Цели: совершенствования знаний об однокоренных словах и значимых частях слова; умение разбирать слова по составу, развивать умение образовывать новые слова, развивать орфографическую зоркость, каллиграфическое письмо. Воспитывать умение слушать учителя, аккуратность.
Оборудование:
- Индивидуальные карточки.
- Сигнальные карточки.
- Раздаточный материал.
- Иллюстрации к уроку (дерево, гусеница).
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Чистописание (перевод на широкую строку). Чтение частей слова по алгоритму (дети записывают: корм, а, ушк, по, сад, к, а.).
Какими частями слова являются записанные (слово, слог, буквы)
- Теперь соедините все части и запишите , какие слова у вас получились.
-Выделите каждую часть в этих словах.(Посадка, кормушка.)
-Для того, чтобы узнать какую тему урока мы будем повторять, вам нужно дописать не достающий элемент у буквы и прочитать тему урока.
(Дети называют не достающие элемент, по алгоритму записывая тему урока в тетрадь "Состав слова")
- В лингвистике этот раздел называется "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ". Как вы думаете, почему так назвали этот раздел? Что он изучает?
(Образование новых слов)
- При помощи чего образуются новые слова.
(При помощи приставки и суффикса)
Сегодня мы побываем в гостях у этих частей слова. Обратите внимание на доску, что мы видим.
(ДЕРЕВО- рисунок на доске) - ДУБ - разберем слово по составу, какую часть слова мы выделим ? КОРЕНЬ
Что такое корень? А у дерева? (корень - это то, без чего растение не может жить)
-Корень - подземная часть растения, но она очень, нужна растению, без него оно погибнет. А для чего корень нужен слову? (из корня появляются слова)
-Давайте в этом убедимся. Где растет дуб? (в лесу, корень ЛЕС)
Образуем слова с корнем ЛЕС
-Ребята, посмотрите, по дереву ползет гусеница и везет на себе, что?
("СОСТАВ СЛОВА" - рисунок с частями слова на гусенице)
-Гусеница не только напомнила тему урока, но и принесла нам задания, которые мы должны выполнить.
Задание №1 (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №3)
Черный ящик.
Здесь находятся то, в чем на стол подают масло, сахар.(Дети называют слова, учитель показывает эти предметы. Покажите схему первого слова, второго. Молодцы. Запишите слова в тетрадь - выделите части слов .)
Какие части слова мы выделили? (корень, суффикс, окончание.)
Какую часть слова не выделили ? (приставку - что такое приставка)
Задание №2
Собери слова.
Маленькие гусеницы приползли и притащили на себе слова, в которых нужно взять по одной части слова и образовать новое.
Запишите полученные слова, выделите части слова, которые вы использовали для получения новых слов.
Физкультминутка: игра
Если слово имеет корень САД - встать, а если слово имеет корень
ЛЕС - присесть.
САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК ,ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.
Раз - согнуться, разогнуться
Два - нагнуться, потянуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим.
Задание №3
Пирамида.
Прочитайте пирамиду слов, написанную на доске (доска закрывается)
Кто вспомнит слова, которые разбираются по схеме
(приставка, корень, суффикс)
Подарок (дети называют подарок, открывается доска, проверяют правильность названного слова, записывают в тетрадь, выделяют названные части слова)
А теперь по последним буквам прочитайте слово и покажите схему, слово игрушка, записывают в тетрадь, выделяют показанные части слова.
Самостоятельная работа: разбери слова по составу.
Свет, земляничный, избушка, перегородка, карманный, пруды, вечерний, побег, садик, поставил, стрелка, поворот, раскрасил.(Пока дети выполняют задание №4 учитель проверяет и в конце урока сообщает какую оценку получил ученик. По этой работе можно узнать как дети усвоили тему "Состав слова")
Задание № 4
Последнее задание, раскрасить на картинке предметы, которые при записи соответствуют схеме.
Корень, окончание.
Корень, суффикс.
Корень.
Итог:
Проверяются работы детей и оцениваются (картинка раскрашена вся).
Подводится итог урока.
Выставляются оценки после прочтения стихотворения.
Корень мой находится в ЦЕНЕ
В ОЧЕРКЕ найди приставку мне
Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречали
Окончание отдаст нам КОШКА
Вся же в дневнике я и в журнале.
Дети пишут полученное слово - оценка. Выставляются оценки.
О чем мы забыли, разбирая слова? (об основе) Что такое основа? (правило) Выделите во всех записанных словах - основу.