Форма проведения: урок-сказка.
Тип урока: урок отработки умения и навыков.
Образовательная система “Школа 2100”.
Цель урока: обработка практических навыков написания буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн в словах.
Задачи урока:
Образовательные:
- обработать и закрепить написание гласных букв после шипящих ,
- продолжить работу по формированию навыков каллиграфического письма,
- уметь производить звукобуквенный анализ слов,
- способствовать обогащению словарного запаса детей.
Развивающие:
- развивать устную речь и фонематический слух,
- совершенствовать культуру речи,
- развивать орфографическую зоркость,
- расширять кругозор младших школьников;
- развивать психологические процессы: память, мышление, восприятие, внимание, эмоции,
- способность к самоконтролю;
- развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя;
- развивать способность к рациональной организации своего труда и рабочего места.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, пытливость при получении знаний;
- формировать интерес к изучению родного языка;
- воспитывать чувство уважения, взаимовыручки, аккуратность, усидчивость,
- самостоятельность, дисциплинированность.
Оборудование:
- компьютер,
- проектор,
- магнитофон,
- кассета с записью “Звука леса”,
- рисунок Буратино с ключиком,
- карточки со слогами и словами,
- картинки с изображением Бабы – Яги, лебедей, мышки, яблони, речки, печки, Машеньки и Ванюши,
- силуэт дерева, листочки (красного, желтого, зеленого цветов),
- светящаяся “волшебная” палочка,
- поднос с яблоками. ЭУП
Электронные пособия разработанные НМЦ НИПК и ПРО автор доктор педагогических наук Молокова А.В.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постараются понять –
Будут грамотно писать.
Дети:
Постараемся понять –
Будем грамотно писать.
2. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке русского языка мы с вами обобщим знания, умения и навыки о написании буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.
- Но урок у нас сегодня необычный, мы с вами отправимся в гости. А вот куда, вы догадаетесь сами, прослушав это стихотворение:
…У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказки говорит…
- Так куда мы оправляемся в гости?
- Правильно! Мы отправляемся с вами в волшебный мир русской народной сказки. На уроке мы будем составлять слова и предложения, закреплять правило правильного написания слов, а еще мы будем выручать друзей и помогать друг - другу.
3. Составление слов из слогов с буквосочетаниями ча – ща, чу – щу, жи – ши.
- Ребята, а дверку в сказку нам откроет Буратино своим золотым ключиком, если вы правильно составите все слова. Приложение 1.
Звукобуквенный анализ слов выполняется учащимися у доски.
Ёлка Яблоня Рябина
Работа в парах за компьютером по развитию речи с ЭУП*.
На доске записаны слоги, дети составляют слова. На доску магнитом поочередно крепятся карточки с составленными словами. ( В это же время дети выполняют звукобуквенный анализ слов и работают парами за компьютером с ЭУП*). Приложение 2.
- Молодцы ребята, все слова вы нашли и составили правильно. А пока мы составляли слова, ребята выполнили звуковой анализ слов. ( Правильность выполнения проверяется учащимися класса и показывается карточками сигналами.)4. Закрепление и обобщение знаний.
1. – Открывает Буратино своим ключиком дверку в сказку. А прослушав стихотворение до конца, вы отгадаете название сказки, в которую мы отправляемся. ( Включается кассета с записью “ Звуки леса” и тихо звучит мелодия.)
…Через горы и луга
Маленького братца
Унесла к себе Баба – Яга.
Как туда добраться?
Скучно Ване одному
Ни в дому, ни в терему,
У Яги в сторожке
На куриных ножках.
- Как называется сказка? (Гуси-лебеди.)
Приложение 3. На экране проецируется картинки гусей лебедей, избушки Бабы – Яги и Ванюши.2. Повторение правил о написании гласных букв после шипящих.
- Надо спасти Маше Ванюшку. Но труден путь от Яги. Нужно выполнить много заданий. Но без добрых друзей здесь не справиться. Поможем Машеньке?
- Давайте вспомним правило о написании гласных после шипящих. ( Учащиеся рассказывают правило о написании буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу из “ Веселых запоминалок ”.)
Учитель делит класс на три группы по рядам:
- 1 группа – жи – ши,
- 2 группа – ча – ща,
- 3 группа – чу – щу и выставляет карточку с названием команды на первую парту.)
В это же время продолжается работа в парах за компьютером по развитию речи с ЭУП*.
Дети упражняются в составлении предложений по опорным словам.
3. Работа в тетрадях. Каллиграфическая минутка.
- Пришла Маша к Бабе – Яге Ванюшку спасать. Страшно Машеньке, дрожит вся. Вдруг вбегает мышка: “ Хочешь, помогу тебе Ванюшу спасти? Пусть ребята красиво напишут строчку в тетради”. ( На доске прикрепляется рисунок с изображением мышки.)
- А чтобы красиво написать строчку мы потренируем пальчики, разомнем их, выполняя “ Пальчиковую гимнастику”
Физминутка.
- Потереть ладошки, чтобы они стали теплыми.
- Теплыми ладошками погрели щечки.
- Еще раз потерли ладошками, погладили шейку.
- Пощипали и слегка подергали себя за мочку ушей, как – будто у нас сегодня день рождения.
- Растерли и помассировали каждый пальчик левой и правой руки.
- Подняли руки вверх, зарядились энергией солнышка.
- С силой стряхнули руки вниз, всю отрицательную энергию отдали земле.
- Погладили себя по голове, “ Какие мы молодцы!”.
