Цели урока:
Оборудование:
- cлайды с изображением греческих богов и героев;
- экран;
- м/ф “Приключения Одиссея”;
- мультимедийный проектор, карточки с заданиями.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
Ребята!
Сегодня мы проведем необычный урок по истории. Мы отправимся в путешествие по Древней Греции и вспомним предания и легенды. Сложены они в те далекие времена, когда люди только начинали вглядываться в окружающий их мир, только приступали к его исследованию и объяснению. Удивительно ли, что на первых парах они делали это неумело, неправильно.
Одну за другой, мешая правду и вымысел, придумали они и рассказывали друг другу удивительные истории. Так сложилось множество преданий о богах, героях и человеческих существах, преданий объясняющих устройство мира и судьбы человечества. Эти предания мы называем греческим словом мифы.
Изображая своих героев и богов, древние греки с великим мастерством воплощали в них самые лучшие и самые дурные свойства человека.
Мы начинаем игру “Сильное звено”.
Прошу участников и членов жюри занять свои места (6 участников).
(Членами жюри являются учащиеся класса – 3 человека)
Если участники игры будут затрудняться в выборе ответа, то им на помощь придет команда зрителей.
3. Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Мифы Древней Греции”. (Слайд №2)
1 раунд
- Кому из трех богинь (Афина, Афродита, Гера) Парис вручил яблоко с надписью “прекраснейшая”. (Слайд № 3)
- Какая война началась по преданию из-за слова “Прекраснейшая”. (Троянская). (Слайд № 4)
- Как называлась одежда, которую носили др. греки? (Тога, туника, хитон) (Слайд № 5)
- Кто из богов был отцом Геракла (Зевс). (Слайд № 6)
- Как звали ребенка, родившегося раньше Геракла (Эврисфей). (Слайд № 7)
- Кто все время пытался погубить Геракла (Гера). (Слайд № 8)
- Из каких источников ученые узнали мифы? (Поэмы Гомера Гесиода). (Слайд № 9)
- Назовете музыкальный инструменты Древней Греции. (Кифара, лира). (Слайд № 10)
- .Назвать братьев Зевса. (Посейдон, Аид). (Слайд № 11)
- Как звали богиню победы. (Ника). (Слайд № 12)
- Кто из героев подарил людям огонь. (Прометей). (Слайд № 13)
- Бог брака и семейных уз. (Гименей) (Слайд № 14)
- Назовите героя греческой мифологии, занимающегося самой тяжелой работой. (Сизиф). (Слайд № 15)
- Кто был воспитателем Геракла. (Кентавр Хирон). (Слайд № 16)
- Назовите самую известную горную вершину Древней Греции. (Олимп) (Слайд № 17)
- Статуя, какого бога была обязательной при входе в древнегреческую школу. (Аполлон). (Слайд № 18)
- Кто из богов Олимпа был уродлив. (Гефест). (Слайд № 19)
- Что сделала Пандора. (Выпустила на волю людские пороки, несчастья, болезни). (Слайд № 20)
- 3а что Афродита покарала Нарцисса. (Отверг ее любовь). (Слайд № 21)
- Вспомните печальную историю об афинском царе Эгее, который должен был посылать могущественному царю Минусу в качестве дара 7 юношей и 7девушек. Какое страшное чудовище жило в лабиринте на острове Крит? (Минотавр). (Слайд № 22)
- Кто был отцом циклопа Полифема. (Посейдон). (Слайд № 23)
- Кто такая Деметра. (Богине плодородия). (Слайд № 24)
- Зачем Ясон отправился в Колхиду? (Слайд № 25)
А сейчас жюри должно определить, кто один из шести участников станет зрителем.
2 раунд
1. О ком эти строки:
“Целою сотней чудовищных рук размахивал
каждый
Около плеч могучих у тех великанов по 50
поднималось голов из туловищ крепких.
Силой они неподступной и ростом большим
обладали. (Сторукие) (Слайд № 27)
Вопрос зрителям: Как Уран избавился от детей- великанов? (Заключил их в недра Земли)
2. Силы бессильному дать и в ничтожество сильного ввергнуть, счастье отнять у счастливца, безвестного вдруг возвеличить. Выпрямить сгорбленный стан или спину надменную сгорбить - очень легко громовержцу, живущему в вышних. (Зевс). (Слайд № 28)
Вопрос зрителям: Кто такой Зевс? Где он живет? (Повелитель всего живого на Земле, гора Олимп)
3. Ее извлекла из веревки Афина, молвив:
“Живи! Но и впредь - виси негодяйка”.
Стала мала голова, и сделалось крохотным тело.
Нет уж ног, по бокам топорщатся тонкие ножки. Все
остальное - живот.
Из него тем не менее тянет нитку паук и
продолжает плести паутину. (Арахна). (Слайд № 29)
Вопрос зрителям: Скажите, почему Арахна превратилась в паука?
4. Любит она только луки, охоту в горах за зверями, звяканье лир, звучащие крики, рощи, богатые тенью. (Артемида). (Слайд № 30)
Вопрос зрителям: Кто является неизменной спутником Артемиды. (Лань)
5. Ты, ненавистнейший мне из богов, населяющих
небо!
