В процессе развития личности будущего специалиста особую роль играет начальный этап обучения в профессиональном училище. Сложность его заключается в том, что при переходе от общего к профессиональному образованию у студентов происходит смена социального окружения, приобретаются новые способы познавательной деятельности, формируются новые формы межличностных отношений. И потому чем успешнее пройдет адаптация первокурсников к обучению в профтехучилище, тем выше будет психологический комфорт, учебная мотивация.
Современный словарь по психологии определяет понятие “адаптация – это приспособление строения и функций организма … к условиям окружающей среды”.
Социологическое исследование, проведенное в Новоуренгойском профтехучилище показало, что из года в год возрастает количество абитуриентов с ослабленным здоровьем, неуравновешенной психикой, отсутствием положительной мотивацией к обучению, некоторые из абитуриентов не имеют представлений о выбранной ими профессии. В то же время государственные общеобразовательные стандарты устанавливают все более высокие требования к качеству обученности будущего специалиста.
Перед преподавателями профтехучилища стоят непростые задачи:
- создать психолого-педагогические условия для ускорения процессов адаптации первокурсников к обучению в профтехучилище,
- вести работу по сохранению контингента обучающихся в профтехучилище,
- изучить личностный адаптационный потенциал первокурсников.
В результате своих действий:
- подготовить высококвалифицированных специалистов, удовлетворяющих требованиям рынка труда, способных решать нестандартные задачи, искать и находить нетрадиционные подходы в решениях;
- создать условия, стимул для продолжения обучения в высших учебных заведениях учащихся с высокой мотивацией к обучению.
Для учащихся ПТУ это означает способность соответствовать требованиям и нормам учебного заведения, а также способность развиваться в новой для себя среде, реализовать свои способности и потребности, не приходя с этой средой в противоречие.
С целью эффективного решения данных задач, творческой группой преподавателей училища, в которую вошли: классные руководители, мастера производственного обучения, учителя-предметники, социально-психологическая служба, родители, администрация, была разработана “Программа помощи в адаптации первокурсникам ГОУ НПО ЯНАО “НУрПУ”.
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования и развития морально-психологических, деловых и профессиональных качеств будущего специалиста.
В данной программе можно выделить три этапа:
- психологический (октябрь-ноябрь);
- социальный (ноябрь-январь);
- профессиональный (февраль-апрель).
Коллективная деятельность по адаптации первокурсников на первом этапе:
Исполнители | Содержание деятельности | Сроки |
Классные руководители, мастера производственного обучения | Ознакомление учащихся с едиными требованиями в училище | октябрь |
Помощь учащимся по ориентированию в расписании. Расположении кабинетов, столовой, раздевалки | октябрь | |
Контроль за соблюдением единых требований | постоянно | |
Изучение личных дел учащихся | октябрь | |
Изучение медицинских карт учащихся | октябрь | |
Классные часы знакомства | октябрь | |
Встречи в неформальной обстановке (день здоровья) | октябрь | |
Выявление индивидуальных особенностей, склонностей интересов учащихся, наметившихся проблем | октябрь- ноябрь | |
Индивидуальные беседы с учащимися | октябрь | |
Индивидуальные беседы с родителями | октябрь | |
Анкетирование родителей и учащихся | октябрь | |
Посещение уроков | октябрь-ноябрь | |
Координация взаимодействия всех участников образовательного процесса. Своевременное оперативное информирование администрации, родителей о возникающих проблемах | октябрь-ноябрь | |
Учителя-предметники | Взаимодействие с классными руководителями, мастерами производственного обучения по информированию об индивидуальных особенностях, успехах и проблемах учащихся | октябрь-ноябрь |
Индивидуальные консультации. Акцентирование внимания на соблюдение единых требований к учебной деятельности | октябрь-ноябрь | |
Зам.директора по УВР, по НМР, по воспитательной работе, методист | Посещение уроков. Изучение особенностей и возможностей учащихся во время работы на уроке | октябрь-ноябрь |
Выработка рекомендаций по совершенствованию учебной деятельности первокурсников | ноябрь | |
Разработка рекомендаций по проведению родительских собраний | ноябрь | |
