Мифы Древней Греции

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся систему научных знаний.
  2. Обобщить и систематизировать знания учащихся о легендах и преданиях Древней Греции.
  3. Развивать познавательную активность учащихся на уроке.
  4. Формировать умение сопереживать в коллективной учебной игре.

Оборудование:

  • cлайды с изображением греческих богов и героев;
  • экран;
  • м/ф “Приключения Одиссея”;
  • мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Ребята!

Сегодня мы проведем необычный урок по истории. Мы отправимся в путешествие по Древней Греции и вспомним предания и легенды. Сложены они в те далекие времена, когда люди только начинали вглядываться в окружающий их мир, только приступали к его исследованию и объяснению. Удивительно ли, что на первых парах они делали это неумело, неправильно.

Одну за другой, мешая правду и вымысел, придумали они и рассказывали друг другу удивительные истории. Так сложилось множество преданий о богах, героях и человеческих существах, преданий объясняющих устройство мира и судьбы человечества. Эти предания мы называем греческим словом мифы.

Изображая своих героев и богов, древние греки с великим мастерством воплощали в них самые лучшие и самые дурные свойства человека.

Мы начинаем игру “Сильное звено”.

Прошу участников и членов жюри занять свои места (6 участников).

(Членами жюри являются учащиеся класса – 3 человека)

Если участники игры будут затрудняться в выборе ответа, то им на помощь придет команда зрителей.

3. Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Мифы Древней Греции”. (Слайд №2)

1 раунд

  1. Кому из трех богинь (Афина, Афродита, Гера) Парис вручил яблоко с надписью “прекраснейшая”. (Слайд № 3)
  2. Какая война началась по преданию из-за слова “Прекраснейшая”. (Троянская). (Слайд № 4)
  3. Как называлась одежда, которую носили др. греки? (Тога, туника, хитон) (Слайд № 5)
  4. Кто из богов был отцом Геракла (Зевс). (Слайд № 6)
  5. Как звали ребенка, родившегося раньше Геракла (Эврисфей). (Слайд № 7)
  6. Кто все время пытался погубить Геракла (Гера). (Слайд № 8)
  7. Из каких источников ученые узнали мифы? (Поэмы Гомера Гесиода). (Слайд № 9)
  8. Назовете музыкальный инструменты Древней Греции. (Кифара, лира). (Слайд № 10)
  9. .Назвать братьев Зевса. (Посейдон, Аид). (Слайд № 11)
  10. Как звали богиню победы. (Ника). (Слайд № 12)
  11. Кто из героев подарил людям огонь. (Прометей). (Слайд № 13)
  12. Бог брака и семейных уз. (Гименей) (Слайд № 14)
  13. Назовите героя греческой мифологии, занимающегося самой тяжелой работой. (Сизиф). (Слайд № 15)
  14. Кто был воспитателем Геракла. (Кентавр Хирон). (Слайд № 16)
  15. Назовите самую известную горную вершину Древней Греции. (Олимп) (Слайд № 17)
  16. Статуя, какого бога была обязательной при входе в древнегреческую школу. (Аполлон). (Слайд № 18)
  17. Кто из богов Олимпа был уродлив. (Гефест). (Слайд № 19)
  18. Что сделала Пандора. (Выпустила на волю людские пороки, несчастья, болезни). (Слайд № 20)
  19. 3а что Афродита покарала Нарцисса. (Отверг ее любовь). (Слайд № 21)
  20. Вспомните печальную историю об афинском царе Эгее, который должен был посылать могущественному царю Минусу в качестве дара 7 юношей и 7девушек. Какое страшное чудовище жило в лабиринте на острове Крит? (Минотавр). (Слайд № 22)
  21. Кто был отцом циклопа Полифема. (Посейдон). (Слайд № 23)
  22. Кто такая Деметра. (Богине плодородия). (Слайд № 24)
  23. Зачем Ясон отправился в Колхиду? (Слайд № 25)

А сейчас жюри должно определить, кто один из шести участников станет зрителем.

2 раунд

1. О ком эти строки:

“Целою сотней чудовищных рук размахивал каждый
Около плеч могучих у тех великанов по 50 поднималось голов из туловищ крепких.
Силой они неподступной и ростом большим обладали. (Сторукие) (Слайд № 27)

Вопрос зрителям: Как Уран избавился от детей- великанов? (Заключил их в недра Земли)

2. Силы бессильному дать и в ничтожество сильного ввергнуть, счастье отнять у счастливца, безвестного вдруг возвеличить. Выпрямить сгорбленный стан или спину надменную сгорбить - очень легко громовержцу, живущему в вышних. (Зевс). (Слайд № 28)

Вопрос зрителям: Кто такой Зевс? Где он живет? (Повелитель всего живого на Земле, гора Олимп)

3. Ее извлекла из веревки Афина, молвив:

“Живи! Но и впредь - виси негодяйка”.
Стала мала голова, и сделалось крохотным тело.
Нет уж ног, по бокам топорщатся тонкие ножки. Все остальное - живот.
Из него тем не менее тянет нитку паук и продолжает плести паутину. (Арахна). (Слайд № 29)

Вопрос зрителям: Скажите, почему Арахна превратилась в паука?

