Цели
и задачи урока:
Оборудование: физическая карта России, карточки-задания, карточки с отрывками художественных произведений и научных статей на каждого ученика с заданиями к каждому отрывку, конверты с картами и номенклатурой, песочные часы или секундомер.
Особенность урока заключается в соединении индивидуальной деятельности учащихся с коллективными формами и в занимательности урока.
На доске:
красочное название урока и иллюстрации природы регионов.ХОД УРОКА
Предварительная подготовка: класс разделён на 3 команды по 7 уч-ся, выбирают капитанов команды, получают сигнальные флажки, столы расставлены по кругу. На учительском столе всё необходимое для проведения игры.
Для объективности:
1) Ни один из участников конкурса не должен находиться в привилегированном положении.
2) Оценка по каждому заданию должна своевременно объявляться.
3) Должна быть исключена возможность списывания.
Друзья мои! Я очень рада!
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю; в классе каждый гений,
Но без труда талант не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений -
Мы вместе сочиним урок.
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу.
Начинаем наш игровой урок.
1 конкурс - домашнее задание “Визитка региона” (презентация каждой команды). Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.
2 конкурс - “Географические загадки”
Каждая команда вытягивает карточки 2 раза:
1. Я – сибирская река, широка и глубока
Букву “е” на “у” смени стану спутником Земли.
(Лена – Луна)
2. Лесистых гор полуовалы, касанье голубых
лекал,
И скалы, срезанные валом, и небо, павшее в
……………,
И сам он – величав и вечен, в гранитной раме
вырезной,
И весь – до донышка – просвечен, и весь – до
капельки – родной. (Байкал)
3. От Тувы до океана
В клочьях серого тумана
Поперек Сибири всей
Катит воды … (Енисей)
4. Словно Амур свои воды несет
Ветер сибирский им песни поет.
5. А река, бежит, зовет куда-то
Плывут сибирские девчата
Навстречу утренней заре,
По ….., по …. (Ангаре)
6. У тебя, краса – река,
Женское обличье,
Даже имя у тебя
Нежное, девичье.
Ласковым тебя не зря
Окрестили словом,
Несмотря, что родилась
Ты в краю суровом. (Лена)
3 конкурс - “А знаете ли вы карту...”
Задание № 1. Определите, какие объекты обозначены на картосхеме Западной Сибири. Выпишите их названия.
Сверим ответы:
1 - п-ов Ямал
2 - Гыданский п-ов
3 - Западно-Сибирская равнина
4 - р.Таз
5 - р.Пур
6 - р.Енисей
7 - р.Обь
8 - р.Ишим
9 - р.Ир
10 - Барабинская низменность
11 - Алтай
12 - Западный Саян
13 - вершина Белуха
Задание № 2. Определите, какие объекты обозначены на картосхеме Восточной Сибири. Выпишите их названия
Сверим ответы:
1 - Карское море
2 - о-ва Северная Земля
3 - море Лаптевых
4 - Новосибирские о-ва
5 - Восточно-Сибирское мор
6 - п-ов Таймыр
7 - озеро Таймыр
8 - Северо-Сибирская низм.
9 - р.Лямка
10 - р.Хатанга
11 - Яно-Индигирская низм.
12 - Колымская низменность
13 - плато Путорана
14 - р.Анабар
15 - р.Оленёк
16 - р.Яна
17 - р.Индигирка
18 - Колымская низм.
19 - Колымское нагорье
20 - Оймяконское нагорье
21 - Верхоянский хребет
22 - р.Лена
23 - р.Алдан
24 - р.Вилюй
25 - Приленское плато
26 - Среднесибирское плоск.
27 - р.Нижняя Тунгуска
28 - р.Подкаменная Тунгуска
29 - Усть-Илимское водоохран.
30 - Енисейский кряж
Задание № 3. Определите, какие объекты обозначены на картосхеме Дальнего Востока. Выпишите их названия.
Сверим ответы:
1 - о.Врангеля
2 - Берингов пролив
3 - Чукотский п-ов
4 - Чукотское нагорье
5 - Анадырское плоск.
6 - Корякское нагорье
7 - залив Шелехова
8 - Командорские о-ва
9 - р.Камчатка
10 - Срединный хребет
11 - вулк.Ключевская Сопка
12 - хр.Джугджур
13 - Охотское море
14 - Курильские о-ва
15 - Шантарские о-ва
16 - о.Сахалин
17 - Татарский пролив
18 - р.Бурея
19 - р.Амур
20 - р.Зея
21 - озеро Хатанга
22 - р.Уссури
4 конкурс -
“Найди ошибку”Заранее готовится текст из 6-7 предложений на 4-5 ошибок. За каждую найденную ошибку + 1 балл. Время выполнения – 5 минут.
