Используемый УМК: “Школа–2000” - “Школа–2100”; учебник по математике для 1-го класса начальной школы автора Л.Г.Петерсон, разработанный в рамках программы “Школа 2000” под руководством доктора физико-математических наук, профессора, заведующего Отделом математического образования РАО Г.В.Дорофеева.
Цели урока:
обучающие: установить взаимосвязь между компонентами и результатами действия вычитания. Закреплять знание состава числа 9, навыки счёта в пределах числа 9, умение сравнивать выражения.
развивающие: развивать внимание, логическое мышление, наблюдательность, математическую речь, умение делать выводы.
воспитывающие: воспитывать интерес к математике, трудолюбие, аккуратность, умение общаться и дружить.
Задачи урока: формирование навыков беглого счёта в пределах 10 через серию уроков по теме “Сложение – вычитание в пределах 10” с использованием интерактивного оборудования с целью повышения мотивации и эффективности обучения.
Оборудование: Учебник “Математика 1-й класс, часть 2” авт. Л.Г.Петерсон (с.24-25, урок 13), изображение “замка” (№1), набор магнитных цифр, индивидуальные наборы карточек с цифрами (у каждого ученика), интерактивная доска: “Hitachi”, StarBoard Software.
ХОД УРОКА
Этап урока |
Содержание |
Примечания |
1. Организационный момент. | - Улыбнитесь друг другу и начнём наш урок. | |
2. Устный счёт. | Работа с использованием
интерактивной доски. 1. Устный счёт в пределах 10. - Вычислите и покажите карточку с результатом!.. - Посмотрите на все ответы. - Что заметили? - В каком порядке можно расположить цифры? - Расположите в порядке возрастания и отгадайте, кто пришёл к нам на урок. - Давайте убедимся в нашей правоте. (Учитель открывает следующий слайд) - Что интересного знаете об этом животном? 2. Логическое задание. - На дворе уже осень, становится холодно. Давайте подберём нашему гостю тёплую шапочку. (Учитель открывает следующий слайд) Путём логических рассуждений, дети выясняют, какой должна быть шапочка. Дети по очереди выходят и отражают выводы на доске: рисунок узора, цвет и форма помпона. (Учитель открывает следующий слайд) (Учитель открывает следующий слайд) |
Открыть папку “Презентация”. 1-й слайд содержит числовые выражения, которые дети вычисляют устно. Результат каждого показывают карточкой с соответствующим ответу числом, после проверки один из учеников выходит и отражает результат на интерактивной доске в соответствующем “окошечке” на слайде. Если технические условия не позволяют отразить результат на интерактивной доске, эту работу можно заменить магнитной доской и карточками с магнитными цифрами. На доске один из учеников составляет нужный порядок, подставляет буквы. Получается слово “крот”. 2-й слайд содержит изображение крота. Интегрирование с уроком окружающего мира. 3-й слайд содержит таблицу с изображением шапочек. 4-й слайд содержит поощрение за работу (слово “молодцы”). 5-й слайд содержит приглашение к игре. Работа с использованием интерактивной доски заканчивается во избежание нарушений требований санитарных норм и причинения вреда здоровью. |
3. Физ.минутка. | Ритмическая игра “Счёт
тройками” Разбившись парами и стоя лицом друг к другу, дети считают молча, “про себя”, одновременно выполняя под счёт движения. Вслух произносятся кратные числа 3 (3, 6, 9, 12, 15, 18…30). Называя кратное, дети касаются ладоней друг друга (как в считалочках). 1 - коснуться руками ног, 2 - хлопнуть в ладоши, 3 - прикоснуться ладонями друг к другу и сказать “три”, 4 - коснуться руками ног, 5 - хлопнуть в ладоши, 6 - прикоснуться ладонями друг к другу и сказать “шесть” и т.д. |
|
4. “Открытие” детьми новых
знаний. а) Повторение изученного.
б) “Открытие” нового.
в) Первичное закрепление. |
- Наш крот прорыл ход в замок.
Хотите узнать, кто живёт в нём? Для этого нужно
открыть учебник на с.24. - Какое “действие” живёт в замке? (Вычитание) - Как называются числа при вычитании? - Давайте заселим всех жильцов. 8-1=7 - Что интересного заметили? (Уменьшаемое одинаковое, вычитаемое увеличивается на “один”, а разность уменьшается на “один”) - Можно заполнить столбик до конца, не вычисляя? - Заселим жильцов во “второй подъезд”. 3-2=1 - Что интересного заметили сейчас? (Уменьшаемое увеличивается, вычитаемое одинаковое, разность тоже увеличивается) Аналогичная работа: 4-3=1 9-6=3 |
На доске появляется изображение
“замка”. (Учитель вывешивает плакат с рисунком, его изображение можно найти на прилагающемся диске в папке “Замок” или в учебнике) Дети записывают числа в “пустые окошки” в учебнике, учитель - на доске. Дети могут делать выводы другими словами, главное, чтобы они осознали наблюдаемые закономерности.
Выводы проговариваются. Не добиваться формального заучивания. |
5. Закрепление изученного. | - Хотите подружиться с жильцами
замка? Как люди могут подружиться друг с другом?
(нужно быть внимательными друг к другу, помогать,
общаться …) - Для этого нужно выполнить задание № 2. - Что нужно сделать в этом задании? (сравнить выражения) - Можно ли сравнить, не вычисляя? 5-2 * 5-1 (чем больше вычитаем, тем меньше остаётся - ставим знак “меньше”) |
Материал достаточно сложен для усвоения, поэтому не стоит ожидать, что все дети сразу в нём разберутся. К данным закономерностям дети будут неоднократно обращаться в дальнейшем и постепенно их освоят. Поэтому не стоит считать ошибкой, если ребёнок сравнивает выражения с помощью вычислений (если эти вычисления выполнены верно). Рассуждения детей занимают довольно много времени, поэтому можно выполнить только верхнюю строчку задания. |
6. Физ.минутка. | Маленький кротик в норочке жил Шапку, сапожки и куртку носил В нашу гимназию в гости пришёл Много друзей среди нас он нашёл! |
Дети повторяют за учителем движения, “дублирующие” слова. |
7. Повторение пройденного. а) Установление закономерности. б) Работа с геометрическим материалом |
- Давайте научим крота писать
цифры. Посмотрите на с.25. Что заметили? Как
продолжить? (81 82 83 84 85…..) - Ребята, я слышу какие-то звуки. Ещё кто-то хочет с нами подружиться? Хотите узнать, кто? - Для этого нужно выполнить задание № 7. - Что нужно сделать? - Какие фигуры видите? Докажите. (Треугольник – три угла, три стороны; четырёхугольник – четыре угла, четыре стороны) - Как будете раскрашивать? - Кто же станет нашим новым другом? (В результате правильного выполнения задания в тетрадях у ребят должно получиться изображение верблюда) - Что интересного знаете об этом животном? |
Работа в учебнике. Во время выполнения задания, учитель следит за осанкой детей, обращает внимание на правильное расположение тетради, умение держать карандаш, оказывает индивидуальную помощь в написании цифр. После рассуждений дети приступают к работе в учебнике. Интеграция с уроком окружающего мира (как и в предыдущем случае - во время устного счёта) зависит от уровня подготовки и кругозора детей класса, времени урока. |
8. Итог урока. | - Было ли на уроке что-то новое? - Интересное? - Мы с вами славно потрудились! |