Дети пишут число и прописывают по образцу учителя одну строчку. Первая группа – жи- ши, вторая группа – ча – ща, третья группа – чу – щу.
- Спасибо, ребята. Мышка открыла замок. Выбежал Ванюшка из домика, и пустились они с Машенькой убегать.
4. Подбор слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн.
- Труден путь по лесу, кругом пни, сучки и ветки, густые деревья, лесные животные. И чтобы ребятам было легче бежать, давайте поможем им. Подберем слова – названия, которые встречаются в лесу и относятся к теме нашего урока.
Дети придумывают слова, например: ежи, ужи, чижи, пенечки, елочки, листочки, чаща, роща, сучки, веточки, грибочки, дубочки, белочки и т.д.
- Молодцы, ребята! Очень много подобрали слов. Вы надежные и верные друзья, готовы оказать помощь в трудную минуту.
5. Тренировочные упражнения. Нахождение ошибок и их исправление.
- Узнала Баба – Яга, что Машенька обманула ее и бросилась в погоню. Не сумела Баба – Яга догнать Машеньку, закипела она от злости. Посылает вдогонку своих помощников гусей – лебедей. Полетели гуси над холмами, над лесами. Приложение 4.
- А чтобы они не догнали Машу и Ванюшу, мы должны быстро найти ошибки и исправить их. (На доске с ошибками написаны слова.)
Ежы, ершы, щюки, чяйки, волчята, речька, рощя.
(Ученики находят ошибки и исправляют их.)
- Догадались вы, ребята,
Отчего ежи, ерши,
Щуки, чайки и волчата
Рассмеялись от души?
6. Составление предложений по опорным словам.
- Бегут дети, торопятся, гуси – лебеди за ними летят, догоняют, крыльями машут. Вдруг видят перед собой речку. “ Речка-матушка, спрячь нас” - просит Машенька. Отвечает речка: Составь предложение из слов обо мне” Приложение 5.
(Дети по опорным словам составляют предложение и записывают его в тетрадь.)
В речке плавают окуни, щуки и ерши.
- Спрятала речка ребят. Гуси – лебеди сели на воду, отдыхают.
- Давайте и мы с вами отдохнем.
Физминутка.
У реки росла рябина,
А река текла, рябила.
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
- Поплавали гуси – лебеди, поднялись в небо и полетели. А Машенька с Ваней опять побежали.
7. Тренировочные упражнения. Вставить в слова пропущенные буквы.
- Выбежала Машенька с Ваней, не знает, куда дальше бежать. Лес густой, темный. А гуси – лебеди вернулись назад, догоняют, крыльями машут. Вдруг видит Маша, яблонька стоит – “ Яблонька, спрячь нас” - просит Машенька. “ Отведай моих наливных яблочек, спрячу” - говорит яблонька. Приложение 6.
Дети одной группы выходят по цепочке к доске и записывают пропущенную букву в слова, написанные на доске. За правильный выбор, “ срывают” с дерева (из бумаги), на котором написано “Молодец!”.
В это время две других группы работают по коллективным карточкам ,передавая друг – другу по цепочке и выставляя пропущенную букву.
На доске | Коллективные карточки | |
I ряд | II ряд | III ряд |
камыш* | морж* | стриж* |
задач* | коч*н | свеч* |
ч*десный | ш*повник | малыш* |
еж*ки | щ*вель | пищ*т |
печ*ть | ж*раф | туч* |
стриж* | волч*та | камыш* |
ландыш* | ж*знь | захоч* |
- Что мы должны твердо запомнить о написании буквосочетаний с шипящими?
(Дети рассказывают правило о написании гласных после шипящих.)
- Заслонила яблонька ребят ветками, прикрыла листочками. Не заметили гуси – лебеди детей, мимо пролетели.
- Девочка с братцем опять побежала. Гуси-лебеди заметили их, вернулись, налетают, крыльями машут. Что делать? До дому осталось недалеко. Увидела Машенька печку. “ Печка – печка, спрячь меня” - просит девочка. “ Отведай моих румяных пирожков и придумай предложение обо мне и моих вкусных пирожках” - говорит печка. Приложение 7.
Дети придумывают предложения. Лучшие предложения записать на доске с комментированием.
5. Итог урока.
- Прибежала Машенька с братцем домой, а дома матушка с батюшкой приехали, и гостинцы детям привезли.
- А вы ребята, сегодня не просто трудились, но и доказали, что вы очень дружные ребята и добрые друзья. А дружба и доброта делают большие дела.
6. Рефлексия.
У каждого учащегося лежит на парте три листочка: красного, желтого и зеленого цветов и клей – карандаш. На доске вывешивается силуэт дерева из белой бумаги, на который дети наклеивают свои листочки.
- Ребята, у вас на партах лежат листочки разного цвета, и сейчас мы с вами подарим волшебной яблоньке свои листочки.
- Кому на уроке было все понятно, со всеми заданиями справился легко, уверенно, тот подарит яблоне листочек зеленого цвета – цвет уверенности.
- Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, то подарите желтый листок – цвет сомнения.
- Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справились, тогда подарите красный листок – цвет опасности, тревоги и страха.
- Пожалуйста, подарите яблоньке свои листочки.
7. Сюрпризный момент.
- Ребята, а вы верите в сказочные чудеса?
- Кто из вас знает волшебные заклинания?
Один из детей произносит заклинание и взмахивает волшебной палочкой. В класс входит родитель с подносом яблок – гостинцами яблоньки, говорит добрые слова. Яблоки дети получают на перемене.