Текст № 1:
Западно-Сибирская равнина богатейшая природоресурсная территория России. Здесь издавна местные жители занимались добычей нефти и природного газа, добывали уголь и торф. Над равниной зимой господствуют только арктические воздушные массы. Тайга не имеет ценной древесины, в реках мало рыбы.Текст № 2: Восточная Сибирь большей частью лежит на юге умеренного климатического пояса. Из-за того, что здесь морской континентальный климат здесь очень жарко и влажно. Почвы серые лесные, плодородные. Растут кипарисовые леса. Зимой здесь +12, а летом + 2. Поэтому многолетняя мерзлота быстро тает.
Текст № 3:
Дальний Восток – край контрастов: большая протяжённость с запада на восток, климат однообразный, господствующие ветры – пассаты. Природные зоны разнообразны, особенно огромна степь. Много эндемиков: тигры и лоси, лисы и бурундуки, кедр, сосна, лиственница.5 конкурс - “А знаете ли вы…”
Каждая команда должна с увлечением рассказать о самом интересном (карточки)- Вулканы на Камчатке. (Ключевская Сопка)
- У камчатских гейзеров. (Долина гейзеров)
- Жемчужина Сибири – Байкал.
- Горы юга Сибири. (Алтай, Саяны).
- Ямал.
- Богатства Западной Сибири.
Карта! Ты познанья свет!
Ты ведь биография Лучшей из планет!
Если б не было тебя, Ничего б не знала я.
Я б не знала островов, Сельвы, стран и городов,
Рек, озёр, морей и гор, И тебя – родной простор.
6 конкурс -
“Отгадай номенклатуру”Учитель готовит 3 конверта в которые вкладывает карточки с названиями географических объектов Западной Сибири и Восточной Сибири, Дальнего Востока перемешанные. В течении 3 минут ученики должны разложить их по столбикам. За каждую ошибку снимается 0,5 балла.
Западная Сибирь: Западно-Сибирская равнина, г.Алтай, Барабинская низменность, п-ов Ямал, Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж, Гыданский п-ов.
Восточная Сибирь:
Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, г.Бырранга, р.Олекма, п-ов Таймыр, Анабарское плато, Енисейский кряж.Дальний Восток:
п-ов Чукотка, Корякское нагорье, хребет Сихотэ-Алинь, п-ов Камчатка, хребет Джугджур, Колымская низменность, р. Амур.Лучшему усвоению названий и материала способствует использование стихов, поэтических описаний природы, которые подбирают сами дети к уроку.
7 конкурс -
“Литературный”Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река.
У тебя, краса-река женское обличье,
Даже имя у тебя – женское девичье.
Ласковым тебя не зря окрестили словом
Несмотря, что родилась ты в краю суровом. (р. Лена)
Как угрюмый кошмар исполина,
Поглотивший луга и леса,
Без конца протянулась равнина,
И краями ушла в небеса.
И краями пронзила пространство,
И до звёзд прикоснулась вдали,
Застелив мировое пространство
Монотонной печалью земли… (Западно-Сибирская
равнина)
И он как зеркало лежит,
Гора в него глядится.
То туча воды затемнит,
То солнце в них лучится.
О нём писали “Чаша вод”.
Да. Но какая “чаша”! (о.Байкал)
От Тувы до океана
В клочьях серого тумана
Поперек Сибири всей
Катит воды … (Енисей)
А река, бежит, зовет куда-то
Плывут сибирские девчата
Навстречу утренней заре,
По Ангаре, по Ангаре
Лесистых гор полуовалы, касанье голубых лекал,
И скалы, срезанные валом, и небо, павшее в
……………,
И сам он – величав и вечен, в гранитной раме
вырезной,
И весь – до донышка – просвечен, и весь – до
капельки – родной. (Байкал)
Подведение итогов
“Ребята, вы просто молодцы! С данными заданиями справились замечательно. При повторении мы вспоминали географические объекты, относящиеся к разным территориям, особенности природных регионов России. Видно, что вы усвоили терминологию, номенклатуру и пройденный материал.”
Молодцы!!! Урока время истекло
Я вам ребята благодарна
За то, что встретили тепло,
И поработали ударно.
Спасибо! До Свидания!