ЦЕЛЬ УРОКА: создать условия для отработки вычислительные навыков; работы над расширением кругозора учащихся; развития познавательного интереса, творческих способностей.
ЗАДАЧИ:
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки и умения, решать задачи и преобразовывать величины.
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать любовь к математике, через привитие умений решать проблемные ситуации; воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи при парной и групповой работе; воспитывать чувство компетентности в предметах естественно – научного цикла.
- РАЗВИВАЮЩАЯ: создание условий для развития познавательных процессов: мышления, памяти, внимания, любознательности, развивать умения, используя математические термины в активном словаре ребенка; развивать познавательный интерес, творческие способности.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ:
1. Информационная технология обучения(технология мультимедиа) ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
2. Технология развивающего обучения.
3. Здоровьесберегающие технологии.
ХОД УРОКА
I ЭТАП. ОРГ. МОМЕНТ.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Совершенствуя вычислительные навыки в решении примеров на умножение и деление многозначных чисел на однозначное, мы параллельно отправимся с вами в интересное путешествие в глубины истории. Итак, готовы? Тогда в путь.
Но, прежде, чем отправиться в путешествие, нам необходимо приобрести туристическую путевку. А для этого вам необходимо быть предельно внимательными и правильно выполнять все задания.
II ЭТАП. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Вот первое из них.
ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ. Задание из мира литературы “Богатыри и разбойники”.
Это ребус. Нужно заменить в нем словесную запись числовой, получив математическое выражение. Кто объяснит термин “выражение”.
Выражение – это запись, состоящая из цифр, знаков действия, скобок.
Прошу ответ.. 40 – 33 = 7.
Молодцы, ребята! Справились. Идем дальше
Математические задания.
1. Найдите неизвестные компоненты равенства, учитывая, что в пустых окошках все однозначные числа должны быть разными.
Ответ: 7 * 1 = 9 – 2
Задачки для ума.
- Представьте число 21 тремя семерками.
- Напиши число 70 тремя цифрами 7.
СЛАЙД № 10. ОТВЕТЫ.
- 21 = 7+7+7
- 70 = 77 -7
Молодцы, ребята. Итак, кто же наблюдательный, и кто заметил, какое число и цифра повторялась чаще других? 7
Давайте вспомним, где встречается это число.
Работают дети.
- Мы знаем семь нот в нотном стане.
- Семь цветов радуги.
- Семь смертных грехов в христианской религии
Учитель. Так же мы знаем, что это число часто встречается и в сказках. Приведите примеры.
Дети.
- “Волк и семеро козлят”.
- “Белоснежка и семь гномов”.
Учитель. И многие другие. Еще число 7 встречается в русских пословицах и поговорках. Кто знает такие пословицы и поговорки?
Дети.
- Семеро одного не ждут.
- Семь бед, один ответ.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Учитель. Как вы успели заметить, семерка в жизни встречается чаще других чисел. И сегодня на уроке я вас познакомлю еще с одним устойчивым словосочетанием: “Семь чудес света”. А для того, чтобы узнать об этих чудесах, мы и отправляемся в наше путешествие к памятникам глубокой древности, которые объединили в одно название “Семь чудес света”.
III ЭТАП. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
Поскольку вы хорошо справились со всеми заданиями, вам вручается туристическая путевка, по которой мы отправимся в путешествие в глубины истории.
(На доску прикрепляется красочная путевка).
Итак, ребята, в добрый путь, к вершинам знаний!
Работа детей.Сообщения.
1. Число семь считалось особым у многих народов древнего мира. Оно рассматривалось, как сумма двух “жизненных чисел” три и четыре: три человека – отец, мать и ребенок – составляют основу жизни, а четыре – это число сторон света и направлений ветра.
2. С числом семь связаны наиболее знаменитые и грандиозные памятники архитектуры и искусства античности – Семь чудес света.
К Семи чудесам света традиционно относят:
Называют дети:
- пирамиду Хеопса;
- висячие сады Семирамиды;
- Статую Зевса в Олимпии;
- Храм Артемиды;
- Галикарнасский мавзолей;
- колосса Родосского;
- Александрийский маяк.
Итак, мы с вами отправляемся изучать “Семь чудес света”. На одном уроке это, конечно же, сделать невозможно, поэтому у нас будет серия уроков, посвященных “Семи чудесам света”.
IV ЭТАП. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. РАБОТА У МЕЛОВОЙ ДОСКИ.
Сегодня это урок математики. Открыли тетради, записали дату, классная работа.
Чтобы узнать, куда мы отправимся сначала, и какое из чудес света будем изучать первым, вы узнаете, решив примеры.
- Храм Артемиды 2754:9 (306)
- Александрийский маяк 338Х6 (2028)
- Статуя Зевса в Олимпии 1200Х2+79 (2479)
- Найдите в ответах самое большое число. (2479)
Число 2479 неслучайно совпало с таким чудом света, как статуя Зевса, во – первых, потому что именно с этим произведением искусства древней Греции мы будем знакомиться, а, во – вторых, это число связано с появлением этого памятника древности. Подробнее вам об этом расскажут ваши товарищи.
Ученики:
Примерно 2479 лет назад был брошен клич, о сборе пожертвований на строительство в Олимпии храма Зевса, который красотой должен был превзойти все храмы Греции.
И пожертвования начали поступать: деньги, предметы искусства, оружие и украшения – все, что можно было использовать для постройки Зевсу храма невиданной красоты.
Учитель: Что вы знаете о Зевсе?
