уроке?
- совпадает ваше мнение с девизом урока?
- что вы можете сказать?
- вспомните высказывания Г. Державина и А. Грибоедова об Отечестве. Чем они одинаковы? В чем разница?
II. Вхождение в тему урока.
III. Биографическая справка о художниках.
IV. Работа над понятием "Русский лирический
пейзаж".
как называется картина, на которой художник
изобразил природу? (пейзаж)
V. Работа над репродукцией А. Саврасова
"Грачи прилетели".
какое время года изобразил художник?
Физ. Минутка: под звуки природы дети повторяют движение за учителем (дуновение ветра, прилет птиц, встреча с солнышком и т.д.
- какие запахи он мог увидеть? (запах талой земли, свежесть весеннего воздуха, легкий ветерок, ласковое весеннее солнышко).
- как вы считаете, для грачей это самый красивый уголок? (нет, но самый дорогой. Здесь их родина. И только здесь они будут выводить свое потомство).
VI. Сопоставление картины Саврасова и
стихотворения Рыленкова.
найдите строчки у Рыленкова, которые можно
отнести к картине Саврасова. А можете
воспользоваться высказываниями исторических
личностей. (высказывания развешаны по классу с
предыдущих уроков. Приложение 5).
VII. Работа по репродукции И. Левитана
"Тихая обитель".
можно ли сказать, что Исаак Левитан и Алексей
Саврасов изображают неброский уголок природы
или их интересует какой-то другой более яркий ее
образ?
VIII. Обзор рисунков детей.
Просмотр рисунков детей, обмен мнениями. Обратить внимание, что каждый рисовал свой неброский, но милый сердцу уголок родины.
IX. Подведение итогов урока.
какой пейзаж лучше показать
зрителям-иностранцам на всемирной выставке?
X. Составление мини отзыва.
Напишите мини отзыв о любой из картин или о своем рисунке (выборка плана мини отзыва:
1.Что я увидел и меня поразило?
2. Что почувствовал?
3. Мое мнение. При написании звучит легкая классическая музыка)
XI. Обмен мнениями.
(зачитывается несколько, более удачных отзывов)
XII. Итог урока.
Учитель читает стихотворение Д. Дрожжина "Родине".
XIII. Домашнее задание.
Постарайтесь найти поэтические лирические произведения, прозу, отражающую любовь к Родине?