4. Любит она только луки, охоту в горах за зверями, звяканье лир, звучащие крики, рощи, богатые тенью. (Артемида). (Слайд № 30)

Вопрос зрителям: Кто является неизменной спутником Артемиды. (Лань)

5. Ты, ненавистнейший мне из богов, населяющих небо!
Только тебе и приятны вражда да раздоры, да битвы.
Матери дух у тебя, необузданный, вечно строптивой Геры. (Арес) (Слайд № 31)

6. Преступника к скалистым пригвоздили кручам, сковав булатными, кандальными оковами. Ведь он огонь твой, цвет, чудесно блещущий, украл и людям подарил. (Прометей) (Слайд № 32)

Вопрос зрителям: Найти и показать на доске рисунок с изображением Прометея.

3. Он - бог, карающий и насылающий на человечество чуму и разные бедствия. Вместе с тем он - бог - врачеватель болезней, одно из его главных качеств - дар предсказаний. Он победитель тьмы и злых духов, бог света и красоты. (Аполлон). (Слайд № 33)

4. Обида! Обида! Мы - первые боги, мы - древние дети проматери - Геи великой Земли. (Титаны). (Слайд № 34)

5. С веселой толпою украшенных венками нимф и сатиров ходит он по всему из страны в страну. Он идет впереди в венке из винограда, с тирсом в руках. (Дионис). (Слайд № 35)

6. Мой сын! Мой сын! Будь осторожен
Спокойней крылья напрягай.
Под ветром путь наш ненадежен,
Сырых туманов избегай. (Дедал и Икар). (Слайд № 36)

Раунд закончился.

Слово жюри – кто один из пяти участников станет зрителем. Не расстраивайтесь, вы можете отличиться, если будете помогать участникам игры. А сейчас – внимание на экран. Перед вами бог Дионис. Давайте послушаем о нем легенду (инсценировка легенды о превращении бога во льва). (Слайд № 37)

3 раунд

“Крылатые выражения”

(участники игры вместе с командой зрителей должны объяснить значение данных выражений)

1. “Кануть в Лету” - исчезнуть навсегда, быть забытым. (Слайд № 39)

2.Сизифов труд” - тяжелая, бесконечная и бесплодная работа. (Слайд № 40)

3.Ящик (сосуд) Пандоры - источник всяких несчастий. (Слайд № 41)

4.Нить Ариадны - путеводная нить, способ решить трудный вопрос, найти выход из запутанного положения. (Слайд № 42)

5. Авгиевы конюшни - запущенное, грязное место. (Слайд № 43)

6. Ахиллесова пята - слабое, уязвимое место. (Слайд № 44)

7. Троянский конь - подарок, сделанный врагу с целью погубить его. (Слайд № 45)

8. Одиссея - долгие странствия, полные испытаний и приключений. (Слайд № 46)

9. Оказаться между Сциллой и Харибдой - подвергаться опасности одновременно с двух сторон. (Слайд № 47)

Ребята! Вы правильно дали толкование крылатого выражения - “Оказаться между Сциллой и Харибдой”. А сейчас посмотрите на экран (показ кадров из м/ф “Приключения Одиссея”). Вы видите, что корабль Одиссея оказался между двумя чудовищами, которые хотели его погубить. Но отважный путешественник нашел верный путь к спасению. Расскажите какое решение принял Одиссей. (Слайд № 48–52)

Сейчас членам жюри нужно принять решение - кто пополнит команду зрителей. Будьте объективны в выборе своего решения (останется 3 участника).

4 раунд

Вопрос команде зрителей: сколько подвигов совершил Геракл?

Перечислите эти подвиги. 

  1. Расскажи о Геракле и Немейском льве (1 подвиг). (Слайд № 54)
  2. Расскажи о Геракле и Лернейской гидре (2 подвиг). (Слайд № 55)
  3. Расскажи о Керинейской лани (4 подвиг). (Слайд № 56)

А сейчас жюри определит , кто на их взгляд не совсем точно и правильно отвечал на вопросы и кто станет зрителем (остаются 2 участника).

5 раунд

Участникам игры предлагается написать древнегреческих мифологических героев. (Слайд № 58)

1. Девкалион - сын Прометея, оставшийся в живых после потока, устроенного Зевсом.

2. Прометей - подарил людям огонь

3. Персей – избавил людей от Медузы Горгоны с помощью щита Афины и меча Гермеса

4. Геракл - совершил 12 подвигов

5. Персей - убил Минотавра

6. Орфей - знаменитый певец

7. Дедал - художник, который смастерил крылья

8. Икар - сын Дедала - при состязании со своим другом Аполлоном ударом диска повредил голову и вырос красный цветок

Победителя игры выбирают команда зрителей (в то время, как участники игры выполняют поставленные перед ними задачи, команда зрителей смотрит сценку и отвечают на вопросы).

Игра со зрителями (Слайд №59)

Игра “Найди и исправь ошибку” (учащиеся смотрят текст на экране, в котором имеются ошибки, зрителям необходимо найти неточности).

Геракл поселился в Тиринфе и стал слугой гордого и смелого (слабого, трусливого) Эврисфея. Эврисфей любил могучего героя и часто делил с ним минуты досуга (боялся и не пускал его в Микены). Все приказания передавал он сыну Афины (Зевса) через своего вестника Копрея. Немейский лев - последний (первый) подвиг Геракла.

4. Подведение итогов урока и выставление комментированных оценок.

Презентация