Цели:
1. Сформировать способность к вычислению площади прямоугольника. Ввести в речевую практику термин “формула”.
2. Тренировать способность к составлению произведений по тексту задачи, закрепить зависимость между множителями и произведением, мотивировать целесообразность составления и заучивания таблицы умножения .
3. Развивать интерес к предмету, математические способности, мыслительные операции.
Тип урока: урок формирования знаний.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, практический.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
- Решите задачи.
1) Красная Шапочка находится между Волком и Бабушкой. Расстояние от Красной Шапочки до Бабушки 37 м, а от Волка до Красной Шапочки 62 м. Найдите расстояние, которое надо преодолеть Волку, чтобы попасть в гости к Бабушке?
2) Вес гнома Бома – 48 кг, вес гнома Бима – 54 кг. На сколько Бим тяжелее гнома Бома?
3) Знайка за неделю прочитал 200 книг. Если бы ему не мешал Незнайка, то коротышка смог бы прочитать 350 книг. Сколько книг не удалось прочитать Знайке?
4) Курочка Ряба утром снесла 15 золотых яиц и 9 простых, а вечером 10 золотых и 6 простых. Сколько яиц разбила неповоротливая мышка? (Задайте вопрос так, чтобы мы находили целое).
5)Большой рейсовый ковер-самолет вмещает 7 пассажиров. Сколько пассажиров могут перевезти 3 таких ковра-самолета? (7+7+7= 7*3=21)
6) У майского жука 6 лап. Сколько лап у 4-х таких жуков в июне месяце?
99 | 6 | 150 | 40 | 21 | 24 |
о | а | М | с | в | к |
- Прочитайте ряд чисел. Назовите самое большое число. (150) Представьте его в виде суммы разрядных слагаемых, в разных единицах счета, графически.
- Какое число “лишнее” и почему?
- На какие две группы можно распределить эти числа?
- Расположите эти числа в порядке убывания и вы сможете прочитать зашифрованное слово. (150, 99, 40, 24, 21, 6; Москва)
3. Открытие детьми “нового” знания.
Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось,
Как много в нем отозвалось…
- Что вы можете рассказать о Москве?
- Без чего нельзя представить Москву? (Без Красной площади). Дети рассматривают картину “Красная площадь”.
- Один из ребят приготовил сегодня небольшое сообщение о Красной площади. (Ученик сообщает исторические сведения)
- Что нового узнали о Красной площади?
- Как вы думаете, почему мы сегодня заговорили именно на эту тему? (Тема урока – площадь прямоугольника)
- А вы бы хотели узнать, какую площадь занимает Красная площадь?
- Это мы узнаем, когда “построим” здание, без которого нельзя представить ни Красную площадь, ни Москву, ни Россию. Что это за здание? (Кремль)
- А чтобы нам “построить” Кремль надо хорошо потрудиться. За каждое правильно выполненное задание, будем выкладывать по кирпичику. (Приложение 1)
- Что вы уже знаете о площади? (Вывешиваются таблицы с мерами измерения площади)
- Посмотрите на прямоугольник в № 1 на стр. 73. Что такое 3 см? Что такое 4 см? Как его разделили? Как можно найти площадь прямоугольника?
По 3 взяли 4 раза (3*4=12)
- Как еще можно найти площадь прямоугольника? (4*3=12)
- Сделайте вывод: как найти площадь прямоугольника, используя действие умножения?
- Прочитайте правило на стр.73. (Вывешивается один “кирпичик”)
4. Первичное закрепление.
Стр.73, № 2 ( с комментированием). (Вывешивается второй “кирпич”)
Стр.74, № 3 (самостоятельно, 1 вариант – а, 2 вариант – б, с последующей проверкой. За каждый вариант вывешивается по “кирпичику”)
5. Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
На четыре – руки шире,
Пять – будем площадь вычислять.
Измеряем мы длину,
Измеряем ширину.
Числа все перемножаем,
Вот и площадь получаем.
6. Решение задач на повторение.
Стр. 75, № 9. Анализ задачи проводится коллективно, решают самостоятельно, с последующей проверкой. (“Кирпичик”)
Стр.74, № 6 (Самостоятельно, с последующей проверкой)
7. Подведение итогов урока.
- Вот мы с вами и закончили “стройку”. Но мне кажется чего-то не хватает. Чего? (Курантов и звезды)
(Вывешиваются недостающие детали)
- Прежде, чем мы с вами узнаем наконец-то площадь Красной площади, давайте еще раз вспомним, как найти площадь прямоугольника?
- Ну, вот теперь мы можем узнать площадь Красной площади.
(Переворачивается один из “кирпичей” (самый большой), на котором записано число 64 000 кв. м)
- Кто из вас сможет прочитать это число? Как вы думаете это большая площадь?
- Что нового узнали на уроке? Что можете интересного сегодня дома рассказать своим родителям?
8. Домашнее задание.
Урок 25, № 4, № 8, № 10.