Только тебе и приятны вражда да раздоры, да битвы.
Матери дух у тебя, необузданный, вечно строптивой
Геры. (Арес) (Слайд № 31)
6. Преступника к скалистым пригвоздили кручам, сковав булатными, кандальными оковами. Ведь он огонь твой, цвет, чудесно блещущий, украл и людям подарил. (Прометей) (Слайд № 32)
Вопрос зрителям: Найти и показать на доске рисунок с изображением Прометея.
3. Он - бог, карающий и насылающий на человечество чуму и разные бедствия. Вместе с тем он - бог - врачеватель болезней, одно из его главных качеств - дар предсказаний. Он победитель тьмы и злых духов, бог света и красоты. (Аполлон). (Слайд № 33)
4. Обида! Обида! Мы - первые боги, мы - древние дети проматери - Геи великой Земли. (Титаны). (Слайд № 34)
5. С веселой толпою украшенных венками нимф и сатиров ходит он по всему из страны в страну. Он идет впереди в венке из винограда, с тирсом в руках. (Дионис). (Слайд № 35)
6. Мой сын! Мой сын! Будь осторожен
Спокойней крылья напрягай.
Под ветром путь наш ненадежен,
Сырых туманов избегай. (Дедал и Икар). (Слайд № 36)
Раунд закончился.
Слово жюри – кто один из пяти участников станет зрителем. Не расстраивайтесь, вы можете отличиться, если будете помогать участникам игры. А сейчас – внимание на экран. Перед вами бог Дионис. Давайте послушаем о нем легенду (инсценировка легенды о превращении бога во льва). (Слайд № 37)
3 раунд
“Крылатые выражения”
(участники игры вместе с командой зрителей должны объяснить значение данных выражений)
1. “Кануть в Лету” - исчезнуть навсегда, быть забытым. (Слайд № 39)
2.Сизифов труд” - тяжелая, бесконечная и бесплодная работа. (Слайд № 40)
3.Ящик (сосуд) Пандоры - источник всяких несчастий. (Слайд № 41)
4.Нить Ариадны - путеводная нить, способ решить трудный вопрос, найти выход из запутанного положения. (Слайд № 42)
5. Авгиевы конюшни - запущенное, грязное место. (Слайд № 43)
6. Ахиллесова пята - слабое, уязвимое место. (Слайд № 44)
7. Троянский конь - подарок, сделанный врагу с целью погубить его. (Слайд № 45)
8. Одиссея - долгие странствия, полные испытаний и приключений. (Слайд № 46)
9. Оказаться между Сциллой и Харибдой - подвергаться опасности одновременно с двух сторон. (Слайд № 47)
Ребята! Вы правильно дали толкование крылатого выражения - “Оказаться между Сциллой и Харибдой”. А сейчас посмотрите на экран (показ кадров из м/ф “Приключения Одиссея”). Вы видите, что корабль Одиссея оказался между двумя чудовищами, которые хотели его погубить. Но отважный путешественник нашел верный путь к спасению. Расскажите какое решение принял Одиссей. (Слайд № 48–52)
Сейчас членам жюри нужно принять решение - кто пополнит команду зрителей. Будьте объективны в выборе своего решения (останется 3 участника).
4 раунд
Вопрос команде зрителей: сколько подвигов совершил Геракл?
Перечислите эти подвиги.
- Расскажи о Геракле и Немейском льве (1 подвиг). (Слайд № 54)
- Расскажи о Геракле и Лернейской гидре (2 подвиг). (Слайд № 55)
- Расскажи о Керинейской лани (4 подвиг). (Слайд № 56)
А сейчас жюри определит , кто на их взгляд не совсем точно и правильно отвечал на вопросы и кто станет зрителем (остаются 2 участника).
5 раунд
Участникам игры предлагается написать древнегреческих мифологических героев. (Слайд № 58)
1. Девкалион - сын Прометея, оставшийся в живых после потока, устроенного Зевсом.
2. Прометей - подарил людям огонь
3. Персей – избавил людей от Медузы Горгоны с помощью щита Афины и меча Гермеса
4. Геракл - совершил 12 подвигов
5. Персей - убил Минотавра
6. Орфей - знаменитый певец
7. Дедал - художник, который смастерил крылья
8. Икар - сын Дедала - при состязании со своим другом Аполлоном ударом диска повредил голову и вырос красный цветок
Победителя игры выбирают команда зрителей (в то время, как участники игры выполняют поставленные перед ними задачи, команда зрителей смотрит сценку и отвечают на вопросы).
Игра со зрителями (Слайд №59)
Игра “Найди и исправь ошибку” (учащиеся смотрят текст на экране, в котором имеются ошибки, зрителям необходимо найти неточности).
Геракл поселился в Тиринфе и стал слугой гордого и смелого (слабого, трусливого) Эврисфея. Эврисфей любил могучего героя и часто делил с ним минуты досуга (боялся и не пускал его в Микены). Все приказания передавал он сыну Афины (Зевса) через своего вестника Копрея. Немейский лев - последний (первый) подвиг Геракла.
4. Подведение итогов урока и выставление комментированных оценок.