Взрослый “мир” и “мир” детства постоянно живут рядом. Два этих мира уникальны и непохожи, но все же они постоянно пересекаются. Разница между “миром” ребенка и “миром” взрослого выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т.д. Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Величайшим заблуждением родителей является миф о том, что их дети должны понимать окружающий мир и их самих, так же как и взрослые. Дети делают свои выводы, учитывая не только то, что мы говорим, но и то, что и как при этом делаем, как ведем себя с другими людьми. Личный пример родителя является подчас более воспитывающим, чем любые нравоучения.
Очень часто родителю кажется, что ребенок плохо себя ведет из-за злой воли, стремясь разозлить родителя, однако так бывает далеко не всегда. В основе любого нежелательного поведения могут лежать различные цели, такие как требование внимания и комфорта, желание показать свою власть или демонстративное неповиновение, утверждение своей несостоятельности или неполноценности, месть и др.
Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить проблемы детско-родительских отношений.
Работа с родителями в группе помогает взглянуть на себя со стороны “глазами других”. Групповые методы работы с родителями можно рассматривать как модель групповой консультативной работы, часто более эффективной, чем индивидуальное консультирование. Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо “по наследству” от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя, полученных из близкого социального окружения, средств массовой информации.
Одна из таких групповых форм работы представлена ниже в виде тренинга детско-родительских отношений. Тренинг рассчитан на количество участников от 10 до 14 человек, по времени – около 2-х часов.
Тренинг для родителей “Недетские вопросы”
Цель: способствовать развитию гармоничных детско-родительских отношений.
Задачи:
- расширение возможности понимания своего ребенка.
- осознание разницы между “миром” ребенка и “миром” взрослого.
Материалы. Листы бумаги А 4, фломастеры, цветные карандаши, маркер и лист ватмана для составления списка прав, 2 листа с надписью “Права родителей”, “Права детей”, запись музыки для релаксации.
1. Знакомство. Ожидания. Ассоциации по поводу выражения “мир детства”.
Участникам предлагают представиться, сказать о себе то, что считают необходимым, чего ждут от сегодняшней работы и, подключив все свои органы чувств, вспомнить запахи, звуки, зрительные образы, ощущения, связанные с детством. Участники тренинга по мере готовности говорят о своих ассоциациях. На каждого участника группы 1,5-2 минуты.
2. Далее психолог говорит о важности проживания детства.
Огромное количество трудностей, ограничений, неиспользованных ресурсов нашей взрослой жизни следует искать в детстве. Так бывает порой, что наши “детские” проблемы преследуют нас во взрослой жизни, мешая нам свободно вступать в контакт, уверенно идти по жизни, становясь уже совсем “недетскими”. И мы часто не в силах исправить и изменить что-то, так и несем этот “недетский груз”, груз неразрешимых детских переживаний всю свою взрослую жизнь. Однако, безусловно, подвластной нашему взрослому осознанию и контролю является возможность перестать двигаться по замкнутому кругу и избавить наших детей от груза собственных проблем и ограничений.
И первое, что мы можем сделать по отношению к своим детям, это признать ценность ребенка, уважая его право быть таким, какой он есть.
Г. Лэндрет в своей книге “Игровая терапия: искусство отношений” говорит о детях.
- Дети – это люди.
- Дети – это не маленькие взрослые
- Дети живут здесь и сейчас (нет прошлого и будущего).
- Дети уникальны и заслуживают уважения.
- Дети выносливы.
- Дети имеют врожденную тенденцию к развитию и выживанию.
- Дети способны к позитивному управлению собственной деятельностью.
- Дети имеют право на молчание (на собственные границы.)
- Дети растут и развиваются в своем ритме, который нельзя ускорить (можно развивать ресурсы, давать возможности).
Чтобы лучше понимать детей, живущих рядом с нами, важно обращаться к ребенку внутри нас, т.е. к своему собственному детскому опыту.
Участникам предлагают вспомнить, как их называли в детстве близкие: мама, папа, бабушка, дедушка. Дают возможность высказаться каждому участнику.
3. Упражнение “Экскурсия в детство”.
Звучит музыка для релаксации.
Ведущий предлагает участникам тренинга вспомнить себя в возрасте 5-6 лет (самое яркое воспоминание).
Нарисовать рисунок из того времени. Вспомнить чувства, звуки, желания, запахи, которые окружали в детстве. На это упражнение отводится 10 минут. Когда остается 2 минуты, напоминают, что время подходит к концу, чтобы участники успевали закончить то, что важно для них.
Когда все закончат работу предлагают подумать, что было самым важным, ценным тогда, что приносило много радости, а что, возможно, приносило огорчения, боль, вызывало страх…
Обсуждение:
- Как вам показалось сейчас, что было важным в вашем детстве? Когда вам было хорошо? Были ли рядом с вами взрослые? А если бы были, что бы изменилось? Как вам сейчас? Важно ли для ребенка чувствовать себя самостоятельным? Любимым? Важны ли внимание, забота, интерес?
4. Упражнение “Имеем право”.
В период вынашивания плода территория ребенка полностью принадлежит матери, находится под ее контролем. Появление ребенка на свет лишь немного меняет ситуацию – за территорией ребенка (кроватка, его желания) столь же необходим неусыпный контроль.
Но дальнейшие события разворачиваются таким образом, что ребенок все чаще начинает выходить из поля зрения матери, и в конечном итоге целью его развития становится обретение самостоятельности. Родители становятся перед выбором: давать или нет ребенку много пространства.
Конечно, этот процесс постепенный и во многом индивидуальный, с постепенной передачей прав и ответственности по мере готовности ребенка действовать независимо от матери, однако счастливое проживание родителей с детьми напрямую зависит от того, насколько родители готовы предоставить ребенку эти права.
Психолог предлагает группе разделиться на две половины. Одна - “дети”, а другая – “родители”. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав. После того, как каждая группа закончила подготовку такого списка (в течение 10 минут), “родители” и “дети” начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Психолог регулирует дискуссию и выносит принятые обеими сторонами права на видное место.
Группа оговаривает, в каком возрасте будут находиться “дети”, которые пишут права, исходя из своих интересов.
Примерный список прав
Права родителей |
Права детей |
Давать советы. Контролировать исполнение обязанностей, соответствующих возможностям ребенка и оговоренных заранее. Ограничивать в излишествах. Право направлять, объяснять. Право поощрять и высказывать недовольство Защищать своего ребенка, заботиться о нем. Право на получение любви и заботы со стороны ребенка. |
Выражать свое мнение и
недовольство в том числе. Право на любовь и внимание со стороны родителей. Право выбора друзей. Право выбора еды. Право выбора одежды. Заниматься в свободное время тем, чем хочется (неопасным для здоровья) Право на неприкосновенность (физические наказания) |
Психолог подводит итог после дискуссии: дети мудрее нас взрослых, и лучше знают, что им нужно. Наша задача – просто быть чуткими и гибкими в понимании этого.
5. Обратная связь. Родителям предлагают сказать о том, что сейчас изменилось в их отношениях к детям. Какие открытия они сделали для себя сегодня. Насколько важна была сегодняшняя встреча.
Литература
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? -М., 1995.
- Гордон Т. Повышение родительской эффективности / Популярная педагогика. – Екатеринбург, 1997.
- Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. -М., 1994.
- Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. -СПб., 2003.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. -СПб, 2000.
- Млодик И.Ю.Чудо в детской ладошке или неруководство по детской психотерапии. -М. -СПб, 2004.
- Сидоренко Е.В. Опыты реориентационного тренинга. -СПб., 1995.