Разработка диагностики для отслеживания прохождения адаптации | ноябрь | |
Разработка рекомендаций по применению технологий и методик, обеспечивающих эффективность учебной деятельности первокурсников | ноябрь | |
Социально-психологическая служба | Вооружение педагогического коллектива знаниями возрастной психологии | октябрь |
Индивидуальные консультации | ноябрь | |
Диагностика индивидуальных особенностей ребенка | ноябрь | |
Подготовка лекций и консультаций для родителей | ноябрь |
Таким образом, на первом этапе выделились и реализовывались задачи для:
Педагогического коллектива | Первокурсников |
Сбор и обработка информации о студентах первого курса | Формирование новых установок и навыков поведения |
Первичное проведение психолого-педагогической диагностики, внимательное изучение личностных особенностей каждого учащегося | Адаптация первокурсников к новой группе |
Создание благоприятного психологического климата для адаптации первокурсников | Изменение имеющегося стереотипа к учебной деятельности |
Коллективная деятельность по адаптации первокурсников на втором этапе:
Исполнители | Содержание деятельности | Сроки |
Классные руководители, мастера производственного обучения | Контроль за соблюдением единых требований | постоянно |
Классные часы | еженедельно | |
Индивидуальные беседы с учащимися | постоянно | |
Индивидуальные беседы с родителями | ноябрь-январь | |
Координация взаимодействия всех участников образовательного процесса. Своевременное оперативное информирование администрации, родителей о возникающих проблемах | постоянно | |
Учителя-предметники | Взаимодействие с классными руководителями, мастерами производственного обучения по информированию об индивидуальных особенностях, успехах и проблемах учащихся | постоянно |
Индивидуальные консультации. | еженедельно | |
Зам.директора по УВР, по УМР, по воспитательной работе, методист | Посещение уроков. Изучение особенностей и возможностей учащихся во время работы на уроке | по графику |
Индивидуальные консультации с классными руководителями первого курса, мастерами производственного обучения | ежемесячно | |
Проведение родительских собраний | раз в квартал | |
Индивидуальные консультации | ноябрь-январь | |
Оказание помощи в проведении лекций и консультации для родителей | ноябрь-январь |
Таким образом, на втором этапе выделились задачи для:
Педагогического коллектива | Первокурсников |
Создание условий для принятия социально-ролевого статуса “первокурсник” | Осознанное принятие социального статуса “первокурсник” |
Формирование взаимоотношений: педагог – первокурсник - родители | Сплоченность, способность строить межличностные отношения |
Коллективная деятельность по адаптации первокурсников на третьем этапе:
Исполнители | Содержание деятельности | Сроки |
Классные руководители, мастера производственного обучения | Контроль за соблюдением единых требований | постоянно |
Классные часы | еженедельно | |
Создание базы данных первокурсников | январь | |
Учителя-предметники | Индивидуальные консультации с учетом разных категорий учащихся. | ноябрь-апрель |
Зам.директора по УВР, по УМР, по воспитательной работе, методист | Посещение уроков. Изучение особенностей и возможностей учащихся во время работы на уроке | по графику |
Создание пакета документов по адаптации первокурсников | март | |
Социально-психологическая служба | Анализ каждого адаптационного периода | февраль |
Выработка рекомендаций по дальнейшей учебно-воспитательной работе с первокурсниками | март |
На третьем этапе выделились задачи для:
Педагогического коллектива | Первокурсников |
Формирование положительного отношения к выбранной специальности | самооценка профессионального выбора |
Способствовать интеграции групп первокурсников и объединение этих групп с обучающимися других курсов училища | Сформированность отношений: преподаватель – обучающийся – одногруппник – родитель |
Итак, в целях ускорения и усовершенствования адаптации первокурсников к обучению в профтехучилище необходимо:
- создавать условия для познавательно-информационного приспособления первокурсников к новому окружению, структуре профтехобразования, содержанию обучения в ней, ее требованиям, своим обязанностям;
- формировать осознанное положительное отношение в выбранной специальности;
- способствовать процессам внутренней интеграции групп первокурсников и объединению этих групп с обучающимися других курсов училища;
- готовить учащихся к новым формам и методам учебной работы в профтехучилище.