В греческой мифологии это верховный бог.
Зевсов венец на челе его дивном,
Ветер играет в кудрях темно-русых
И, трепеща, ему в руки влагает
Чудную лиру.
А теперь, чтобы подробнее узнать об этом чуде света, необходимо решить задачу.
На строительство храма Зевса собрали 549 кг золота и 726 кг серебра. Третью часть всех драгоценных металлов пустили на строительство культового помещения. Сколько кг золота и серебра пошло на строительство культового помещения?
Кто решил другим способом задачу? Каким?
Известно, что храм был возведен на искусственном холме высотой 1 м. Длина его фундамента была равна 64 м, ширина – 27 м . Найдите периметр фундамента храма.
- Скажите, периметр какой фигуры будем находить? (Прямоугольника)
- Как узнали? (Длина и ширина разные)
- Запишем формулу периметра прямоугольника.
Р = (а+в)*2
Р=(64 +27) * 2
Р=182 (м)
Ответ. 182 м
А теперь самостоятельно найдите площадь фундамента храма Зевса.
По какой формуле будем искать площадь фундамента?
S = а*в
64* 27= 1728 (кв. м ) – площадь.
Первые 3 человека, которые решили правильно, получают отметки.
Дети.
1.На возведенном фундаменте были воздвигнуты 34 колонны из ракушечника, которые поддерживали массивную крышу из гранитных плит.
2. Главным элементом храма была целла – культовое помещение, в котором была установлена статуя Зевса. Она была пересечена семью колоннами двух сторон
Найдите, сколько колонн было установлено в других частях храма.
З4 – 14=20 (шт.) – колонн было установлено в других частях храма.
ФИЗМИНУТКА.
Учитель: Статуя Зевса считалась третьим чудом света. Для изготовления статуи Зевса был приглашен знаменитый скульптор того времени. Узнать, как его звали, нам помогут следующие ученики: …
Задания по карточкам.
Позже ответы записываются на доске:
7 836 * 9 =70 524;
2486593-596325=1917268;
647 * 300 = 194 100;
21880 : 8 = 2735;
895 345+25613=920958
Необходимо расположить данные результаты в порядке убывания.
70 524 2735 1917268 920958 194 100 И Й Ф И Д
ФИДИЙ..
Пока отдельные учащиеся работают по карточкам, остальные работают по теме.
1.Сегодня изображение статуи Зевса можно увидеть только на греческих монетах античного времени.
2. Зевс изображен восседающим на троне с подлокотниками и высокой спинкой. В левой руке он держит символ своей власти – скипетр, увенчанный орлом, священным посланцем Зевса.
3. На его правой ладони стоит крылатая богиня победы Ника. Голову Зевса венчает венок из ветви оливы, каким награждались победители Олимпийских игр.
4. Глаза Зевса были сделаны из драгоценных камней, размером с кулак.
5. Известно, что статуя Зевса была очень высокой- около 13 м.
6. Трон, на котором восседал Зевс, был сделан из кедра, обнаженные части тела Зевса - из слоновой кости, а из чего были сделаны волосы Зевса и его одежда вы узнаете, решив следующие примеры ПО ВАРИАНТАМ (6 вариантов):
1-В: 886 Х 4
К З А 2569 3536 3256
2 –В: 12600 : 5
О И Д 2520 823 3256
3-В: 1373 Х 2
Б А Л 26731 1458 2746
4 –В: 7816 : 8
Р Я О 731 4587 581
5-В: 1708Х5
Т В Я 8540 5630 2148
6-В: 21784 : 7
Н У О 458 3468 3112
Итак, из чего же были сделаны волосы и одежда статуи Зевса? (Из золота)
Проверка работы с карточками (См. выше)
Что же случилось со статуей Зевса, почему она не сохранилась даже как памятник архитектуры?
7. Из храма статуя была вывезена в Константинополь. В 5 веке дворец римского императора, куда была помещена статуя, сгорел, а с ним и гениальное творение Фидия.
IV ЭТАП. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
У каждого учащегося на столе находится тест с вопросами по теме урока.
- Сколько лет строили храм Зевса?
а- 17; б-25; в -14
- Каким по счету чудом света является статуя Зевса?
А-7; Б – 1; В – 3
- Как звали скульптора, создавшего статую?
А – ГЕРАКЛ; Б- ФИДИЙ;В – ФАЛЕС;
- Из чего были сделаны одежда и волосы Зевса?
А – ИЗ ЗОЛОТА; Б- ИЗ КЕДРА; В- ИЗ СЕРЕБРА.
V ЭТАП. ИТОГ УРОКА.
- Вам понравился урок? Я надеюсь, что этот урок вызвал у вас интерес к памятникам древности “Семи чудесам света”. И каждый из вас будет стремиться узнать еще больше о каждом из них. А когда вы повзрослеете, и, может быть, кто- нибудь из вас отправится в путешествие, то увидев, сохранившиеся до наших времен, чудеса света, вы обязательно вспомните наш урок. И, я надеюсь, это неизменно принесет вам неподдельную радость!
А вам, ребята, я хочу сказать спасибо, вы сегодня молодцы, мне понравилась ваша работа на уроке!
ТВОРЧЕСКОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
- 1 вар. Нарисовать наиболее запомнившийся эпизод урока.
- 2 вар. Найти информацию о любом из Семи чудес света, составить задачу или пример.
- 3 ряд. Сочинить стихотворения, рассказ, поэму о статуе Зевса.